Библиографическое описание:
Лебедев А.В. ПАРМЕНИД // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 542-545.


ПАРМЕНИД (Παρμενίδης) из Элеи (Южн. Италия; по Аполлодору, акме 504–501 до н.э.), др.-греч. философ, основоположник Элейской школы, учитель Зенона Элейского, согласно античным «преемствам философов» – ученик Ксенофана, по более достоверной версии – пифагорейца Аминия. По свидетельству Спевсиппа, был законодателем своего родного города.

Философская дидактическая поэма «О природе» (название поздней­шее, сохранилось около 160 стихов), написанная архаическим гомеровским языком, затрудняющим интерпретацию, предваряется мистико-аллегориче­ским вступлением и распадается на две части: «Путь истины» (̕Αλήθεια) и «Путь мнения» (Δόξα). В мистическом видении вступления, написан­ного от лица «юноши» (мотив инициации в тайное знание), стремитель­ный полет на колеснице ведет автора в запредельный мир через «врата дня и ночи» от «тьмы» к «свету», от невежества чувственного мира и челове­ческого опыта к знанию абсолютной истины. Встречающая юношу боги­ня Правды (Дике) открывает ему «как бестрепетное сердце благоокруглой истины, так и мнения смертных, в которых нет истинной достоверности» (DK28 B 1, 29–30).

«Путь истины» дает первый в истории греческой и ев­ропейской мысли компендий дедуктивной метафизики. Теоретически мыс­лимы два «пути поиска» (метода познания): 1) допустить, что нечто «есть и не может не быть»; 2) допустить, что нечто «не есть и по необходимости должно не быть». Первый из них – путь убеждения и истины, второй дол­жен быть сразу отброшен как «совершенно непознаваемый», ибо «то, чего нет, нельзя ни познать, ни высказать» (B 2 DK): отрицание существования чего-либо предполагает знание о нем, и тем самым – его реальность. Так выводится тождество бытия и мышления: «мыслить и быть – одно и то же» (B 3), «одно и то же мышление и то, о чем мысль» (B 8, 34). Мысль нико­гда не может быть пустой («без сущего»); ее полноте должна соответство­вать «наполненность» сущим универсума: пустота («не-сущее», «то, чего нет») – невозможна (B 4). Кроме двух альтернативных «путей поиска» есть еще один, запрещаемый юноше, путь, по которому блуждают невежест­венные «смертные о двух головах», полагающие, что нечто может «быть и не быть» одновременно, – вероятно, это и есть «путь мнения», соответст­вующий чувственному опыту (B 6). Не доверяя ни зрению, ни слуху, юноша должен с помощью одного только «рассудка» (логоса) рассудить «много­спорную» (т.е. диалектическую) аргументацию Правды и признать един­ственно верным путь «есть». Из этого «есть» с необходимостью выводятся все характеристики истинно сущего: оно «не возникло, не уничтожимо, це­локупно, единственно, неподвижно и нескончаемо (во времени)» (B 8, 4–5). О нем нельзя сказать «было» или «будет», «так как теперь оно есть все вме­сте, одно, сплошное» (B 8, 5–6). Оно «неделимо» и совершенно однородно (B 8, 22), так как признание неоднородности или дискретности потребовало бы допущения пустоты («того, чего нет»), оно вечно пребывает на одном и том же месте (B 8, 29), «ни в чем не нуждается» (B 8, 33), лишено чувствен­ных качеств и любых процесов изменения (B 8, 40–41) и, наконец, заключе­но Судьбой (Мойрой; она же Необходимость-Ананке и Правда-Дике) в гра­ницы идеальной «сферы» (при этом употребляется слово «онкос» – «глыба, масса»), «повсюду уравновешенной от центра» (B 8, 43–44). В аргумента­ции П., помимо закона противоречия и принципа «из ничего не будет ниче­го», существенную роль играет закон достаточного основания (известный впоследствии как μηδὲν μάλλον, «ничуть не более так, чем так»).

Закончив «достоверное слово об истине», богиня переходит к «мнениям смертных» и излагает пространную космологию в ионийском стиле, начиная от пер­воэлементов («форм», B 8, 53 сл.), происхождения неба и светил (B 10–11), неясной нам космологии (B 12) и кончая физиологией познания (B 16), эм­бриологией (B 17) и даже происхождением гермафродитов (B 18).

Упраздненный в первой части мир человеческого опыта оказывается реабилитированным на правах вероятной гипотезы. Мир истины и мир доксы – один и тот же мир, воспринимаемый божественным (идеальным) и человеческим (несовершенным) субъектом, соответственно, как непод­вижное одно в первом случае, как становящееся многое – во втором. Мир доксы всецело обусловлен человеческим языком, произвольно устано­вившим множество «имен» для одного сущего (ср. B 8, 38 сл. и особенно B 19, 3). Мир доксы не вполне нереален: он «смешен» из бытия и небы­тия, истины и лжи. На феноменальном уровне «бытие» и «небытие» вы­ступают как «свет» и «тьма» («эфирный огонь» и «тяжелое тело земли»), активный дух и косная темная материя; это два фундаментальных элемен­та, «смешением» которых в определенных пропорциях конституируется все многообразие чувственных феноменов, а также объясняются состоя­ния сознания, жизнь и смерть и т.д. Все физические противоположности – «разреженное и плотное», «легкое и тяжелое», «горячее и холодное» (B 8, 56–59 со схолием) и т. д. сводимы к оппозиции света и тьмы как синони­мы. Но один член этой фундаментальной оппозиции – мнимый, и его «не следовало называть» отдельным именем (B 8, 54): «ночь» есть отсутствие света и, следовательно, несубстанциальна. В этом – роковая ошибка смерт­ных, приведшая их от монизма к дуализму. В космогонию доксы встроена политеистическая теогония (B 13; A 37): «боги» понимаются как аллего­рии стихий, светил, страстей и т.д.; тем самым традиционная мифология низводится до уровня «мнения толпы», а метафизика истины приобрета­ет характер новой, рациональной, монотеистической теологии (отсюда и сакральный язык вступления). «Бестрепетное сердце истины», «неуяз­вимость» и «незыблемость» сущего в этическом сознании претворяются в «невозмутимость» мудреца, железную мораль, презрение к чувственным удовольствиям и боли как нереальным и т. д. (ср. легенду о героической смерти Зенона, пронесшего «учение Парменида» через пытки как золото чистой пробы через огонь – 29 А 7).

Типологически философия П. близка к системе идеалистического мо­низма типа адвайта-веданты, однако необходимо учитывать отсутствие в его время строгого дуализма духа и материи, идею пространственной протяженности (и даже телесности) сущего (английский историк филосо­фии Дж. Бернет, впадая в другую крайность, считал П. «отцом материа­лизма»). Помимо прямого влияния на традиции Элейской и Мегарской школ, философия П. косвенно, через требование рационального обоснова­ния движения и множественности, оказала воздействие на формирование натурфилософских систем 5 в. (особенно атомистов) и теоретическую фи­зику Аристотеля. Противопоставления бытия и становления, чувственного и умопостигаемого, истины и мнения вошло в азбуку платонизма. Традиция видеть в П. ключевую фигуру в истории раннегреческой мысли и даже де­лить ее на до- и послепарменидовскую восходит к книге К. Райнхардта (1916). В 20 в. особый интерес к П. обнаруживает экзистенциальная фено­менология (Хайдеггер) и англо-американская аналитическая философия.

Фрагменты:

  • DK I, 217–246;
  • Untersteiner M. Parmenide. Testimoniaze e frammenti. Fir., 1958;
  • Tarán L. Parmenides. A text with transl., comm. and critical essays. Princeton, 1965;
  • Bormann K. Parmenides. Hamb., 1971;
  • Heitsch E. Parmenides. Münch., 1974;
  • Gallop D. Parme­nides of Elea, Fragments. Toronto, 1984;
  • Coxon A. H. The Fragments of Parmenides. Assen, 1986;
  • Aubenque P. (éd.). Études sur Parménide. T. 1. Le Poème de Parménide. T. 2. Problèmes d’interprétation. Paris, 1987;
  • ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты ранних греческих философов, 1989, с. 274–298.

Литература:

  • Long A. A. The Principles of Parmenides’ Cosmogony, – Phronesis 8, 1963, p. 90–107 (repr. Allen R.E., Furley D.J. (edd.). Studies in Presocratic Philosophy. Vol. 2. London, 1975, p. 82–101);
  • Furth M. Elements of Eleatic Ontology, – JHPh 6, 1968, p. 111–132 (repr. Mourelatos A.P.D. The Pre-Socratics. New York, 1989, p. 241–270);
  • Mourelatos A. P. D. The Route of Parmenides: A Study of Word, Image, and Argument in the Fragments. N. Hav., 1970;
  • Die Einheit der Erfahrung: eine Interpretation der Parmenidieschen Fragmente. Münch.; W., 1976;
  • Heidegger M. Parmenides, Fr./M., 1982;
  • Parmenides Studies Today, – Monist 62, 1, 1979;
  • Kahn C.H. Being in Parmenides and Plato, – PPass 43, 1988, p. 237–261;
  • Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.

А. В. ЛЕБЕДЕВ