Библиографическое описание:
Солопова М.А. КАЛОКАГАТИЯ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 407-409.


КАЛОКАГАТИЯ (греч. καλοκἀγαθία, τὸ καλὸν κἀγαθόν), термин антич­ной этики, образованный из прилагательных καλός (прекрасный) и ἀγαθός (хороший, добрый) и переводимый как «нравственная красота»; καλός κἀγαθός – человек прекрасный, добродетельный. Известный в ранней тра­диции (возможно, уже у Семи мудрецов, ср. изречение Солона «калокага­тии верь больше, чем клятве», D. L. I 60), наибольшее распространение получил в философии классического периода (софисты, Сократ, Платон и Аристотель), был употребим и в дальнейшем, напр., в Поздней Стое.

Калокагатия стала одним из ключевых терминов учения Сократ а, си­нонимом совершенной добродетели. Сократ и современная ему интеллекту­альная традиция эпохи полисной демократии переосмыслили исходное зна­чение термина, связанного с аристократической этикой (ср. Thuc. VIII 48, 3–6; Aristoph. Ran. 717 сл., Xen. Oec. VI, 8; 12). Калокагатия стала выражать не высшую нравственную оценку представителя аристократической элиты, прямо связанную с его природной арете, которая получает надлежащее вос­питание, но такую универсальную добродетель, которая зависит от воспи­тания и постоянного совершествования в занятиях философией, что пре­одолевает все возможные недостатки телесной природы. По Ксенофонту, калокагатия была целью философствования Сократа (Ibid. I 6, 14), который отождествляет понятия «прекрасное» (καλόν), «хорошее» (ἀγαθόν) и «по­лезное» (χρήσιμον) для души, в результате благом и красотой нетелесной души оказывается добродетель (Xen. Mem. III 8). Калокагатию Сократ про­тивопоставляет «постыдному», делая это в ходе характерного отождествле­ния «мудрости» (= рациональное мышление) и «благоразумия» (= нравст­венное сознание), сближая т. обр. калокагатию с последним. Термин может быть применим не только к отдельной личности, но и к полису (III 5, 15: «нашему городу далеко до совершества»), и в таких контекстах он служит для уточнения понятий «полисная справедливость», «правильное устрой­ство полиса».

В платоновской «Апологии Сократа» (Apol. 21d4) термин появляется в знаменитой формуле Сократа о незнании: мы «не знаем ничего хорошего» (καλὸν κἀγαθόν, рус. пер. М. С. Соловьева: «ничего в совершенстве не зна­ем»), чем подчеркнуто этическое содержание его философии. В платонов­ском «Пире» с помощью того же термина Сократ характеризуется как фи­лософ, думающий о вопросах нравственного совершенствования (Symp. 226a6).

Для Платона калокагатия была термином важным, но не центральным, ибо и философия его не исчерпывается этикой. Калокагатия иногда встре­чается в значении внешней красоты (Euthyd. 271b4; Parm. 127b3), но чаще в значении красоты нравственной, выступая как синоним понятия «добро­детель»: Gorg. 515a6 («человек достойный», противоположный дурному, т. е. несправедливому, распущенному и безрассудному); 527d2 («поистине достойный человек и предан добродетели», καλός κἀγαθός, ἀσκῶν ἀρετήν); Symp. 204a5 («тем-то и скверно невежество, что человек и не калокагатий­ный, и не умный вполне доволен собой»), и др. Исключением выглядит пассаж из «Тимея» (Tim. 88c6), в котором Платон имеет в виду гармонично развитого человека, прекрасного и душой, и телом, относя καλός к красоте тела, а ἀγαθός – к красоте души.

В Академии калокагатия получила школьное определение как «умение избирать наилучшее нравственное решение» ([Plat.] Def. 412e8). Аристотель продолжает разрабатывать этот термин, см.: E. E. VII, 1248b8–1249a16; M. M. II 9; E. N. X, 1179b10–11. Калокагатия в указанных текстах выступает как синоним всецелой нравственной добродетели (синоним «справедливо­сти вообще», в отличие от «справедливости частной»): «О нравственности говорят в связи с добродетелью: нравственно прекрасным зовут справедли­вого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми доб­родетелями» (M. M. II 9, 1207b23–26). Человек добродетельный (калока­гатийный) «обладает прекрасными благами как таковыми и практически действует ради прекрасного как такового» (E. E. 1248b34–36). Калокагатия, определяемая как «полнота добродетели» (ἀρετὴ τέλειος, 1249a16), как пра­вильное соединение нравственных и мыслительных добродетелей, являет­ся у Аристотеля раскрытием содержания формулы счастья как «полноты жизни в полноте добродетели» (1219а38–39); при этом калокагатия откры­вает путь к созерцанию бога (1249b). Аристотель подчеркивает, что совер­шенному в моральном отношении человеку, истинному философу, внеш­ние блага (богатство, слава, почет) не могут повредить, более того, без них не может быть полноты и совершенства. В отличие от философов «многие не способны обратиться к калокагатии, поскольку привыкли повиноваться не стыду, но страху» (E. N. X 10, 1179b10–11).

В эллинистической философии калокагатия / калокагатийный встре­чаются у стоиков (Хрисипп, Музоний Руф), вероятно, в связи с высокой оценкой в школе образа Сократа. Хрисипп учил, что равносильны выра­жения «жить по природе», «жить прекрасно» и «жить хорошо» и, в свою очередь, равносильны «калокагатия» и «добродетель» (SVF II 16). Музоний принимал это школьное отождествление и школьное почитание Сократа; по его мысли, человеческой душе врождено стремление к нравственности (πρὸς καλοκἀγαθίαν) и в каждом из нас заключено зерно добродетели (Diss. II 24 Lutz). Калокагатия – конечная цель философии, философствовать – это и означает стараться быть добродетельным (καλοκαγαθίας ἐπιτήδευσις, fr. 8, p. 38, 16 Н. = Diss. IV 99).

Филон Александрийский охотно использует калокагатию как термин классического платонического словаря в значении «нравственное совер­шенство», «добродетель» (Philо. De virt.; Legg.; Somn.; Vit. contemp. и др.), при этом понимая совершенство как богопознание и богопочитание.

В сочинениях христианских авторов калокагатия встречается редко, сохраняя свой базовый смысл «добродетель» (Ign. Ep. 11, 14, 1; Bas. Caes. Ep. 15, 1; 32, 1; 313, 1; Greg. Naz. Ep. 62, 1). Византийский словарь Суда (s. v. Καλοκαγαθία, 244) фиксирует память о главном содержании классического термина: «калокагатия – это ἀγαθότης».

Литература:

  • Wankel H. Kalos kai agathos. Diss. Würzb., 1961. N. Y., 1979;
  • Donlan W. The origin of kalos kagathos, – AJP 94, 4, 1973, p. 365–374;
  • Bourriot F. Kalos Kagathos, – Kalokagathia. D’un terme de propagande de Sophistes à une notion sociale et philosophique. Étude de l’Histoire athénienne. Bd. I–II. Hldh.; Z; N. Y., 1995;
  • Лосев А.Ф. Классическая калокагатия и ее типы, – Вопросы эстетики, 1960, 3, с. 417 сл.;
  • Лосев А.Ф. ИАЭ VIII. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М., 1994, с. 386–439;
  • Никитюк Е.В. К развитию пред­ставлений об идеальном человеке в греческой литературе V–IV вв. до н. э.: понятие и об­раз καλὸς καγαθός у Ксенофонта, – Вестник СПбГУ, сер. 2, 1994, вып. 1 (2), с. 111–116.

М. А. СОЛОПОВА