Библиографическое описание:
Лебедев А.В. КСЕНОФАН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 443-444.


КСЕНОФАН (Ξενοφάνης) из Колофона (ок. 570 – после 478 до н.э.), др.­греч. поэт и философ. После покорения греческих городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вел жизнь «скитальца» в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в «Софисте», К. – основатель элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и другой взгляд на К. (совпадающий с мнением большинства совре­менных исследователей) как на «одиночку» (Диоген Лаэртий). Как стран­ствующий учитель «мудрости», а также по своим просветительским ус­тановкам, этическому утилитаризму, гносеологическому релятивизму и эристическим приемам К. напоминает софистов 5 в. К. не выработал ни­какой философской системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихо­творениях, не свободны от противоречий. По своему стилю К. – полемист и сатирик, по своему этосу – ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религиозно-нравственный реформатор.

Основное произведение К. – «Силлы» («Сатиры») в 5 кн., направленные «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. Мифологическому политеизму К. противопоставляет монотеистическую концепцию: «Один бог, наивеличай­ший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Согласно надежной традиции (Аристотель, Теофраст), К. отождествлял единого бога с универ­сумом. Учение К. о боге есть, т. обр., пантеизм в его классическом оформ­лении. Гносеологические высказывания К. – первая в истории греческой мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по К., обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятност­ный характер. В сочетании с критикой всех философских систем этот тезис делал К. в глазах античных скептиков предтечей скептицизма. Впервые за­фиксированное у К. противопоставление мнения и знания имело программ­ное значение для античной гносеологии. Утилитаризм К. имел не только со­циально-этические (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологические следствия: «Солнце полезно... а Луна не нужна».

Фрагменты:

  • DK I, 113–139;
  • Testimonianze e frammenti. Introd., trad. e comm. M. Untersteiner. Fir., 1967;
  • Lesher J.H. Xenophanes of Colophon, Fragments: A Text and Translation with Commentary. Tornt., 1992.

Литература:

  • Jaeger W.W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1968;
  • Fraenkel H. Wege und Formen fruehgriechischen Denkens. Münch., 1968;
  • Lesher J.H. Xenofanes’ Scepticism, – Essays in ancient Greek philosophy. Vol. 2. Albany (N. Y.), 1983;
  • Lebedev A.V. A new fragment of Xenofanes, – Studi di filosofi a preplatonica. Nap., 1985, p. 13 sq.

А. В. ЛЕБЕДЕВ