АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К «ТЕЭТЕТУ» – уникальный памятник комментирования Платона в эпоху Среднего платонизма. Дошел на папирусном свитке 1-й пол. 2 в. н. э., который египтолог Л. Борхардт приобрел в Каире в 1901 и передал в Королевский музей Берлинской академии наук (pap. 9782). Текст Анонимного комментария сохранился только к части диалога (Plat. Theaet. 142a–158a).
Автор комментария – платоник, усвоивший ряд стоических и перипатетических положений, позиция которого в основном совпадает с позицией Алкиноя в его «Учебнике платоновской философии». Комментарий представляет собой школьное толкование текста Платона при помощи парафраз, грамматических и реальных толкований. Предмет «Теэтета», согласно Анонимному комментарию, – простое несоставное знание и, в связи с этим, – проблема критерия (Anon. In Theaet. 2, 11–23). По поводу Theaet. 143d излагается (5, 18–8, 6) учение о первичной склонности, приязни (οἰκείωσις): приязнь к самому себе – естественна и неосознанна, а приязнь к ближнему – хотя и естественна, но сознательна; комментатор спорит с эпикурейцами и стоиками, согласно которым из чувства приязни возникает справедливость, подчеркивая, что справедливость возникает из уподобления божеству (7, 17–19). Об интересе Анонимного комментатора к математическим пассажам Платона свидетельствует подробный анализ 147d–148b (25, 37–44, 40). Комментатор признает природные понятия (φυσικαὶ ἔννοιαι), «которые нуждаются в разъяснении, а до этого хотя и соотносятся с предметами, поскольку имеют их следы, но – неотчетливо» (46, 43–49); и считает, что способный человек полон общими понятиями (κοιναὶ ἔννοιαι – 47, 19–21); «майевтический» метод обучения Сократа исходит из необходимости раскрыть эти природные понятия, опираясь на учение о знании-припоминании (47, 27–48, 7; ср. ниже 56, 14–31 со ссылкой на Men. 87b и 57, 15–22 со ссылкой на Symp. 206c). В связи с платоновской критикой софиста Протагора 151e слл. А.К. (61, 1–45, ср. ниже 63, 1–40) отвергает пирроновский релятивизм (πάντα πρός τι), не признающий никакого критерия истины – ни разума (λόγος – Платон, Аристотель), ни истинного представления (ἀληθὴς φαντασία – Эпикур), ни убедительного (πιθανή – Карнеад), ни постигающего (καταληπτική – стоики).
Комментарий к «Теэтету» входил в курс философского обучения наряду с другими диалогами; в частности, подробное разъяснение учения о знании-припоминании обещано в последующем – при толковании «Федона» (48, 7–11); ряд математических пассажей уже были разъяснены в «Тимее» (35, 10–12); а учение о том, что сущность не допускает увеличения, человеком оно допускается – разъяснено при толковании «Пира» (70, 10–13).
Текст
Литература
Ю. А. ШИЧАЛИН