Библиографическое описание:
Пахомова А.В., Солопова М.А. КЛЕАРХ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 421-422.


КЛЕАРХ (Κλέαρχος) из Сол (сер. 4 – нач. 3 в. до н.э.), философ-перипа­тетик, ученик Аристотеля. Большая часть свидетельств о его сочинениях известна из «Пирующих софистов» Афинея. Тематика сочинений – психо­логия, общественная мораль, естественные науки. Таковы «О паниче­ском страхе», «О воспитании», «О дружбе», «Вопросы любви», «Жизни», «Гергитий», «Паремии», «О загадках», диалоги «О сне» и «Аркесилай», «О речных наносах», «О водных животных» и др. В «О сне» К. изображает пересказанный от лица Аристотеля диалог с ученым евреем Гиперохидом из Келесирии, настоящим «эллином не только по языку, но и душою» (Jos. C. Apion. I, 22, 176–183 = fr. 6 Wehrli). К. называет иудеев потомками фило­софов из Индии, «каланов», получивших именование по новому месту сво­его обитания – Иудее. Согласно Диогену Лаэртию, К. называл «гимнософи­стов» (то же, что «каланы», по имени гимнософиста Калана, – FGrH II B, no. 134, fr. 17) потомками «магов» (D. L., prooem. 9 = fr. 13 W), т. е. жрецов зо­роастрийского культа. Возможно, излагаемая К. философская генеалогия – от иранских магов к индийским гимнософистам и иудеям – возникла под влиянием «Индики» Мегасфена (был в Индии между 303 и 288), сближаю­щего иудеев и брахманов. Открытие в 1966 греческой надписи в Ай-Ханум (древняя Бактрия, ныне Афганистан), датируемой нач. 3 в., где говорится о некоем К., который выгравировал на стеле копию дельфийского списка из­речений греческих мудрецов (см. Семь мудрецов), позволяет думать и о са­мостоятельном знакомстве К. с Индией.

Последующая оценка К. как перипатетика крайне высока у Иосифа Флавия (С. Apion 22, 176 = fr. 6) и Афинея (XV, 701 c = fr. 64). Критикует К. Плутарх (De facie 2, 920 f = fr. 97): «[К.] чрезвычайно далек от Перипата». Это высказывание подтверждается рядом сохранившихся фрагментов: та­кие сочинения, как «Похвальная речь Платону» и «О математических рассу­ждениях в “Государстве” Платона» свидетельствуют о склонности К. к по­пулярным формам платонизма и сближают его с Гераклидом Понтийским. Прокл в «Комментарии на “Государство”» (In Remp. II, 122, 22 Kroll) приво­дит еще один фрагмент из диалога «О сне», согласно которому Аристотель знакомится со своим собеседником-иудеем, заинтересовавшись его умени­ем «изъять» душу из тела спящего мальчика с помощью волшебной палоч­ки – «извлекающего душу жезла», и ввести ее в тело обратно, при этом мальчик мог рассказать все, что произошло; описанное К. гипнотическое воздействие доказывало самостоятельное, отдельное от тела существова­ние души – мнение, которое автор приписал Аристотелю в его малоазий­ский период преподавания в Ассе, 347–345 (сценическая дата диалога), но не вполне ясно, разделял ли всерьез сам.

Фрагменты:

  • WEHRLI, Die Schule III. Klearchos, 1969.

Литература:

  • Lewy H. Aristotle and the Jewish Sage According to Clearchus of Soli, – HThR 31, 3, 1938, p. 205–235;
  • Moraux P. Cléarque de Soles, disciple d’Aristote, – ÉtClass 8, 1950, p. 22–26;
  • Wehrli F. Der Peripatos bis zum Beginn der römischen Kaiserzeit, – GGPh, Antike 3, S. 547–551;
  • Hadot P., Rapin C. Les textes littéraires grecs de la Trésorerie d’Aï Khanoum, – BullCorrHell 111, 1987, p. 225–266;
  • Pédech P. Cléarque le Philosophe, – Au miroir de la culture antique. Rennes, 1992, p. 385–391;
  • Schneider J.-P. Cléarque de Soles, – DPhA II, 1994, p. 415–420.

А. В. ПАХОМОВА, М. А. СОЛОПОВА