Библиографическое описание:
Матусова Е.Д. «ПРОТАГОР» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 651-652.


«ПРОТАГОР» (Πρωταγόρας ἢ Σοφισταί, подзаголовок «Софисты»), диа­лог Платона, относящийся к ранней группе. Назван по имени софис­та Протагора из Абдер. В беседе с Сократом участвуют также софисты Гиппий из Элиды и Продик Кеосский. Диалог посвящен изобличению ут­верждения Протагора о том, что он может «учить добродетели» (317b; 318a; 328a). Сократ показывает что П. не знает, что такое добродетель, а следова­тельно, не может ей учить (ср. «Горгий» 465а). Диалог выдержан в форме традиционного софистического приема – «пробы» (греч. πεῖρα), которую испытующий берет с испытуемого. Испытуемый должен продемонстриро­вать, насколько он искусен в рассуждениях, а испытующий может при этом высказывать любые тезисы, которые вовсе не обязательно совпадают с его точкой зрения на предмет. Последнее определяет характер рассуждений Сократа в диалоге: его аргументы нацелены главным образом на опровер­жение собеседника и лишь в сильном преломлении отражают то, что можно назвать платонической теорией добродетели.
Диалог состоит из Вступления (309а–315а) и трех сменяющих друг дру­га «проб»: I. Сократ испытывает Протагора (319а–334с); II. Протагор ис­пытывает Сократа (338с–348е); III. Сократ испытывает Протагора и других софистов (349а–362а). I. Сократ испытывает Протагора (319а–334с). Первая «проба» показы­вает, 1) что Протагор придерживается обывательских мнений о доброде­тели и 2) что эти мнения неверны, ибо Сократ, разбирая их, заставляет П. противоречить самому себе (что в софистической практике служит знаком ложности отстаиваемой теории). Так, П. считает, что различные части доб­родетели не подобны между собой и что человеку возможно быть прича­стным одной из них, не будучи причастным другим (329с–333b) (согласно платоновскому Сократу, добродетель едина и невозможно обладать лишь одной ее частью, не обладая и всеми другими, – ср. 330е). В ответ на это Сократ последовательно приводит П. к признанию тождества справедли­вости и благочестия, с одной стороны, а также мудрости и здравомыслия, с другой. Желая показать, что и справедливость с мудростью не различные вещи, Сократ предлагает рассмотреть (разделяемый Протагором) тезис, что «творящий неправду, поступая так, поступает согласно рассудку» (333с). Опровергая этот тезис, Сократ подводит Протагора к мысли об объектив­ном благе, существование которого как раз и отказывался признавать ис­торический Протагор, наставая на том, что все в мире относительно и «че­ловек – мера всех вещей». Платон подчеркивает раздражение П., который, избегая нового противоречия с самим собой, прибегает к своему тезису об относительности. II. Протагор испытывает Сократа (338с–348е). Вызванный Протагором, Сократ демонстрирует свое умение рассуждать о поэзии. Он разрешает смысловую несогласованность в тексте Симонида, показывая свое вла­дение всем антуражем софистических приемов интерпретации текста. Победоносно завершив испытание и язвительно заметив, что рассужде­ния о поэзии хороши, когда надо скрыть недостаток собственных мыслей, он предлагает вернуться к прерванному разговору о добродетели. III. Сократ испытывает Протагора и других софистов (349а–362а). Цель третьей «пробы» – показать, 1) что все софисты имеют о добродетели то же представление, что и толпа, и поэтому ничему не могут учить; 2) что их мысль содержит внутреннее противоречие. Сократ демонстрирует, что признавая самой лучшей вещью знание, все софисты на самом деле счи­тают благом удовольствие. Он демонстрирует им абсурдность выводов, к которым приводит эта посылка, но не может заставить их переосмыслить ее (345е–355а; 358а; 360а). В то же время он показывает, что даже «правиль­ный» с точки зрения удовольствия поступок зависит от знания, которым яв­ляется «искусство мерить удовольствие и страдание» (356–357b).
Возвращаясь к начатому в первой части диалога разговору, Сократ до­казывает, что мужество тождественно прочим частям добродетели, будучи «мудростью в том, что страшно и не страшно». Это доказательство основа­но на ряде, в т. ч. некорректных, посылок, опровергнуть которые его собе­седники, со своей стороны, не в состоянии (ср. «Лахет» 197е–199е). Т. обр., Сократ достигает сразу двух целей: показывает единство добродетели и не­способность софистов к логическому мышлению.
Рус. пер. В. Н. Карпова (1863), А. Добиаша (1890), Вл. Соловьева (1903).
Текст: Platonis Protagoras, – Platonis opera. Ed. J. Burnet. Vol. 3. Oxf., 1903 (repr. 1968); п е р е вод ы и ком м. : на англ.: Plato’s Protagoras. Tr. by Jowett, rev. M. Ostwald, introd. G. Vlastos, Indnp.; N. Y., 1956; Guthrie W. K. C. (ed.). Plato, Protagoras and Meno. Harmondsworth, 1956; Plato. Protagoras. Tr. and comm. by C. C. W. Taylor. Oxf., 1976; на нем.: Platon. Protagoras. Hrsg. u. erklart von W. Nestle, mit Erg. von H. Hofmann. Stuttg., 19788; Platon. Die grossen Dialoge. Ubertr. von R. Rufener. Einf., Erl. und Literaturhinweise von Th. A. Szlezak. Münch.; Z., 1991; Platon. Protagoras. Eingel., ubers. und erl. v. B. Manuwald. Gott., 2006; на франц.: Platon. Protagoras. Pres. et trad. par F. Ildefonse. P., 1997 (с обширн. библ.); на рус.: Платон. Протагор. Пер. Вл. С. Соловьева, комм. А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи, – Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990, с. 418–476, 781–796.
Лит.: Bodin L. Lire le Protagoras: introduction a la methode dialectique de Protagoras. P., 1975; Goldberg L. A commentary on Plato’s Protagoras. N. Y., 1983; Stokes M. C. Plato’s Socratic conversations: drama and dialectic in three dialogues. L., 1986; Plato’s Protagoras. Proceedings of the third Symposium Platonicum Pragense. Ed. by A. Havlicek. Prague, 2003; Трубецкой С. «Протагор» Платона в связи с развитием его нравственной мысли, – ВопрФП 58, 1901, с. 207–228; Соловьев Вл. С. «Протагор» Платона в связи с развитием его нравственного учения, – Творения Платона. Т. II. М., 1903, с. 374–395. См. также общ. лит. к ст. Платон.

Е. Д. МАТУСОВА