Библиографическое описание:
Лебедев А.В. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 493-494.


МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (6 в. до н.э.), древнейшая греческая научно­-философская школа, включающая Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Сложилась в Милете (на зап. берегу Мал. Азии, совр. Балат в Турции), крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, основав­шем в 7–6 вв. до н.э. много колоний по берегам Черного моря и связанном морскими путями с Востоком и Западом.

Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ста­вила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее гово­рить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеоро­логии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составля­ло единую науку «о природе», или «естественную историю» (περὶ φύσεως ἱστορία), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной ди­намике: от происхождения светил и земли из правещества до возникно­вения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Апейрон), движение присуще ему «от веку», мир по­рождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). «Боги» народной мифологии отождествляются со стихиями и све­тилами (Анаксимен) или «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), воз­никшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и аб­солютное «божество» (Arist. Phys. 203b13). Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер (в отличие от гераклитовского). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, осно­ванную на аксиологизации понятий «верх–низ» и противопоставлении не­бесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270a5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог пересту­пить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (e nihilo nihil), или отрицание абсолютного «возникнове­ния» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных ка­тегорий (Anaximander, fr. B 1 DK; Arist. Met. 983b6). Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соедине­ние» и «разделение», Анаксимен описывает все физические процессы в тер­минах «сгущения» и «разрежения». Два основных типа теории изменения в греческой натурфилософии, сопоставимые с преформацией и эпигенезом: 1) механическое «выделение из смеси» предшествующих качественно раз­личных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещест­ва, – представлены соотвественно в теориях Анаксимандра и Анаксимена. Концепция «смеси» Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксимена была возрождена Диогеном Аполлонийским. К кругу милетских ученых принадлежал также географ и историк Гекатей, давший рационалистическое толкование мифов. Ксенофан использовал на­турализм Милетской школы для критики антропоморфизма традиционной греческой религии. Геоцентрическая модель была создана Милетской шко­лой и отчасти преодолена учением Анаксимандра о бесчисленных мирах.

Литература:

  • GUTHRIE, HistGPhilos I. Camb., 1971;
  • Vernant J.-P. Les origines de la pensée Grecque. P., 1975;
  • Kirk G. S., Raven J.E., Schofield M. The presocratic philosophers. Camb., 1983;
  • Таннери П. Первые шаги др.-греческой науки (пер. с франц.). СПб., 1902;
  • Гомперц Т. Греч. мыслители (пер. с нем.). Т. 1. СПб., 1911;
  • Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;
  • Зайцев А.И. Культурный переворот в Др. Греции VIII–V вв. до н. э. Л., 1985.

А. В. ЛЕБЕДЕВ