Библиографическое описание:
Солопова М.А. «О ДУШЕ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 523-526.


«О ДУШЕ» (Περὶ ψυχῆς, лат. De anima), трактат Аристотеля, впервые сис­тематически излагающий учение о душе (психологию); датируется ок. 334 (т. наз. 2-й афинский период – время преподавания в Ликее). Наука о душе, по Аристотелю, относится к теоретическим наукам и примыкает к физике и биологии (отсюда – предпочтение вопросам психофизиологии и харак­терное отсутствие этической проблематики); в трактате «О возникновении животных» имеются упоминания о соч. «О Д.» как уже написанном (Gen. anim. 736а37, 779b23, 786b25, 788b2). Однако если исходить из намечен­ной в 12 кн. «Метафизики» иерархии сущностей (от неживых тел к телам природным, растениям, животным, людям и богам), то психология в сис­теме философии Аристотеля оказывается связующим звеном между физи­кой и первой философией (основа для позднейшей неоплатонической ин­терпретации).

Трактат состоит из 3-х книг; в первой дается критический обзор мнений предшественников Аристотеля на природу души, в остальных двух излага­ется его собственное учение. Как и все сохранившиеся произведения, «О Д.» относится к эсотерическим (внутришкольным) сочинениям Аристотеля; четкая структура произведения позволяет считать дошедший до нас текст в основном подготовленным самим Аристотелем, однако не до конца, о чем говорит фрагментарный характер кн. III. В соответствии с заявленным пла­ном (De an. I 1, 402a), Аристотель вначале предполагает рассмотреть приро­ду души (этому посвящена критическая кн. I и первые главы кн. II), затем – ее привходящие свойства, из которых одни свойственны только душе (таков ум; см. отдельные главы кн. III), а другие – душе вместе с телом (душевным способностям посвящены кн. II и почти вся кн. III), в связи с чем сама душа получает определение как «энтелехия» тела.

Книга первая: общее введение с обоснованием темы исследова­ния и указанием одновременно важности и сложности предмета (гл. 1); Аристотель указывает на связь научной (описательной) психологии (τῆς ψυχῆς ἱστορία) с физикой (402a5), а также на специфику души как одновре­менно предмета и орудия познания; в отличие от математика и философа (представителей двух других теоретических наук), физик-психолог не мо­жет изучать свой предмет абстрактно: изучаемые им состояния души (πάθη) «неотделимы от природной материи живых существ», они есть «смыслы, связанные с материей» (λόγοι ἔνυλοι). Основное содержание книги – крити­ка ранних теорий души, от досократиков до Платона.

Главные возражения Аристотеля: душа не может быть ни тонкой телесной субстанцией (против древних натурфилософов), ни бестелесной субстанцией (против Платона), ибо она вообще не есть самостоятельная субстанция, ни гармонией (про­тив пифагорейцев). Будучи источником движения (жизни) и познания, душа не должна мыслиться отдельно от движимого ею тела, без которого она не может быть ни реальным принципом жизни, ни познания.

Книга вторая. Аристотель дает собственное определение души как «первой энтелехии естественного тела» (в отличие от искусственного), «об­ладающего органами» (органы ощущающей души – пять органов чувств, органы растительной души – внутренние органы тела, благодаря которым возможны рост, питание и порождение) (412a27–b6). В определении име­ется в виду жизнь разумной души (человека). Начиная со 2-й главы следу­ет подробное обсуждение душевных способностей, соответствующих трем типам жизни: растительной (питательной, θρεπτική), ощущающей и разум­ной (ср. три части души в учении Платона: вожделеющая, пылкая и разум­ная). Сначала описывается простейшая «питательная» способность (гл. 4), которой обладают все живые существа, в т. ч. растения, а в заключение – «разумная», которой обладают только люди. Чувственному восприятию (αἴσθησις), которое обще людям и животным, посвящены De an. II 5 – III 2; анализу пяти отдельных чувств (осязанию, обонянию, зрению, слуху, вку­су) и действию соответствующих органов – II 7–11.

Книга третья. После отдельных чувств Аристотель обсуждает т. н. «общее чувство» (κοινὴ αἴσθησις), у которого нет особого телесного орга­на, – понятие, с помощью которого он описывает организующую роль души в чувственном опыте (ср. Plat. Theaet. 185b4–186a1). Хотя пять чувств и со­ответствующие органы строго отделены друг от друга (ухо слышит звуки, но не видит цвета и т. д.) и ни одно из них не сообщает ничего о сущно­сти, но только о качествах, – наше чувственное познание предметно. Это возможно благодаря действию «общего чувства». Можно выделить четыре функции, связанные с ним:

1) восприятие общих свойств (движение, фигу­ра, величина, единство, число; в «О памяти» 451а17 и 452b7–9 к ним добав­ляется также время) – отдельные чувства воспринимают их «привходящим образом», а не сами по себе (De an. 425a27);

2) сведение воедино чувст­венных данных (ср. 425b1–2: «не дело отдельного чувства судить о том, что эти два свойства составляют одно», например, что «белое» и «сладкое» относятся к одному куску сахара);

3) различение разных чувств (426b16: «невозможно различить посредством обособленных друг от друга чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого, но и то и другое должно быть ясным чему-то одному») и

4) самовосприятие (425b12: «мы воспринимаем, что мы видим и слышим»).

Кн. III, гл. 3 – обсуждение близко связанной с «общим чувством» спо­собности образного представления-фантасии (φαντασία), промежуточного звена между чувствами и разумом. Основное внимание Аристотель уделяет нашей способности удерживать образы предметов после того, как их не­посредственное восприятие прекратилось. III 4–6 – учение о разуме (νοῦς), отмечается неаффицируемость ума объектом мышления, в отличие от аф­фицируемости органа чувства объектом чувственного восприятия. Гл. 5: знаменитое различение между умом активным (νοῦς ποιητικός) и пассив­ным (παθητικός). Только активный ум «существует отдельно и не подвер­жен ничему (ἀπαθής), он ни с чем не смешан, будучи по своей сущности деятельностью (ἐνέργεια)»; «существуя отдельно, он есть то, что он есть, и только это бессмертно и вечно»; «ум страдательный смертен и без дея­тельного ума ничего не может мыслить» (430a16–18, 22–23). По существу, активный ум – отдельная по отношению к душе сущность; у комментаторов традиционно отождествлялся с «внешним умом» (ὁ θύραθεν νοῦς), упомяну­том в «О возникновении животных» 736b27 (ср. 744b22). Гл. 7 – собрание отдельных фрагментов, сохраненное издателями Аристотеля; большинство фрагментов посвящены чувственному восприятию, но заканчивается глава рассуждением о соотношении фантасии и мышления.

Трактат «О Д.» был одним из самых популярных у античных коммен­таторов. Сохранились: парафраза Фемистия (CAG V, 3), комментарий Псевдо-Симпликия (CAG XI) и Иоанна Филопона (CAG XV). Об истории интерпретации трактата у неоплатоников см. Blumenthal 1996.

Parva naturalia. К «О Д.» примыкает ряд т. н. малых психологических сочинений (лат. Parva naturalia, название известно с конца 13 в.): «О чувст­венном восприятии», «О памяти», «О сне и бодрствовании», «О сновиде­ниях», «О предчувствии во сне», «О долголетии», «О юности и старости», «О жизни и смерти», «О дыхании». В этих сочинениях Аристотель продол­жает разбирать отдельные способности души и виды ее деятельности как общие для всех животных, так и специфические для некоторых (De sens. 436a1–6). Первые трактаты серии посвящены способностям, имеющим большее отношение к душе, заключительные – в большей мере относящим­ся к телу и наиболее общим функциям живого организма. Этот порядок, ве­роятно, был установлен самим Аристотелем, поскольку в первом трактате серии он перечисляет темы всех составивших ее трактатов (436а6–16).

Рус. пер. «О душе»: В. Снегирева (1885); П.С. Попова (1937).

Издания и переводы:

  • Aristotelis De anima. Ed. with Introduction and Commentary by W.D. Ross. Oxf., 1961;
  • Hamlyn D. W. Aristotle’s De Anima II and III. Translated with Introduction and notes. Oxf., 1968.

Индекс:

  • Purnelle G. Aristote. De Anima. Index verborum. Liège, 1988.

Parva naturalia:

  • Aristotle. Parva naturalia. A revised Text with Introd. and Comm. by Sir D. Ross. Oxf., 1955;
  • Aristotle. The Parva naturalia. Tr. by J.L. Beare, G.R.T. Ross. Oxf., 1908;
  • Aristotle. On the Soul, Parva naturalia, On Breath. With an Engl. tr. by W.S. Hett. Rev. ed. Camb., 1957 (LCL).

Рус. пер.:

  • О душе. Пер. П.С. Попова, – Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976, с. 369–448;
  • О чувственном восприятии. Пер. Е.В. Алымовой, – Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. СПб., 2004, с. 100–135;
  • О памяти и припоминании. Пер. С.В. Месяц, – КОСМОС И ДУША. М., 2005, с. 407–419;
  • О сновидениях. Пер. О.А. Чулкова. – Академия. Вып. 6. СПб., 2005, с. 423–432.

Литература

  • Nuyens F. L’évolution de la psychologie d’Aristote. Louvain, 1948;
  • Hamelin O. La théorie de l’intellect d’apres Aristote et ses commentateurs. P., 1953;
  • Lloyd G.E., Owen G. (edd.) Aristotle on Mind and the Senses. Proceedings of the 7th Symposium Aristotelicum. Camb., 1978;
  • Barnes J., Schofield M., Sorabji R. (edd.) Articles on Aristotle. Vol. 4. Psychology and Aesthetics. L., 1979;
  • Wedin M. Mind and Imagination in Aristotle. N. Hav., 1988;
  • Nussbaum M., Rorty A.O. (edd.). Essays on Aristotle’s De Anima. Oxf., 1992;
  • Lee-Lampshire W. Telos and the unity of psychology: Aristotle’s de Anima II 3–4, – Apeiron 25, 1992, p. 27– 47;
  • Durrant M. Aristotle’s De Anima in Focus. L.; N. Y., 1993;
  • Corps et âme. Sur le De anima d’Aristote. Sous la dir. de G.R. Dherbey. Études réunis par C. Viano. P., 1996.

«О душе» и по­следующая традиция:

  • Moraux P. Le De Anima dans la tradition greque. Quelques aspects de l’interprétation du traité, de Théophraste à Themistius, – Aristotle on Mind and the Senses. Ed. by G.E.R. Lloyd, G.E.L. Owen. Camb., 1978, p. 281–324;
  • Blumenthal H.J. Aristotle and Neoplatonism in Late Antiquity: Interpretations of the De anima. N. Y, 1996.

Parva naturalia:

  • Block I. The Order of Aristotle’s psychological Writings, – AJPh 82, 1961, p. 50–77;
  • Förster A. Konstruktion und Entstehung der aristotelischen sogenannten Parva naturalia. Budapest, 1932;
  • Lloyd G.E.R. The empirical Basis of the Physiology of the Parva naturalia, – Aristotle on Mind and the Senses. Ed. by G.E.R. Lloyd, G.E.L. Owen. Camb., 1978, p. 215–239;
  • Johansen T.K. Aristotle on the Sense-Organs. Camb., 1997;
  • Месяц С.В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании», – КОСМОС И ДУША, 2005, с. 391–406.

М. А. СОЛОПОВА