Библиографическое описание:
Солопова М.А. АРАТ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 144-145.


АРАТ (῎Αρατος) из Сол (ок. 310 – ок. 245 до н. э.), греческий поэт и привер­женец учения стоической школы. Изучал философию в Афинах, вероятно, у Зенона Китийского; с 276 вместе со стоиком Персеем находился при дво­ре царя Македонии Антигона Гоната, по заказу которого написал свое самое известное произведение – дидактическую поэму «Явления» (Φαινόμενα). Согласно «Введению» грамматика Ахилла (3 в. н. э.), А. был также автором «Канона», в котором изложил учение Пифагора о гармоническом движении светил (Achill. Introd. in Arat., 15 Maass).

Поэма А., ставшая одним из самых популярных школьных сочинений раннего периода Стои, представляет собой гекзаметрическое переложение «Зеркала» и «Явлений» Евдокса Книдского. Предприняв попытку изложить астрономические сведения, известные из трудов Евдокса, возвышенным стилем, А. архаизировал свой язык, подражая Гомеру и Гесиоду. Поэма тра­диционно, согласно каноническому изданию Теона Александрийского, де­лится на две части: астрономическую и метеорологическую. После кратко­го вступления, гимна к Зевсу, следует описание звездного неба: созвездий, планет и небесных кругов (согласно теории Евдокса–Каллиппа, которую разделял и Аристотель); разъяснение календаря, часов, месяцев и времен года; признаки хорошей и плохой погоды по Луне, Солнцу, созвездию Яслей и наземным явлениям. Начальные стихи «Явлений» по своему религиозно­му пафосу сопоставимы с гимном Зевсу стоика Клеанфа: космос наполнен присутствием Бога, опекающего людей и руководящего ими посредством знамений (это учение о промыслительных знамениях божества излагается также в заключительной части поэмы). А. пишет, что Зевс – начало всего, «он всюду» и потому не имеет среди людей особенного имени, принимая их все (οὐδέποτε ἄρρητον), для человечества он «отец» (πατήρ), «великое чудо» (μέγα θαῦμα), «благо» (ὄνειαρ), «мы – порода (γένος) его», он заботит­ся о нас, посылая «знаменья верные» для жизни: когда следует сеять, когда собирать урожай и т. п., и «пределы времен» указывают звезды.

Еще в Античности дискутировался вопрос, в какой мере сам А. был зна­током астрономии, которую взялся излагать. Критиком воззрений, сообщае­мых в поэме, стал великий античный астроном Гиппарх Никейский (190–125 до н. э.), его комментарий – наиболее ранний из сохранившихся текстов, посвященных А. и его поэме (см.: Hipparchi in Arati et Eudoxi phaenomena commentariorum libri III, ed. C. Manitius. Lpz., 1894); «Явления» комменти­ровал также старший современник Гиппарха математик и астроном Аттал Родосский, от 4-х книг его комментариев сохранились фрагменты, извест­ные по репликам у Гиппарха. Стоик Посидоний написал «Сравнение мне­ний Гомера и Арата об астрономии» не в пользу А. Благодаря своим ли­тературным достоинствам поэма стала предметом подражания и изучения. Близко к тексту ее пересказывают Плиний Старший в «Естественной исто­рии» и Вергилий в «Георгиках»; поэму не раз переводили на латынь стихами и прозой (Цицерон, Цезарь Германик, Авиен, Аноним 7 в.). О популярности Аратова сочинения говорит цитата стиха «мы порода его» в проповеди ап. Павла в Афинах (Деян. 17:28), которую слушали в т. ч. «некоторые из эпи­курейских и стоических философов» (Там же, 17:18).

Текст

  • Arati Phaenomena. Ed. E. Maass B., 1893;
  • Commentariorum in Aratum Reliquiae. Ed. E. Maass. B., 1898 (repr. 1958);
  • Arati Phaenomena. Ed. J. Martin. Fir., 1953;
  • Scholia in Aratum vetera. Ed. J. Martin. Stuttg., 1974.
  • Рус. пер.: Арат. Явления, – в кн.: Небо, наука, поэзия: античные авторы о небесных светилах. Пер. и комм. А.А. Россиуса, вступ. ст. Г.М. Дашевского. М., 1992, с. 25–61 (пер.); 119–189 (комм.).

Литература

  • Martin J. Histoire du texte des Phénomènes d’Aratos. P., 1956;
  • Ludwig W. Aratos, – RE, Suppl. X, 1965, col. 27–30;
  • Erren M. Aratos Phaenomena. Münch., 1971;
  • Россиус А.А. Композиция «Явлений» Арата, – ВДИ, 2004, 4, с. 21–38.

М. А. СОЛОПОВА