Библиографическое описание:
Верлинский А.Л. ПРОТАГОР из Абдер // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 643-651.


ПРОТАГОР (Προταγόρας) из Абдер (ок. 485–415 до н. э.), основоположник движения софистов, ритор, философ, политический деятель.
Жизнь. Род. в г. Абдеры во Фракии. Известный в изложении Диогена Лаэртия рассказ о том, что П. в молодости был носильщиком (хвороста или корзин) и затем, придумав хитроумное устройство для переноски грузов, попал, уже немолодым человеком, в ученики и секретари к Демокриту, не­достоверен (Heinimann 1976, S. 143; само изобретение П., возможно, исто­рично, ср. D. L. IX 53 = Arist. fr. 63 Rose) и восходит к Эпикуру (DK68 A 9, DK80 B 3; D. L. IX 53, ср. IX 50), который, по-видимому, таким образом пытался обвинить П. в плагиате у Демокрита. Бесспорно, напротив, что Демокрит писал против П. (68 B 156, 80 A 15).
П., по возрасту старший из софистов, начал свою преподавательскую деятельность в нач. 450-х. Он неоднократно посещал Афины (Plat. Prot. 310e; 80 A11). Ему было поручено составление законов для Фурий (D. L. IX 50) – общегреческой колонии, выведенной в Южн. Италию в 443, по ини­циативе Перикла, что показывает значительный авторитет П. и близость к афинскому правительству (см. также А 10); о его популярности в Афинах позволяет судить начало платоновского «Протагора», действие которого приурочено примерно к 432. П. принадлежит описание мужественного по­ведения Перикла во время эпидемии 430–429 в Афинах (B 9, единственный сохранившийся образец стиля П.). Нападки на П. содержатся в афинских комедиях, поставленных в 423 и 421 (А 11).
Ок. 415 П. был обвинен в нечестии за утверждение, что он не может ни утверждать, ни отрицать существование богов; согласно одной версии, вряд ли достоверной, он утонул на пути из Афин (возможно, П. сам поки­нул Афины до начала процесса: D. L. IX 54; A 12; суровость преследования, очевидно, была спровоцирована публичным чтением сочинения «О богах», см. также A 11). Достоверность рассказа о том, что его книги были сожжены по распоряжению властей (D. L. IX 52 = A 1, ср. A 3, 4, 23), невелика – это акция, не имеющая аналогий в Греции классической эпохи (Müller, 1976).
Сочинения. Фрагменты из произведений П. и свидетельства о его уче­нии немногочисленны и лишь в отдельных случаях могут быть отнесены к известным названиям его сочинений (их список см.: D. L. IX 52; с уче­том других источников этот список может быть дополнен). Онтологическая и эпистемологическая проблематика трактовалась в соч. «Истина» (другое название – Καταβάλλοντες [sc. λόγοι], «Повергающие наземь доводы»), в на­чале которого приводилось знаменитое положение «человек – мера вещей». Сочинение «О сущем» было направлено против элеатов (B 2); «Антилогии», судя по враждебной Платону традиции (B 3), согласно которой это сочи­нение предвосхищало положения платоновского «Государства», было по­священо этико-политическим вопросам (возможно, на то же сочинение П. указывает название «О государстве»); «О борьбе» содержало приемы ар­гументации против представителей различных искусств (B 8), «О матема­тических науках» – критические высказывания об основоположениях этих областей знания (B 7). Положение о невозможности отрицать или утвер­ждать существование богов стояло в начале сочинения «О богах» (B 4). Cодержание сочинений «О добродетелях» и «О первоначальном состоя­нии», вероятно, отразилось в платоновском «Протагоре».
Источники. Восполнением немногочисленных сохранившихся сви­детельств об учении П. служат рассуждения, которые произносит П. как персонаж платоновских диалогов «Протагор» и «Теэтет». В первом из них Сократ демонстрирует П., претендующему на воспитание будущих прави­телей государства, его беспомощность в определении того, что есть добро­детель, которую он намерен преподавать. Во втором релятивистский прин­цип П. «человек – мера» (лат. homo mensura), сенсуализм и гераклитовское учение рассматриваются как взаимно предполагающие друг друга и опро­вергаются в качестве наиболее серьезной угрозы для основных принципов платоновской философии. Рассуждения П. в платоновских диалогах, без ко­торых невозможно исследование взглядов исторического П., требуют кри­тического подхода в плане их достоверности. Несомненно, Платон пред­ставлял воззрения своего оппонента более последовательными, чем они были на самом деле, а также извлекал из его положений следствия, которые еще не были ясны при жизни П. Достоверность протагоровского «мифа» о происхождении добродетелей (Prot. 320c – 323a = 80 C 1) в целом весьма высока (Müller 1976, S. 312–340; Manuwald 1996, S. 102–131), еще меньше оснований сомневаться в историчности примыкающего к нему рассужде­ния о роли различных видов обучения в формировании добродетели (Prot. 323a – 328d); в «Теэтете» непосредственное истолкование положения homo mensura (152a–c) несомненно близко к подлинному учению П., напротив, «тайное учение» (Theaet. 152c–e), согласно которому П. оказывается сто­ронником положения о текучести материи, фиктивно и представляет собой лишь попытку извлечь из взглядов П. их онтологические следствия, важные для Платона (к этому месту Платона восходит и сходное учение, которое приписывает П. Секст Эмпирик: Pyrrh. I, 216–219 = A 14). Достоверность т. н. «защиты» П. (Theaet. 165e – 168c) остается спорной (Burnyeat 1990, p. 22 прим. 30; Kerferd 1981, p. 104).
Аристотель несомненно обращался к произведениями П., чьи воззре­ния он критикует в ряде случаев. Интерес к П. сохранялся в эпоху эллиниз­ма и Римской империи, но упоминания его философских воззрений (в ос­новном положение «человек – мера» и сомнение в существовании богов) показывают поверхностное знакомство с ними, даже у Секста Эмпирика, хотя, как видно из замечания Порфирия (80 B 2), какие-то из сочинений П. были еще доступны в 3 в. н. э. Рассуждение П. в «Комментарии на Псалмы» Дидима Слепого (4 в. н. э., папирус из Туры в Египте, впервые опублико­ванный в 1966) восходит к доксографическому компендию скептического направления (Kerferd 1981, 35).
Учение. О характере и целях преподавания П. дает представление его речь в платоновском «Протагоре»: он обещает научить управлению домаш­ними делами и помочь достижению первенства в политической жизни «в речах и делах», противопоставляя его как узкопрофессиональному образо­ванию, так и дисциплинам «квадривия», которые преподавал Гиппий (Plat. Prot. 318e–319а, ср. Resp. 600de). Согласно Платону (Prot. 349a), П. первым стал называть себя «софистом» в качестве преподавателя «добродетели» и общеобразовательных дисциплин и брать деньги за обучение. Хотя его обучение было нацелено на то, что полезно для политической деятельности и организующей осью его служила риторика, круг преподаваемых предметов оказывается весьма широким: словесность (грамматика, толкование поэти­ческих произведений), навыки логической аргументации, сведения о праве и государственных институтах, философские вопросы. Интеллектуальное и нравственное воспитание в известной степени отождествляются: обу­чение у П. изображается как последний этап воспитания «политической добродетели», начатого с раннего детства самим афинским укладом жиз­ни, школой и государственными институтами (Prot. 324c–328c). Очевидно, что моральные стандарты носителя «политической добродетели» в прота­горовском смысле не расходятся с принятыми в обществе и вместе с тем что в своих высших проявлениях она мыслится как интеллектуальное со­вершенство, достижимое лишь для тех, кто прошел школу софиста. Другие высказывания, подчеркивающие роль природных задатков, необходимость занятий смолоду, роль привычки и упражнения (B 3, ср.: Plat. Prot. 323cd), трудности учения (B 10–12), дополняя платоновское свидетельство, пока­зывают П. как первого теоретика педагогики.
Человек – мера вещей. Философски наиболее значительным являет­ся положение П.: «Человек есть мера всех вещей (πάντων χρημάτων μέτρον): существующих – что они есть, несуществующих, что их нет. Каковым мне представляется нечто, таково оно для меня. Каковым оно представляется тебе, таково для тебя» (Plat. Theaet. 152a, ср. более кратко: Crat. 385ef; ср.: A 14). Пояснением служит пример с ветром (Theaet. 152b, вероятно, восхо­дящий к самому П.), из которого следует, что ветер сам по себе не является ни холодным, ни не холодным, но холоден для мерзнущего и не таков для того, кто не мерзнет. Т. обр., согласно П., 1) объект обладает теми или ины­ми свойствами не сам по себе, но всегда только относительно того или иного субъекта; 2) суждения субъекта о предмете, основанные на представлении о нем, не могут быть опровергнуты, они всегда истинны для данного субъ­кта. Под «человеком», чьи представления являются мерилом, т. е. критери­ем существования, П. понимал не человека как такового (родовое понятие), но индивидуального субъекта (GUTHRIE 1969, p. 188–189, Kerferd 1981, p. 88, ср.: Huss 1996). Компромиссное предположение, что П. ссылается на кон­фликт отдельных представлений о предмете только для того, чтобы доказать истинность обыденных суждений о мире людей в целом, в противополож­ность досократикам, противопоставлявшим истинность своих положений заблуждениям обычных людей (Kapp 1936, S. 70–73; см. также: Fritz K. von. 1971, S. 67–71; 1957, S. 908–921), опирается в первую очередь на замечание, что П. мог бы поставить на место человека в своем утверждении свинью или обезьяну (Plat. Theaet. 161c). Оно, однако, лишь подразумевает, что П. игно­рирует различия в степени разумности и обоснованности конфликтующих суждений (ср. Plat. Crat. 386c). В целом же, согласно Платону и последую­щей традиции, П. ставил своей целью доказать отсутствие объективных кри­териев истинности суждения отдельных субъектов. В то же время П., если верить Платону, распространял свое положение и на коллективных субъек­тов: законы, принимаемые гражданским коллективом, истинны для этого со­общества, пока не будут отменены (Theaet. 166c).
Как видно из примера в «Теэтете» (152b), «вещи» (χρήματα) у П. это свойства предметов, а их «существование» – наличие или отсутствие этих свойств в данный момент, удостоверяемое безошибочными (для самого субъекта) непосредственными представлениями. Вывод о равной истин­ности подобных суждений П. распространил по аналогии на суждения, не основанные непосредственно на чувственном восприятии, а также на су­ждения о существовании онтологического порядка. В дальнейшем рассуж­дении в «Теэтете» принцип «человек – мера» распространяется на знания, которые ученик получает у софиста, и на суждения о справедливом и не­справедливом (Theaet. 167ab).
Другие свидетельства показывают, что аргументация П. против поло­жений философского, научного знания и традиционных представлений сво­дятся к указанию на их противоречие данным непосредственного чувст­венного опыта. П. полемизировал против элеатов, в частности, выдвигая против парадокса Зенона Элейского доводы, основанные на устранении явлений, находящихся за пределами чувств (DK29 А 29). Сохранился ар­гумент П. против геометров, из сочинения, в котором приводились образ­цы доказательств против основных положений различных областей знания (DK80 B 8), состоит в том, что поскольку на практике круг не касается ли­нейки только в одной точке, то не существует таких прямых и окружно­стей, существование которых предполагает геометрия (B 7). Возможно, П. отрицал истинность и других положений теоретической математики (Лурье 1947, с. 123). В сочинении «О богах» П. писал, что не знает, существуют боги или нет и как они выглядят, ссылаясь на «неочевидность» богов для восприятия и на краткость человеческой жизни (B 4, ср. А 12), снова де­лая безошибочность чувственного опыта критерием надежности суждения. Личная форма этого утверждения, однако, показывает, что П. готов признать веру других, основанную на надежных для них представлениях. В поздней­шей традиции позиция П. нередко истолковывалась как завуалированный атеизм (А 12, 23).
Согласно позиции П. в «Теэтете», конфликтующие представления о предмете нескольких субъектов истинны для каждого из них (что соот­ветствует релятивизму в современном понимании: нет критериев для вы­бора между противоположными суждениями). В послеплатоновских сви­детельствах, однако, тезис П. часто передается без оговорки об истинности представлений для с амого субъект а, в форме утверждения, что каждое из конфликтующих представлений истинно бе зусловно. На этом основы­вается демокритовское и платоновское опровержение релятивизма П. (т. н.
περιτροπή 80 A 15). Аристотель (Met. III, 4–6) рассматривает положение П. в подобной трактовке как нарушающее закон противоречия (Burnyeat 1976 (1), p. 45–46). Возможно, П. не сознавал различий между двумя этими пози­циями, которое в действительности трудно провести, когда суждения субъ­екта выходят за рамки элементарных ощущений и относятся к тому, что касается и других людей. Релятивистская констатация множественности равноправных истин была для П. не самоцелью, но способом ограничения претензий на общезначимость определенных положений теоретического знания (метафизика, математика) и традиционных представлений (вера в су­ществование богов), что придавало его тезису сверхсубъективный характер.
Полагая «истинными» для каждого, т. е. не подлежащими опроверже­нию, любые суждения, в т. ч. вступающие в конфликт с суждениями других, П. вводит практический критерий для различения субъективных представ­лений – они могут быть лучшими и худшими для самого субъекта, и поня­тие экспертизы специалиста: если больному еда кажется горькой, а здоро­вому та же еда – не горькой, врач постарается не переубедить, но вылечить больного, так что его ощущения от еды изменятся и станут «лучшими» (Theaet. 166е–167a). Сходный критерий П. применяет и к более широко­му кругу представлений: профессия софиста, в частности, состоит в том, что он изменяет худшее состояние своих воспитанников при помощи своих занятий на лучшие и, соответственно, их представления, а искусный ора­тор делает так, что гражданскому сообществу представляются справедли­выми те законы, которые полезнее для сообщества, при том что принятые законы равно справедливы для данного сообщества, пока они не отменены. Принятие и отмена закона основываются в конечном счете на представле­нии о его справедливости и несправедливости столь же непосредственном, как ощущения тепла и холода или горечи и сладости. Специалист не распо­лагает неоспоримым, общезначимым знанием о самом предмете, но облада­ет умением воздействовать на подопечного в более полезном для того, как представляется специалисту, направлении. Трудно сказать, в какой мере это понимание, соответствующее общему взгляду Платона на характер софис­тического образования, соответствует взглядам исторического П.
Т. обр., П., считая равно произвольными любые положения, не имею­щие непосредственной опоры в опыте, признает существование эффектив­ного знания в практической сфере, способного различать полезное и вред­ное и изменять состояния людей (медицина, юриспруденция, политика и т. п.). П. в изображении Платона исходит из того, что специалист будет руководствоваться благом своих подопечных, однако не обладает точным знанием этого блага, сводя знание к субъективным представлениям.
Философское и научное значение принципа homo mensura состоит в от­крытии принципа неограниченной релятивности (до этого в греческой философской литературе встречались лишь утверждения об относитель­ном характере тех или иных верований, представлений или о релятивно­сти представлений человека в родовом смысле в противоположность пред­ставлениям других живых существ). Хотя непосредственно тезис П. был направлен против учений досократиков, в первую очередь Парменида, ис­ходивших из того, что их истины имеют общезначимый характер, он спо­собствовал пониманию относительности чувственно воспринимаемых свойств предметов в целом и постановке вопроса об их отношении к тому, что существует безусловно и объективно. До Протагора такие свойства, как цвет, запах и т. д., рассматривались или как принадлежащие самим перво­началам (Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл), или как нечто представляющее собой лишь обман чувств (Парменид). Демокрит, приняв тезис, впервые сформулированный П., о «конфликте» восприятий одной и той же конкрет­ной вещи от вида к виду, от субъекта к субъкту, у одного и того же субъек­та в зависимости от его состояний, пришел к выводу, что все чувственно воспринимаемые свойства не принадлежат самим объектам (DK68 A 112). Однако Демокрит, который детально оспаривал релятивизм П. (68 B 156; 80 A 11), противопоставил релятивистской констатации этой вариативности ее объяснение, основанное на атомистической физике: вариативность в вос­приятии является следствием изменчивости и объекта, и субъекта, и самой среды (68 B 9), указав, т. обр., на возможность объективного описания ле­жащих в основе восприятия процессов.
Риторика. Традиция приписывает П. различные новшества в препо­давании риторики и приемов ведения спора (эристика), утверждение, что о любой вещи могут быть высказаны два противоположных утверждения, практику упражнений в аргументации против любых выдвинутых положе­ний, технику опровержения путем подведения противника к противоречию при помощи цепочки вопросов, что формально напоминает сократовский метод (80 A 1 §51; 53). Подобная тренировка для дискуссий – теоретиче­ских, судебных и политических, – сама по себе не связанная с релятивиз­мом и имевшая сугубо формальный характер, была истолкована как вы­ражение беспринципности. Обещание П. научить учеников сделать более слабый довод более сильным изображается в «Облаках» Аристофана как рекомендация превзойти противника в обмане (Nub. 111–114 = DK80 C 2). Аристотель, соглашаясь с порицаниями этого положения П., относит стоя­щую за ним практику к типичным для софистической риторики попыткам выдать правдоподобное при определенных обстоятельствах за безусловно правдоподобное (A 21).
Теория языка. П. был основоположником систематического изуче­ния греческого языка, впоследствии продолженного другими софистами. Он ввел разделение высказываний на четыре класса: вопрос, ответ, просьба, приказ (80 А 1), три рода существительных (мужской, женский и род неоду­шевленных предметов, А 27), с той и другой классификацией связаны кри­тические замечания по поводу употребления наклонений (неправильности у Гомера, А 28) и соответствия окончания слова его родовой принадлежно­сти (С 3). Усилия П. были направлены на обучение правильному словоупот­реблению (Plat. Prot. 339a), но не на реформу языка в целом.
Этико-политические воззрения. В диалоге «Протагор» в ответ на во­прос Сократа, можно ли научиться добродетели, П. дает ответ в форме ска­зания (мифа): человек является творением Прометея, наделившего свое соз­дание «техническими» способностями, похищенными с Олимпа, благодаря которым человеческий род, родственный в силу этого богам, сумел быстро создать искусства и ремесла, язык и религию. Однако страдая от нападений зверей и испытывая в силу этого потребность в создании сообщества, люди, не получив в дар от Прометея при творении «политической добродетели», не могли ужиться вместе. Зевс, сжалившись над людьми, распределяет ме­жду ними это свойство.
Нередко высказывались сомнения в том, что эта притча отражает взгля­ды исторического П., прежде всего из-за ее кажущегося противоречия рели­гиозному агностицизму П., однако участие богов может подразумевать, что люди гипостазировали в образе богов свои собственные свойства (Müller 1976, S. 313–318), или же быть истолковано в агностическом духе – как при­знание того, что в цивилизации присутствуют элементы, которые не подда­ются рациональному объяснению и которые могут быть поэтому, в согла­сии с традицией, отнесены на счет участия богов в судьбах человечества. Достижения «технического» характера являются, по П., делом одаренных в том или ином отношении индивидов, тогда как основы социальной жизни покоятся на предрасположенности к ней всех или, по крайней мере, боль­шинства людей (322c). В то же время «политическая добродетель» не врож­дена, но является предметом воспитания, в котором так или иначе участву­ет все общество (325a–326e). Позднейшее наделение людей способностью к общественной жизни не только демонстрирует необходимость подобных свойств даже при наличии технических навыков, но и указывает, что спо­собность жить в обществе возникла лишь постепенно, на определенной стадии развития (ею не обладают некоторые народы, см. 327d). «Миф» и следующее за ним «рассуждение», следовательно, не взаимозаменяемы, но дополняют друг друга. Первый представляет собой указание на проис­хождении у людей понятия о социальных свойствах, второе демонстрирует необходимость обучения им и пути достижения этого в обществе, основан­ном на этих свойствах.
Доказательство в «Протагоре», что обычные граждане обладают, в той или иной степени, «политической добродетелью», т. е. компетенцией в го­сударственных делах, как и признание правомерности законодательных ре­шений большинства (Theaet. 167c), показывают П. как сторонника фунда­ментальных принципов демократии. Оптимизм речи в «Протагоре», вера в воспитательную силу политических институтов демократии и ее образо­вательной системы, частью которой П. считает и свое преподавание, по-ви­димому, историчны. Тот же оптимистический рационализм лежит в основе положения П. о желательности изменения законов, руководствуясь пользой (Theaet. 167c).
П. первым оспорил традиционное традиционное понимание наказания как возмездия и выдвинул в качестве его целей исправление преступника, подавление неисправимых и устрашение других, подчинив его тем самым принципу практической целесообразности, что не предполагает, однако, ав­томатически требования смягчения наказаний (это положение П. разделял и Платон, Manuwald 1999; об интересе П. к теории наказания говорит и сви­детельство об обсуждении им с Периклом проблемы вменяемости престу­пления, 80 А 10). В совокупности политическое мировоззрение П. является рационализмом, прагматизмом и приверженностью к демократии, кото­рой руководит образованная элита, что ближе всего соответствует Афинам в правление Перикла. Напротив, вера П. в воспитательное воздействие го­сударства на граждан, как и отсутствие у него высказываний, ограничиваю­щих роль государства защитой жизни и имущества граждан (ср. с учениями о договоре), не позволяют отнести его к сторонникам идеологии, напоми­нающей либерализм, с которым часто связывают имя П.
Фрагм. и свидетельства: DK II, 253–271 (рус. пер. Маковельский А. О. Софисты. Вып. 1–2. Баку, 1940–1941); I sofi sti: Testimonianze e frammenti. Ed. M. Untersteiner. Fasc. I. Fir., 19612. Н о в ы е ф р а гм е н т ы : Decleva Caizzi F. Protagoras (3T = PTura V 222, 18– 29), – CPF I, 1***.1, 1999, p. 668–676; Mejer J. The Alleged New Fragment of Protagoras (1972), – Sophistik. Hrsg. von C. J. Classen. Darmst., 1976, S. 306–311.
Протагор в платоновских диалогах. Platon. Protagoras. Übersetzung und Komm. v. B. Manuwald. Gött., 1999; Cornford F. M. Plato’s Theory of Knowledge: The «Theaetetus» and the «Sophist» of Plato. L.; N. Y., 1935 (19572); Burnyeat M. The «Theaetetus» of Plato. Tr. by M. J. Levett rev. by M. Burnyeat. Indnp.; Camb., 1990; Sedley D. N. The Midwife of Platonism: Text and Subtext in Plato’s «Theaetetus». Oxf., 2004.
Лит.: Изложения в рамках общих т рудов: Gomperz H. Sophistik und Rhetorik. Lpz.; B., 1912; GUTHRIE, HistGrPhilos III. The Fifth Century Enlightenment. Camb., 1969; Kerferd G. B. The Sophistic Movement. Cambr., 1981; Kerferd G. B., Flashar H. Die Sophistik, – GGPh, Antike 2. 1, 1998, S. 1–137 (библ.); Фило софские воз зрения. Kapp E. [Rez.:] Langerbeck H. Doxis Epirhysmie, – Gnomon 12, 1936, S. 65–77, 158–169; Fritz K. von. Nous and Noein in Presocratic Philosophy. Part II, – CPhil 41, 1, 1946, p. 24–34 (repr. Presocratics. Ed. by A. Mourelatos. Princ., 1971, p. 67–71); Idem. Protagoras, – RE, 23, 1957, Sp. 908–921; Vlastos G. Introduction, – Plato. Protagoras. Tr. by B. Jowett, rev. by M. Ostwald. N. Y., 1956, p. VII–LXVI; Heinimann F. Vorplatonische Theorie der τέχνη (1961), – Sophistik. Hrsg. v. C. J. Classen. Darmst., 1976. S. 127–169; Müller C. W. Protagoras über die Götter (1967/1976), – Ibid., S. 312–340; Burnyeat M. F. Protagoras and Self-Refutation in later Greek Philosophy, – PhRev 85, 1976, p. 44–69; Idem. Protagoras and Self-Refutation in Plato’s «Theaetetus», Ibid., p. 172–195; Decleva Caizzi F. La tradizione protagorea ed un frammento di Diogene di Enoanda, – RFIC 104, 1976, p. 435–442; Idem. Il frammento 1 DK di Protagora: nota critica, – Acme 31, 1978, p. 11–35; Manuwald B. Platon oder Protagoras? Zur grossen Rede des Protagoras (Plat. Prot. 320c8–328d2), – ΛΗΝΑΙΚΑ: Festschrift für C W Müller. Hrsg. v. Chr. Mueller-Goldingen, K. Sier. Stuttg.; Lpz., 1996, S. 102–131; Huss B. Der homo-mensura Satz des Protagoras. Ein Forschungsbericht, – Gymnasium 103, 1996, S. 229–257; Лурье С. Я. Очерки из истории античной науки. М.; Л., 1947.

А. Л. ВЕРЛИНСКИЙ