«ЕВДЕМОВА ЭТИКА» (’Ηθικὰ Εὐδήμια), одно из трех этических сочинений, наряду с «Никомаховой» и «Большой» этиками входящее в состав Corpus Aristotelicum.
Смысл названия. В литературе по данному вопросу были высказаны следующие мнения: этика названа Евдемовой, потому что была 1) посвящена ученику Аристотеля Евдему Родосскому; 2) отредактирована им; 3) издана им; 4) написана им; 5) посвящена Евдему Кипрскому, погибшему на войне другу Аристотеля.
Порфирием название толкуется как посвящение Евдему Родосскому: «этика к ученику Евдему» (τὰ ̕Ηθικὰ πρὸς Εὔδημον μαθητήν), ap. Elias. In Isag. 32, 34–33, 2 Busse. На протяжении 19 в. «Евдемова этика» считалась произведением Евдема (ср. издание 1884 г.: Eudemii Rhodii Ethica... rec. F. Susemihl), в настоящее время сомнений в аутентичности не вызывает.
Хронология. Три «Этики» А. представляют, по существу, различные варианты изложения одного этического учения, при этом наиболее близки «Евдемова этика» (Е.Е.) и «Никомахова этика» (E.N.), о соотносительной хронологии которых не существует единого мнения. Ранним произведением Е.Е. считали Арним, Йегер, Вальцер, Готье, Жолиф, Мансьон, Дюринг, Дирльмайер, Роув. Поздним – Грант, Бернет, Кенни, Вудс и др. После исследования Кенни (Kenny 1978) и его стилометрических подсчетов больше сторонников появилось у гипотезы о позднем и более доработанном характере текста E.E.
Вероятно, E.E. как текст из восьми книг с известным сегодня названием возникла благодаря изданию Андроника Родосского. Первое известное упоминание названия «Евдемова этика» принадлежит платонику Аттику (ap. Eus. Pr. Ev. XV 4, 9.1–3 = Atticus, fr. 4, 9). На E.E. предположительно указывает n° 38 каталога сочинений Аристотеля, приводимого Диогеном Лаэртием: «Этика в пяти книгах» (см. D.L. V 23. 6; каталог Диогена восходит к раннему каталогу Гермиппа, 3 в. до н.э.). В т. наз. «каталоге Птолемея аль-Гариба» (сокращение каталога Андроника Родосского) указана «Евдемова этика в восьми книгах».
Композиция и содержание обеих этик Аристотеля в основных моментах совпадают. Тематически книги E.E. посвящены следующим вопросам:
Как и в E.N., в E.E. учение о счастье рассматривается как составная часть учения о благе (в E.E. исходным пунктом рассуждения выступает понятие счастья, а в E.N. – блага), которое понимается как практически достижимая цель. Развивая свое учение о благе, Аристотель в обеих этиках критикует учение о трансцендентном Благе Платона. Добродетель понимается как устойчивое душевное качество (ἕξις, διάθεσις); два вида добродетели, нравственные и мыслительные, выводятся из структуры души, состоящей из разумной и повинующейся разуму частей; нравственные добродетели трактуются как середины между двумя пороками; условием возможности нравственного поступка является его добровольность. В обеих этиках имеется анализ отдельных нравственных добродетелей, при этом в E.E. II добродетели и пороки сведены в наглядную таблицу (в три столбца: избыток, недостаток, середина).
Проблема «трех средних книг». В тексте Е.Е. и E.N. имеются три общие книги: E.E. IV–VI = E.N. V–VII. По устоявшейся издательской традиции (следующей Aristotelis Opera, ed. I. Bekker, 1831), три книги в составе E.E. не печатают, принимая во внимание указание некоторых рукописей, содержащих в конце текста E.E. III приписку о том, что E.E. IV–VI «буквально во всем подобны», и на этом основании оставляющих на их месте лакуну. Исследования рукописной традиции, предпринятые Харльфингером (Harlfinger 1971), показали, что многие манускрипты (принадлежащие т.н. recencio Constantinopolitana) содержат полный текст восьми книг E.E. Переписчики не включали три средние книги в E.E. только в тех случаях, когда в одном кодексе E.N. предшествовала E.E. Поскольку средние книги традиционно издавали только как E.N. V–VII, они, соответственно, имеют только один вариант пагинации (1129а–1154b Bekker). В настоящее время наиболее распространена точка зрения, согласно которой три книги сходного содержания имелись в обеих этиках, но сохранившаяся современная редакция принадлежит E.N.
Книга E.E. VIII (Θ), самая короткая и не производящая впечатления целостности, возможно, первоначально была не отдельной книгой, а заключительными главами книги VII (Η) (эта гипотеза принята в изд. Вальцера–Мингея, где три главы E.E. VIII имеют дублирующие пометы: Η 13–15). В книге затронуты четыре темы: 1) опровержение тезиса Сократа о тождестве добродетели и знания; 2) рассуждение об удаче (τύχη); здесь Аристотель указывает два источника удачи – бессознательный порыв и стечение обстоятельств; 3) учение о калокагатии как высшей форме счастья. Калокагатия, по Аристотелю, образуется из правильного соединения этических и дианоэтических добродетелей, при этом критерием выступает «способность созерцать бога» (Е.Е., 1249b); 4) учение о боге как начале движения в душе и высшей цели для деятельности практического разума (ср. тж. 1248а, 1249b14). В E.E. VIII, 3 Аристотель указывает на божественный идеал, объединяющий все мотивы человеческой деятельности и лежащий в основе всех поступков (как сознательных, так и интуитивных), и приходит к пониманию истинного счастья как созерцания бога, раскрывая данное ранее определение: «Счастье есть деятельность совершенной жизни в соответствии с совершенной добродетелью» (II, 1219а38). Идеи, высказанные в данной книге, являются предметом дискуссий среди специалистов, в большинстве полагающих, что теономные мотивы чужды духу аристотелевской этики. Согласно Вагнеру (Wagner 1970), Аристотель, говоря о «божестве в нас» (1248а27: τὸ ἐν ἡμῖν θεῖον), имеет в виду разум.
Следствием сомнений в аутентичности E.E. явилось то, что в Античности и Средневековье не было составлено ни одного комментария к ее тексту.
Текст:
Переводы:
Литература
М. А. СОЛОПОВА