Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 93-95.


АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА 1) платонизма и 2) неоплатонизма.

Александрийская школа платонизма, название, условно объединяю­щее ряд философов-платоников 1 в. до н. э. – нач. 5 в. н. э., не связанных единообразно с определенным институтом, но учивших в Александрии. Платоновские тексты попадают в Александрию, вероятно, уже в период ос­нования Музея; предметом специального рассмотрения и комментирования они становятся у Стефана Александрийского (ум. 180 до н. э.), сгруппиро­вавшего их по трилогиям, выделившего неподлинные диалоги и, вероят­но, осуществившего издание корпуса (см. D. L. III 61–66). Рефлексом того, что Платон среди александрийских филологов сначала был оценен за ли­тературные достоинства, являются известные слова Панетия, назвавше­го Платона «Гомером философов». В 87 до н. э. в Александрии находился Антиох Аскалонский, провозгласивший отказ от академического скепсиса и возвращение к догматизму Древней Академии. Возможно, с кругом его учеников так или иначе был связан Евдор Александрийский, который, отка­завшись от свойственного Антиоху стоического материализма в толковании сверхчувственного мира и от безусловного приятия аристотелевской логи­ки, развил пифагорейские моменты в платонизме, обратился к непосред­ственному толкованию текстов Платона (в частности, «Тимея») и тем са­мым открыл т. н. Средний платонизм. О том, что платонизм в Александрии продолжал развиваться на рубеже старой и новой эры, можно судить по соч. Филона Александрийского. В духе александрийского платониз­ма философствовал Аммоний, учитель Плутарха (ум. ок. 80 н. э.), от ко­торого у Плутарха интерес к пифагорейской числовой символике и вос­точным вероучениям. Вероятно, сходный комплекс идей – но при гораздо более развитом мистическом начале – развивался в кружке Аммония, учи­теля Плотина, и ряда других платоников (Оригена, которого не следует сме­шивать с учителем Церкви; Геренния; колдуна Олимпия; и др.); однако ок. 242, вероятно после смерти Аммония, кружок его учеников распался. В кон. 4 – нач. 5 в. в Александрии преподавала Гипатия (ум. 415); хотя «Суда» сообщает, что Гипатия читала публичные лекции о Платоне, Аристотеле и др. философах, тем не менее сведений о философских соч. Гипатии у нас нет, и по тому же «Суде» вероятнее всего заключить, что прямой специ­альностью Гипатии, дочери и ученицы математика Теона, была геометрия и астрономия. Учеником Гипатии был Синесий Киренский, с 411 епископ Птолемаиды, сочинения которого представляют собой смешение христиан­ства и платонизма, затронутого влиянием Плотина.

Александрийская школа неоплатонизма в плане догматики пред­ставляла собой ответвление Афинской школы неоплатонизма. Первым не­оплатоником Александрийской школы был ученик Плутарха Афинского (ум. 432) Гиерокл Александрийский, который ок. 420 начал в родном городе преподавание платоновской философии в ямвлиховском духе. Как язычник Гиерокл был отправлен в изгнание, но затем вернулся в Александрию и про­должал учить по-прежнему. В Афинах у Сириана учился Гермий, от которо­го дошла запись лекций Сириана о «Федре». Сын Гермия Аммоний, ученик Прокла, открывает «неоплатоническую эру» комментирования Аристотеля. Преподавание платоновской философии в Александрии при этом не преры­вается: между 475 и 485 курс платоновской философии у Аммония слушал Дамаский, сорока годами позже лекции Аммония о «Горгии» – Олимпиодор; на лекции по платоновской философии, в частности на комментарий к «Теэтету», ссылается Асклепий. Иоанн Филопон, также ученик Аммония, приняв христианство, полемизирует с ортодоксальным неоплатонизмом Афинской школы, но прежде всего (в сочинении «О вечности мира про­тив толкования Прокла») он обрушился на традицию неоплатонического толкования «Тимея». Вероятно, непосредственным преемником Аммония был Евтокий, читавший курс по «Органону» Аристотеля. Ряд комментари­ев к Платону принадлежит Олимпиодору Младшему, последнему неопла­тонику-язычнику Александрийской школы. Ученики Олимпиодора Элий и Давид – христиане; в это время (2-я пол. 6 – нач. 7 в.) изучение филосо­фии в Александрийской школе ограничивается началами логики.

Программа обучения в Александрийской школе – как и в Афинской – включала в себя толкование сочинений как «дивного» Аристотеля, так и «божественного» Платона, причем соч. первого рассматривались как вве­дение и необходимое дополнение к сочинениям второго. Знакомство с пол­ным корпусом сочинений Аристотеля, по мнению Александрийской школы, необходимо приводит к пониманию их принципиального согласия с филосо­фией Платона – точка зрения, восходящая к Антиоху Аскалонскому, но от­вергнутая уже Евдором, первым представителем антиаристотелевской тра­диции в платонизме (из позднейших ср. Аттика, Плотина, Сириана). Однако до чтения полных корпусов Аристотеля и Платона дело в Александрийской школе доходило, вероятно, крайне редко (у Аммония?). При этом сочи­нения Платона читались в меньшей степени, чем в школе Афинской. От Олимпиодора, например, дошли три комментария к диалогам Платона («Алкивиад I», «Горгий», «Федон»), читавшимся первыми по порядку из 12 входивших в полный курс платоновской философии (см. Афинская школа). Элементарный характер обучения провоцировал иной раз в качестве пропе­девтики толкование других (помимо сочинений Платона и Аристотеля) со­чинений по практической этике: отсюда – комментарии к «Золотым стихам» Гиерокла и к «Руководству» Эпиктета Симпликия. Основной курс начинался с общего введения в философию, построенного по плану Arist. An. Post. II 1; в качестве примера такого рода введения в философию см. русский перевод древнеармянской версии «Введения» Давида (Фессалоникийского?) в кн.: Давид Анахт. Сочинения. М., 1975; за ним следовало введение ко «Введению» Порфирия, чтение самого «Введения», затем – введение к Аристотелю, включавшее классификацию его сочинений (см. Аристотеля комментато- ры), затем толкование «Органона», начинавшееся с «Категорий». К концу 6 в. в Александрийской школе обучение принимало все более элементар­ный характер и последний представитель Александрийской школы Стефан Александрийский, перебравшись из Александрии в Константинополь и сде­лавшись (после 610) «вселенским наставником» (οἰκουμενικὸς διδάσκαλος), т. е. преподавателем императорской академии, среди прочего преподавал квадривий. По характеру комментариев к Александрийской школе примы­кает Симпликий, стремившийся, как и александрийцы, объединить учения Платона и Аристотеля.

Александрийская школа неоплатонизма в целом повлияла на формирова­ние византийского богословия (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл и др.); с Иоанном Филопоном связан сирий­ский аристотелизм (в частности, сирийские монофизиты), через него тради­цию толкования Аристотеля перенимают арабы, оказавшие затем значитель­ное влияние на западноевропейскую средневековую философию.

Литература

  • Tannery P. Sur la période fi nale de la philosophie grecque, – RPh XLII, 1896, p. 266– 287;
  • Vancourt R. Les derniers commentateurs alexandrins d’Aristote. Lille, 1941;
  • Richard M. ̕Απὸ φωνῆς, – Byzantion 20, 1950;
  • Saffrey H. D. Le Chrétien Jean Philopon et la survivance de l’école d’Alexandrie au VIe siècle, – REG LXVII, 1954, p. 396–410;
  • Marrou H.-I. Synesios of Cyrene and Alexandrian Neoplatonism, – Confl ict between Paganism and Christianity in the Fourth Century. Ed. A. Momigliano. Oxf., 1960;
  • Westerink L. G. The Alexandrian School since Hermias, – Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy. Introd., text, transl. and indi ces by L. G. Westerink. Amst., 1962, p. x–xiii;
  • Hadot I. Le problème du néoplatonisme ale­xandrin. Hiéroclès et Simplicius. P., 1978;
  • Westerink L. G. Texts and studies in neoplatonism and Byzantine literature. Amst., 1980.

См. также лит. к отд. философам и к ст. Средний платонизм, Неоплатонизм, Афинская школа, Аристотеля комментаторы, Платона комментаторы.

Ю. А. ШИЧАЛИН