Библиографическое описание:
Мочалова И.Н. ЕВДОКС КНИДСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 363-367.


ЕВДОКС КНИДСКИЙ (Εὔδοξος ὁ Κνίδιος) (ок. 390–337 до н.э.), др.­греч. ученый и философ, один из самых блестящих интеллектуалов эпохи Платона и Аристотеля.

Жизнь. Основной источник сведений о жизни Е. – Диоген Лаэртий (D. L. VIII 86–91). Родился в г. Книд, на юго-зап. побережье М. Азии, – крупном центре античной медицины (Книдская школа врачей); возможно, получил медицинское образование (согласно Диогену, был связан с книд­скими врачами Феомедонтом и Хрисиппом; позднее изучал медицину у Филистиона Сицилийского – D. L. VIII 86–87). Для продолжения образо­вания 23-летний Е. приехал в Афины: на протяжении нескольких месяцев слушал софистов, посещал Академию, где, вероятно, в отсутствие Платона, стал заметной фигурой. Об этом свидетельствует одно из античных жизне­описаний Аристотеля, сообщающее, что Аристотель прибыл в Академию «во время Евдокса» (ἐπὶ Εὐδόξου – Vita Marc., 10). Математические науки Е. изучал под руководством пифагорейца Архита (D. L. VIII 86), оказавшего значительное влияние на его формирование как ученого. Известно о путе­шествиях Е., в частности, в Египет, где он прожил больше года, вероятно совмещая исследовательские интересы с выполнением дипломатической миссии (VIII 87). Свои разнообразные исследования, преимущественно астрономические и геометрические, Е. продолжил в г. Кизике, милетской колонии в Пропонтиде (Мраморное море), основав там школу. Второй раз в афинскую Академию Е. приехал уже как самостоятельный сложившийся ученый и философ со своими учениками (Ibid.), вероятно, во 2-й пол. 50-х. В течение нескольких лет он оставался в Академии как преподаватель и ак­тивный участник философских дискуссий. Последний период его жизни связан с родным Книдом, куда он вернулся «с великим почетом»: написал законы и основал школу, где читал лекции «о богах, мироздании и небес­ных явлениях».

Сочинения Е. не сохранились, утрачен даже их каталог. Дошедшие до нас свидетельства и фрагменты (374 фрагмента) собраны и прокоммен­тированы Ф. Лассером. По названиям известны девять сочинений Е., шесть из них – астрономического содержания. Это теоретическая работа «О ско­ростях», содержащая математическую геоцентрическую модель космо­са (fr. 121–128), работы «Явления» и «Зеркало» (fr. 1–120), представляю­щие астрономические компендиумы, возникшие как результат наблюдений за звездным небом в обсерватории Кизика. К этим работам примыкает т. н. «Восьмилетие» (fr. 141–269), представляющее астрономический кален­дарь, рассчитанный по восьмилетнему циклу, и сочинение «Исчезновения Солнца», в котором описывались и, вероятно, объяснялись затмения Солнца. Кроме того, Е. был автором «Астрономии», написанной гекзамет­ром в традиции Гесиода (fr. 270–271). Наиболее известным и цитируемым в Античности стал обширный труд Е. по географии (не менее 7 кн.) «Объезд земли» (fr. 272–374) – географический лексикон, содержащий последова­тельное описание известных Е. частей мира: Азии, Африки и Европы. Е. интересен не только собственно географический материал, но и историче­ские, политические, этнографические детали жизни народов, населяющих эти территории. Рассматривая Египет (2-я кн.), он специально анализирует религиозные и мифологические представления египтян, говоря об Италии (7-я кн.), описывает обычаи пифагорейцев и т. д. Диоген Лаэртий упомина­ет еще о «Записках», содержанием которых, возможно, был материал лек­ций, читаемых в Книде, и сочинение «Собачьи разговоры» (D. L. VIII 89). Очевидно, что этот перечень далек от полноты: в частности, не известно ни одного названия из его работ по математике.

Учение.

Математика и астрономия. Важную роль в формиро­вании Е. как ученого сыграла методология медицинских исследований, в основе которой лежало систематическое наблюдение за многообразием единичных явлений, стремление к точности, ясности и полноте описаний полученных эмпирических данных.

Обучение у Архита, вероятно, позволило Е. прийти к пониманию един­ства как всего сущего, так и математического знания о нем (арифметика, геометрия, гармоника и астрономия), основанного на соразмерности целого (В 1). Однако как собственные математические изыскания Архита, так и ра­боты математиков Феодора из Кирены и Теэтета привели к открытию мно­жества несоизмеримых величин (например, диагонали и стороны квадрата). Поиски выхода из сложившейся ситуации привели Е. к разработке новой теории отношений (пропорций). Фундаментом этой теории, изложенной в 5-й кн. «Начал» Евклида, стало иное понимание самого понятия «отно­шение» (λόγος). Если Теэтет определял его через последовательность це­лых чисел, которые возникают в арифметическом процессе попеременного вычитания, то для Е. отношение определялось его местом между двумя од­нородными величинами, заключающими его с обеих сторон (опр. 3). Такое понимание отношения оказывалось применимым как к соизмеримым, так и к несоизмеримым отрезкам. Опр. 4, получившее позднее название «ак­сиома Архимеда», устанавливало, какие величины можно сравнивать, ис­ключая бесконечно малые и бесконечно большие. Ключевым для теории отношений Е. стало определение пропорциональных величин через ука­зание необходимых и достаточных условий равенства отношений (опр. 5), позволившее применять отношения в математике. Основываясь на теории отношений, Е. разработал оригинальный метод (12-я кн. «Начал» Евклида), получивший в 17 в. название «метод исчерпывания». Он позволял находить длины кривых, площади и объемы фигур, ограниченных кривыми линия­ми (поверхностями) не измеряя их, а сравнивая между собой и вычисляя их отношения. И хотя условием применения метода исчерпывания был за­ранее известный ответ, полученный на основании независимых эвристиче­ских соображений, его использование позволяло раскрывать неизвестное, выражая его через то, что было хорошо известно (напр., площадь параболи­ческого сегмента могла быть выражена через известную площадь квадрата или треугольника).

Вместе со своими учениками в Кизике Е. организовал, возможно, впер­вые в Греции систематические наблюдения за движением небесных тел, что позволило ему описать доступные для этой географической широты созвез­дия и составить звездный каталог («Явления», «Зеркало»). С развитием на­блюдательной астрономии была тесно связана так называемая календарная астрономия, занимавшаяся поисками наилучшей схемы лунно-солнечного календаря. Стремясь наиболее точно согласовать лунный календарь с дви­жением Солнца, Е. внес уточнения в календарь Клеострата из Тенедоса, обосновав необходимость каждые 16 лет добавлять 3 дня, чтобы согла­совать число месяцев и число дней, а каждые 160 лет опускать дополни­тельный месяц, для того чтобы добиться согласования с солнечным годом («Восьмилетие»).

Наибольшую известность Е. принесло занятие теоретической астроно­мией: опираясь на достижения в геометрии, изыскания Архита в механике, он разработал математико-кинематическую геоцентрическую модель пла­нетарной системы («О скоростях»). Детальное описание модели Е. сохра­нилось у Симпликия (fr. 124 = Simpl. In Cael. 493, 11–497, 8; ср.: Arist. Met. 1073b17 sq.), реконструкция учения предложена Скиапарелли. Модель Е. описывала движение каждого небесного тела с помощью системы вложен­ных друг в друга гомоцентрических сфер, равномерно, хотя и с разной ско­ростью, вращающихся вокруг различно ориентированных осей. Число сфер и характер их движения Е. выбирал таким образом, чтобы проекция этого движения на сферу неподвижных звезд максимально точно отображала ви­димое движение тел по небесному своду. В модели Е. число сфер достигло 27: для описания движения Солнца и Луны потребовалось по 3 сферы, для более сложного петлеобразного движения остальных планет – по 4 сферы. Т. обр., Е. впервые удалось описать совокупность небесных явлений как единую, целостную систему, элементы которой связаны между собой при­чинно-следственными соотношениями. В дальнейшем эта система была усовершенствована учеником Е. Каллиппом из Кизика, добавившим еще 7 сфер, а также Аристотелем, который описывал видимое движение небес­ных тел уже с помощью 55 сфер. Самая совершенная система подобного рода была разработана Клавдием Птолемеем.

Философия. Анализ достижений Е. как ученого позволяет выявить основы его онтологических и гносеологических воззрений. Сохранившиеся материалы показывают, что Е. был убежден в онтологической ценности чувственно воспринимаемого мира, его целостности и единстве, опреде­ляемых соразмерностью всех его частей. Это, в свою очередь, обуславли­вало гносеологический оптимизм Е., уверенность в единстве чувственного познания и умозрения. Можно предположить, что подобную позицию Е. обосновывал, участвуя в философских дискуссиях во время своего пребы­вания в Академии. Не принимая учения Платона об идеях как отдельных вечных умопостигаемых сущностях, Е. предложил собственную интерпре­тацию идей. «Причастность» вещей идеям он, согласно Аристотелю, пони­мал как примешивание идей к вещам, полагая, что идеи являются причина­ми вещей в том же смысле, в каком «примешивание (μεμιγμένον) к чему-то белого есть причина того, что оно бело» (Arist. Met. 991a14–17, 1079b18–22). Скудность информации, не позволяя в должной мере раскрыть концеп­цию Е., дает возможность предположить, что он отстаивал имманентное существование идей в вещах, утверждая этим целостность вещи. Именно такая позиции как несовместимая учением Платона об идеях стала предме­том критики со стороны Аристотеля в его трактате «Об идеях», ряде книг «Метафизики», а неназванным оппонентом вполне мог быть Е.

Этические воззрения Е. как достаточно оригинальные также вызвали полемику в Академии, найдя отклик и у Аристотеля, и, вероятно, у Платона в «Филебе». Согласно Аристотелю, Е. высшим благом считал удовольствие, полагая, что «все тянется к нему, и обладающее суждением, и лишенное его» (E.N., 1172b9–10, ср.: 1101b27–30). Анализ предложенной Аристотелем да­лее реконструкции аргументации Е. позволяет утверждать, что удовольствие он понимал как самодостаточную цель для всего сущего, противопоставляя его страданию. Учитывая интерес Е. к медицине и знакомство с медицинской традицией, можно предположить, что страдание он понимал как пережива­ние разрушенной соразмерности, потерянного равновесия. Соответственно удовольствие Е. связывал с правильной соразмерностью, симметрией, рав­новесием, полагая, что все живые существа естественным образом стремят­ся к восстановлению пропорций, «тянутся к удовольствию». Такой взгляд вполне согласовывался с пониманием природы целого, которая также стре­мится к удовольствию как к соразмерности и гармонии. Отказ Е. от идей как отдельных самодостаточных сущностей означал в этом случае, что благо­удовольствие есть имманентное стремление всего сущего к соразмерности, иначе говоря, по Е., природа целого сама есть правильная соразмерность, открывающаяся многознающему философу.

Фрагменты:

  • Lasserre F. Die Fragmente des Eudoxos von Knidos. Berlin, 1966;
  • Heath T.L. The Thirteen Books of Euclid’s Elements. Vol. 1–3. Cambridge, 19262.

Лит.:

  • Gisinger F. Die Erdbeschreibung des Eudoxos von Knidos. Leipzig; Berlin, 1921;
  • Schiaparelli G. Scritti sulla storia della astronomia antica, II. Bologna, 1926, p. 2–112;
  • Becker O. Eudoxos-Studien, Quellen und Studien zur Geschichte der Mathematik, Astronomie und Physik, Abt. B: Studien, Bd. 2. Berlin, 1933, S. 311–333, 369–387; Bd. 3, 1936, S. 236– 244, 370–410;
  • Santillana G. de. Eudoxos and Plato. A study in chronology, – Isis 32, 1940, p. 248–282;
  • Schadewalt W. Eudoxus von Knidos und die Lehre vom Unbewegten Beweger, – Satura. Früchte aus der antiken Welt. Baden-Baden, S. 103–129;
  • Neugebauer O. The Exact Sciences in Antiquity. Providence, R.I., 19572;
  • Huxley G. Eudoxian Topics, – GRBS 4, 1963, p. 83–96;
  • Bechler Z. Aristotle corrects Eudoxus. Met. 1073b39–1074a16, – Centaurus 15. 2, 1970/71, p. 113–123;
  • Maula E. Eudoxus encircled, – Ajatus 33, 1971, p. 201–243;
  • Wright L. The astronomy of Eudoxus: geometry or physics? – StudHistPhilSc 4. 2, 1973/74, p. 165–172;
  • Waschkies H.-J. Von Eudoxos zu Aristoteles, Das Fortwirken der Eudoxischen Proportionentheorie in der Aristotelischen Lehre vom Kontinuum. Amsterdam, 1977;
  • Weiss R. Aristotle’s Criticism of Eudoxan Hedonism, – CPhil 74. 3, 1979, p. 214–221;
  • Molland A.G. Campanus and Eudoxus, or trouble with texts and quantifi ers, – Physis 25, 2, 1983, p. 213–225;
  • Szabo A. Eudoxus und das Problem der Sehnentafeln, – Aristoteles. Werk und Wirkung. Bd. I. Berlin; N. Y., 1985, S. 499–517;
  • Artmann B. Über voreuklidische «Elemente der Raumgeometrie» aus der Schule des Eudoxos, – AHES 39. 2, 1988, p. 121–135;
  • Knorr W.R. Plato and Eudoxus on the planetary motions, – JHA 21. 4, 1990, p. 313–329;
  • Toth I. Le problème de la mesure dans la perspective de l’être et du non-être. Zénon et Platon, Eudoxe et Dedekind: une géné­alogie philosophico-mathématique, – Mathématiques et philosophie de l’antiquité à l’âge clas­sique. Paris, 1991, p. 21–99;
  • Yavetz I. On the homocentric spheres of Eudoxus, – AHES 52. 3, 1998, p. 221–278;
  • Gregory A. Eudoxus, Callipus and the astronomy of the Timaeus, – Ancient Approaches to Plato’s Timaeus. Ed. by R.W. Sharples, A. Sheppard. London, 2003, p. 5–28.

И. Н. МОЧАЛОВА