Библиографическое описание:
Солопова М.А. АНАКСАГОР // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 108-114.


АНАКСАГОРΑναξαγόρας) из Клазомен (500–428 до н. э.), др.-греч. фи­лософ и ученый, систематизатор основных проблем философии досокра­товского периода (см. Досократики), первый крупный мыслитель, постоян­но учивший в Афинах.

Жизнь. А. родился в г. Клазомены на зап. побережье Мал. Азии (ок. Смирны, совр. Измир, Турция) в знатной и богатой семье, известно имя отца А. – Гегесибул. В достаточно молодом возрасте А. приехал в Афины, но уже античные историки затруднялись с точной датировкой этого события. На ос­новании сведений, сообщаемых Диогеном Лаэртием (D. L. II 7), известно следующее: 1) А. было 20 лет во время вторжения Ксеркса в Ионию, прожил он 72 года (т. е. 500–428); 2) согласно «Хронологии» Аполлодора, А. родил­ся в 70-ю ол. (500–497) и умер в 1-й год 78-й ол. (= 468 до н. э.; однако совре­менные исследователи принимают исправление рукописного «78» на «88», и т. обр. получается 88 ол. = 428); 3) согласно «Списку архонтов» Деметрия Фалерского, А. «начал философствовать» в Афинах в архонтство Каллия в возрасте 20 лет и оставался в Афинах 30 лет (здесь затруднение в том, что Каллий был архонтом в 456, а в 480 архонтом был Каллиад, для имени которого «Каллий» допускается как одна из форм написания). С указанны­ми оговорками считается, что все три версии указывают дату 500–428 как время жизни А. и его приезд в Афины после 480 – год массовой эмиграции греков из Ионии после захвата этого региона персами. По известному заме­чанию Аристотеля, А. был старше Эмпедокла, но опубликовал свое сочине­ние позднее (Met. I, 984a11 = DK59 A 43 = DK31 A 6). Подробнее о хроноло­гии А. см.: Mansfeld 1979–1980; Woodbury 1981, GUTHRIE II, 322–323.

В Афинах А. приобрел широкую известность, был дружен с Периклом и Еврипидом. Отголоски учения А. имеются в трагедиях Эсхила «Проситель­ницы» (ок. 463 до н. э.) и «Эвмениды» (458). Уже в 467 А. прославился предсказанием падения метеорита у Эгоспотам во Фракии (A 11 DK = Plin. Hist. II, 149) и своей теорией, согласно которой небесные тела, в т. ч. Солнце и Луна, на самом деле состоят из земли и камней. За свои естественнона­учные объяснения небесных явлений А. был обвинен в нечестии и изгнан из Афин. Имеются сообщения также о политических обвинениях А. в «ми­дизме» (μηδισμός) – симпатии к персам. Об обстоятельствах судебного раз­бирательства, характере иска, именах обвинителей, присутствии или отсут­ствии самого обвиняемого на процессе уже ко времени Диогена Лаэртия сохранились противоречивые свидетельства (см.: D. L. II 13–14; Plut. Pericl. 32; Nicias, 23) – однако ясно, что большую поддержку А. оказал ведущий афинский политик того времени Перикл. После суда А. переехал в Лампсак, где жил до самой смерти. Граждане Лампсака с почестями погребли фило­софа, сказавшего о смерти невозмутимо: «спуск в Аид повсюду одинаков» (D. L. II 11), а на упреки в пренебрежении делами отечества отвечавшего, что ему отечество – небеса (Ibid. II 7).

Греческая историография изображает А. созерцателем, отрешенным от земных забот и видевшим счастье не в богатстве и власти, а в занятиях наукой. Благодаря Аристотелю получили известность некоторые изречения А., напр., его ответ на вопрос, ради чего стоило бы родиться: «чтобы созер­цать небо и порядок Вселенной» (Arist. E. E. 1216a). Счастлив, согласно А., тот, кто живет без страданий, чист перед законом и занимает свой ум созер­цанием божественной природы (ср. Arist. E. E. 1215b, E. N. 1141b3; 1179a).

Сочинения. Диоген Лаэртий (D. L. I 16) называет А. в числе фило­софов, написавших одно сочинение (σύγγραμμα), нигде не приводя его на­звания. Большинство сохранившихся фрагментов (fr. 1–22 DK) содержатся в комментарии Симпликия к «Физике» Аристотеля; у Симпликия сочине­ние А. называется либо «Физика», либо «О природе». Написано оно было «приятным и исполненным величия слогом» (A 1) и состояло не менее чем из 2-х книг. Согласно Диогену, А. первым издал книгу с чертежами (D. L. II 6). Витрувий приписывает А. книгу о сценической перспективе, а нео­платоник Прокл – по геометрии (А 38–40 DK). Нет сведений, издавал ли А. свои толкования Гомера, как это впоследствии сделал его ученик Метродор из Лампсака.

Учение. Некоторые позднеантичные авторы (Цицерон, Страбон, Диоген Лаэртий, см.: A 7) называют А. «учеником» или «слушателем» Анаксимена (ум. ок. 528 до н. э.). Неверная фактически, эта традиция от­ражает интеллектуальную преемственность между натурфилософским на­следием Милетской школы, особенно космологией Анаксимена, и учени­ем А. Сочетая в своей философии элейский принцип «сохранения бытия» с безусловным принятием факта природного движения, А. сформулировал учение о смеси материальных первоначал и не смешанном с ними Уме, ра­зумном источнике их движения. Возникновение и уничтожение понимается в рамках данного учения, – подобно другим влиятельным пост-Пармени­довским системам (ср. Эмпедокл, Демокрит) – как соединение и разъедине­ние исходных элементов: «О рождении и гибели эллины думают неправиль­но: на самом деле ничто не рождается и не гибнет, но соединяется из вещей, которые есть, и разделяется» (B 17).

О материи. Согласно А., в начале космогонического цикла была кос­ная материальная масса, в которой «все вещи были вместе» (ὁμοῦ πάντα χρήματα ἦν, B 1). Эта масса была приведена в движение Умом, благодаря которому началось первоначальное разделение внутри первовещества. Смесь состояла из бесконечного числа мельчайших тел («вещей», χρήματα, согласно B 1, или, в позднейшей терминологии – гомеомерий). Эту смесь обволакивали влажный воздух и эфир-огонь, из-за чего вся пер­вичная газообразная смесь была качественно «неразличима» – нельзя ска­зать, какого она была цвета, запаха и т. д. Между тем составляющие смесь «вещи» характеризуются качественной определенностью. В смеси находят­ся мельчайшие частицы воды и земли, воздуха и огня, дерева и металла, плоти, волос, кости, золота и камня и т. д. А. рассуждал следующим обра­зом: «как из не-волос могут образоваться волосы, а из не-плоти – плоть?» (B 10). То же относится и к цветам: как из сверкания белого снега возникла бы чернота воды? (ср. A 97). Все должно быть смешано со всем и в еще не разделенной Умом смеси, и после того, как образовался космос: тела, из ко­торых он состоит, приобретают свою качественную определенность благо­даря преобладанию в своем составе элементов того или другого качества: «Чего в каждой вещи больше всего содержится, тем она с наибольшей яс­норазличимостью была и есть» (B 12). В состав каждого тела входят компо­ненты всех других тел, причем каждая такая телесная комбинация уникаль­на, – по мнению А., в мире не бывает двух совершенно одинаковых вещей.

Гомеомерии допускают бесконечную делимость (ибо бытие не может превратиться в ничто); с другой стороны, бесконечно делимые тела в сумме дадут бесконечно большое тело, что также допускалось в учении А.: не су­ществует самой большой величины, которую нельзя было бы еще увели­чить (B 3). В результате у А. и «малое бесконечно» (B 1) и большое «равно малому по множеству» (καὶ ἴσον ἐστὶ τῶι σμικρῶι πλῆθος, B 3). В этом при­знании бесконечной делимости можно усмотреть попытку избежать апо­рий, сформулированных Зеноном Элейским, путем принятия совершенно иной аксиоматики.

Об Уме. Единственной несмешанной вещью, по А., является Ум, причи­на движения материальной смеси, придающий ей первоначальный толчок и круговращение. Наиболее обстоятельное описание того, что представляет собою анаксагоров Ум-Νοῦς, имеeтся у Симпликия (Simpl. In Phys. 164, 24– 165, 4 = fr. B 12). Νοῦς безграничен (ἄπειρον), самодержавен (αὐτοκρατές), ни с чем не смешан (μέμεικται οὐδενὶ χρήματι), и в то время как прочие вещи участвуют во всеобщей смеси, он один пребывает сам по себе (ἐπ̕ ἑωυτοῦ); он есть нечто «самое тонкое и чистое»; знает все обо всем; обладает «вели­кою силой»; властвует (κρατεῖ) во всех одушевленных существах; Ум – при­чина всеобщего природного круговращения; ему известно и что находится в смеси, и что выделилось из нее; Ум все упорядочил (διεκόσμησε), все быв­шее, ныне сущее и будущее; он тот же (ὅμοιος) во всех вещах, как великих, так и малых.

Вопрос о том, телесен или бестелесен анаксагоров Ум, предполагает нормативную оппозицию послеплатоновской философии и в этом смысле по отношению к А. не вполне корректен. Можно предположить, что одним из многих смыслов упомянутого выше эпитета ἄπειρον является невиди­мость Ума, но также и его протяженность. Если бы А. и желал выразить идею о нематериальности (возможно, такой попыткой являются слова «тоньше и чище всего», напр. воздуха), ему было бы сложно это сделать при отсутствии устоявшейся терминологии. Принимая во внимание репутацию А. как «физика из физиков» (B 21), его правящий космосом и всеведающий Ум-Νοῦς следует понять как начало тонкоматериальное (ср. Разум-Λόγος у Геракита), противопоставленное всему прочему, но не изъятое из природ­ного порядка. Нигде в сохранившихся свидетельствах не говорится, что А. называл Ум богом или божественным (ср., однако, у Стобея: «А. называет бога умом», Stob. I 1, 29b12).

О космосе. А. в своей книге коснулся большинства общих и специаль­ных тем, составлявших предмет современной ему науки о природе: элемен­ты, причина движения, возникновение космоса, небесных тел и планеты Земля, астрономия и метеорология, возникновение жизни, физиология чело­века, механизм познания. Проблема причины возникновения космоса реша­ется А. путем постулирования внешнего по отношению к материи источни­ка движения. Одним из неясных моментов Анаксагоровой теории является отмечаемая в источниках статичность первосмеси «всех вещей»; между тем смесь, составленная из противоположностей, обволакиваемая «возду­хом и эфиром» (т. е. холодным и горячим), не могла быть вовсе лишена под­вижности. По-видимому, под тем «движением», которое началось благодаря Уму, у А. понимается собственно космогонический процесс; до начала воз­никновения космоса состояние смеси можно считать неподвижным.

Вследствие круговращения (περιχώρησις), охватывающего все большую массу вещества от центра к периферии, возникает процесс отделения одних веществ от других (B 12). Процесс разбегания вещества, по А., продолжает­ся и только увеличивается со временем. В движении подобное устремляет­ся к подобному. Все тяжелое, плотное, влажное, холодное сошлось в центр, затвердело, и так образовалась Земля; противоположное – легкое, горячее, сухое – устремилось в даль эфира. Земля имеет плоскую форму и не падает потому, что ее удерживает на весу воздух. Из раскаленных камней состоят все небесные тела, Солнце, Луна и звезды, которые удерживаются наверху только благодаря вихревому вращению, а когда вращение ослабеет, то небо рухнет (A 42). Луна, расположенная ближе к нам, чем Солнце, светит от­раженным светом, а затмения Луны случаются, когда на нее падает тень от Земли; поверхность Луны неоднородна, на ней имеются равнины и уще­лья. Звезды светятся «вследствие сопротивления и разрыва эфира» (Plut. Lysand. 12), при этом ни одна из них не находится «на исконно присущем ей месте» (Ibid.). Падающие звезды А. сравнивал с искрами, которые сып­лются с неба от движения небосвода (A 42).

Явления земной атмосферы, гром, молнии и т. п., также были предме­том интереса А. как естествоиспытателя. Достаточно любопытно он объ­яснял, почему ночью звуки слышнее, чем днем. А. полагал, что нагретый Солнцем воздух приходит в колебательное движение, что видно по движе­нию мельчайших пылинок, τίλαι, которые носятся в солнечном луче. Эти пылинки создают постоянный свист, фоновый шум, из-за чего днем голоса и все прочие звуки оказываются приглушенными, а ночью с охлаждением воздуха их движение уменьшается и атмосферный шум стихает (А 74).

В меньшей степени представлены в источниках взгляды А. на природу человека и прочих животных, однако несомненно, что его сочинение имело традиционный для ранних космологических трактатов раздел, посвящен­ный возникновению и устроению живых существ. Вероятно, А. придержи­вался эволюционного взгляда на происхождение жизни из влажной среды, сходного с тем, что в свое время высказывался Анаксимандром. Согласно изложению Диогена Лаэртия, животные зародились от влаги, тепла и зем­листой массы, а потом уже друг от друга (D. L. II 9; ср. Hipp. Ref. I, 8, 12: «животные вначале зародились во влаге, а потом – друг от друга; самцы рождались, когда правостороннее семя попадало на правую сторону мат­ки, а самки – наоборот»). Вероятно, позднейшие авторы полагали, что тео­рия вездесущих гомеомерий-семян применялась А. и в учении о развитии живых существ, в частности, Гален обсуждал вопрос, образуется кровь внутри организма или она поступает в него извне с пищей, как считали те, «кто принимает гипотезу о гомеомериях» (Galen. De nat. fac. II, 8 = A 104). Аристотель ссылается на мнение А. по вопросу о рождении потомства у животных (Arist. De gen. anim. 756b13).

Возможно, в космологическом разделе своего сочинения А. высказался и по поводу модной для натурфилософии его времени темы судьбы (εἱμαρμένη), о чем сохранилось свидетельство в достаточно позднем источнике, см.: Alex. De an. mantissa, 179, 28–29: «Cудьбы никакой нет, пустое это слово».

О познании. Главным центром ощущения и познания А. считал голов­ной мозг (A 108), следуя в этом за Алкмеоном и расходясь с Эмпедоклом, полагавшим центральным органом сердце. По мнению А., человек являет­ся самым разумным из всех живых существ, потому что пользуется руками (A 102 = Arist. Part. anim. 687a7–8, – сам Аристотель оспаривал этот взгляд и считал, что, наоборот, руками человек обладает потому, что он самый ра­зумный). Учение о чувственном восприятии А. известно благодаря подроб­ному изложению у Теофраста (De sens. 27 = А 92). По А., восприятие воз­можно благодаря неподобию воспринимающего и воспринимаемого, ведь подобное ничего не испытывает от подобного. Например, мы можем воспри­нять нечто как теплое, потому что мы относительно него холоднее (А 92). В целом, изучение окружающего мира позволяет глубже проникнуть в су­щество природных процессов, ибо, по словам А., «явления – видимое обна­ружение невидимого» (B 21a). Проникновение в существо явления иногда приводит нас к парадоксальным выводам с точки зрения очевидности, при­мером может быть рассуждение А. о снеге: снег есть замерзшая вода, цвет воды черен, следовательно, природный цвет снега – черный (А 97), но все же нам он видится белым. Из этого несходства видимого и мыслимого едва ли следует ложность чувственного восприятия как такового (А 96), но, ско­рее, его «слабость» (ἀφαυρότης), из-за которой мы, по словам А., «не способ­ны различать истину» (κρίνειν τἀληθές, B 21 = Sext. Adv. math. VII 90).

Одна из самых известных и оригинальных мыслей А. – о болезненности всякого чувственного восприятия. По А., «всякое ощущение сопровождает­ся болью» (B 32 = А 92), которая вошла у нас в привычку и чаще всего мы ее не замечаем. Но нам становится больно, когда оказываемое на орган чув­ства воздействие слишком велико, напр., когда нас оглушает очень громкий звук или кожу обжигает нечто слишком горячее.

Судя по сохранившимся свидетельствам, А. разграничивал способ­ность чувственного и умственного познания не слишком четко, вероятно, по причине отсутствия у него учения о бестелесной душе. В трактате «О душе» Аристотель замечает, что ему не ясно, различает или отождествля­ет А. ум и душу: когда говорит, что ум заключен во всех живых существах, кажется, что отождествляет, когда же называет ум причиной прекрасного и истинного, кажется, различает, – но в своих рассуждениях о животных и человеке в целом «пользуется ими как одной природой» (De an. I, 404а25– 405a15). Сам Аристотель, причисляя А. к сторонникам мнения о душе как источнике движения на основании рассуждения о деятельной функции Ума (404а25), видит в Анаксагоровом Уме аналог мировой души.

Ученики и влияние. Будучи ярким представителем позднего периода досократовской философии, А. не остался в стороне от новых гуманитар­ных веяний софистики. Показательно, что он занимался толкованием Гомера и считается первым, кто высказал мнение о гомеровских поэмах как аллего­рии добродетели и справедливости (Фаворин, ap. D. L. II 11). О его интере­се к гуманитарной сфере говорят занятия его учеников: Архелай, продолжая учить о материальной смеси, управляемой Умом, обратился и к разработ­ке этики, рассуждал о нравах и «философствовал о законах», а другой его ученик, Метродор из Лампсака, в соч. «О Гомере» представил Гомеровы поэмы как натурфилософскую аллегорию.

Уже античные авторы, начиная с Платона и Аристотеля, указывали на недостаточную разработанность учения А. об Уме как перводвигателе и творце: несмотря на постулирование Ума, дальнейший космогенез опи­сывается так, как будто материя организуется самостоятельно по своим, внутренне присущим ей законам (ср. особ. Plat. Phaed. 97d–98a). По заме­чанию Аристотеля, А. использует Ум «механически», как приспособление (μηχανή) для сотворения мира, когда не может найти природной причины, объясняющей происходящее с необходимостью (Met. I, 985a18). Т. обр., обсуждение учения А. положило начало полемике между детерминизмом и телеологией в античной философии.

Учение А. повлияло на формирование атомизма, возникшего несколь­ко позднее (по Диогену Лаэртию, Демокрит «был молод, когда Анаксагор был стар» – А 5). Атомизм оказался полной альтернативой Анаксагоровой теории: атомы по определению неделимы, гомеомерии А. бесконечно дели­мы; атомам присуще движение от века, гомеомериям – нет; атомы обладают формально-количественными характеристиками, у А. вещи – качественны­ми; космогенез мыслится в атомистической версии как процесс соединения атомов в разнообразные сочетания, у А. – как процесс разделения первич­ной смеси Умом, однако дальнейшее описание формирования космической системы и образования земли в обеих системах весьма сходно. По мнению Аристотеля, в сравнительной оценке Анаксагорово учение уступает де­мокритовскому как менее продуманное и тонкое. Но что касается учения А. об Уме, то оно оказалось предметом особого интереса благодаря сво­ей близости основной линии развития греческой космологии и философ­ской теологии, ключевыми решениями которой стали Демиург Платона (см. «Тимей») и Перводвигатель Аристотеля. Превзойденное теориями класси­ков, учение А. вновь вызвало интерес в постклассический эллинистический период: более всех философов ценил А. Эпикур, который пытался основать в Лампсаке, ставшем второй родиной А., свою философскую школу; осно­вы учения А. о смеси всех вещей были восприняты стоиками (ср. их учение о «всеобщем смешении», κρᾶσις δἰ ὅλου).

Фрагменты

  • DK II, 5–44 (frg. A1–117; B1–22);
  • Lanza D. Anassagora. Testimonianze e frammenti. Fir., 1966;
  • The Fragments of Anaxagoras with greek text. Transl. and comm. by D. Sider. Msnh./Glan, 1981;
  • Лебедев, Фрагменты, 1989, с. 505–535.

Литература

  • Cornford F.M. Anaxagoras’ Theory of Matter, – CQ 24, 1–2, 1930, p. 14–30; 83–95;
  • Diller H. ῎Οψις ἀδήλων τὰ φαινόμενα, – Hermes 67, 1932, S. 14–42;
  • GUTHRIE, HistGrPhilos II, 1965, p. 266–338;
  • Fritz K. von. Der ΝΟΥΣ des Anaxagoras, – Grundprobleme der Geschichte der antiken Wissenschaft. B.; N. Y., 1971, S. 576–593;
  • Kerferd G.B. Anaxagoras and the con­cept of matter before Aristotle, – Mourelatos A. (ed.) The Pre-Socratics. N. Y., 1974, p. 489– 503;
  • Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras’ Athenian Period and the Date of his Trial, – Mnemosyne 32, 1979, p. 39–60; 33, 1980, p. 17–95 (repr.: Studies in the Historiography of Greek Philosophy. Assen; Maastricht, 1990, p. 264–306);
  • Woodbury L. Anaxagoras and Athens, – Phoenix 35, 4, 1981, p. 295–315;
  • Schofield M. An Essay on Anaxagoras. Camb., 1980;
  • Furth M. A «Philosophical Hero»? Anaxagoras and the Eleatics, – OSAPh 9, 1991, p. 95–129;
  • Laks A. Mind’s Crisis. On Anaxagoras’ ΝΟΥΣ, – SJPh 31, Supplem., 1993, p. 19– 38;
  • Graham D.W. The postulates of Anaxagoras, – Apeiron 27, 1994, p. 77–121;
  • Lesher J.H. Mind’s Knowledge and Powers of Control in Anaxagoras DKB12, – Phronesis XL, 2, 1995, p. 125–142;
  • Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972;
  • Он же. Анаксагор. М., 1983. См. тж. лит. к ст. Досократики.

М. А. СОЛОПОВА