Библиографическое описание:
Лебедев А.В. ФАЛЕС // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 743-744.


 

ФАЛЕС (Θαλῆς) из Милета (Иония, Мал. Азия), др.-греч. философ и уче­ный, основатель Милетской школы, один из «Семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, род. в 640 до н.э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90 по Сосикрату); по современным вычислениям, дата «предсказанного» Ф. затмения – 28 мая 585 до н.э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путе­шествии Ф. в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космо­логией. Имя Ф. уже в 5 в. стало нарицательным для «мудреца» (Аристофан, «Облака» 177): мудрость Ф. истолковывается то как практическая смекал­ка и изобретательность, то (особ. в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует Ф. купцом и предприни­мателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, «пер­вым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Ф. историю метафизики, Теофраст – «естественной истории», Евдем – астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возмож­но; письменных сочинений Ф. не оставил.

Аристотель (предположительные источники которого – Гиппий и Ксенофан) приводит четыре тезиса, которые могут восходить к устному учению Ф.: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода – архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет соби­рательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «ду­ша-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», т. к. «движет железо» (пример одушевленности неодушев­ленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1–2) к комплексу панпси­хизма (тезисы 3–4) проясняется стоической доксографией (DK11 А 23), ис­толковывающей панпсихическое божество как демиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. обр. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогони­ях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теоло­гией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и прони­зывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморф­ной онтологии Ф. лежит отождествление понятий «бытия» и «жизни»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; пер­вую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) – вода. Т. обр., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель. «Мета­физика» 983b22 сл.). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Ф. через Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского к стоикам.

Свидетельства

  • DK I, 67–81;
  • Maddalena A. Ionici, testimonianze e frammenti. Fir., 1963, p. 1–75;
  • Colli G. La sapienza greca. Vol. 1. Mil., 1977;
  • Лебедев А.В. Фрагменты, 1989, с. 100–115.

Литература

  • Classen C. J. Thales, – RE, Suppl. 10, 1965, col. 930–947;
  • Mansfeld J. Aristotle and others on Thales, or the beginnings of Natural-Philosophy, – Mnemosyne, ser. IV, 38, 1–2, 1985, p. 109–129;
  • Лебедев А.В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского), – Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51–66.

А. В. ЛЕБЕДЕВ