ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ, или Диоген из Селевкии (Διογένης ὁ Βαβυλώνιος, ὁ Σελευκεύς) (ок. 240 – ок. 150 до н.э.), стоик, ученик Хрисиппа, один из самых влиятельных представителей Ранней Стои. Родом из Селевкии на Тигре (эту область собирательно называли «Вавилонией», Strab. VI 1, 1). Год рождения приблизительно 240 до н.э. (если принять 88 лет жизни, согласно Luc. Macrob. 20, и год смерти ок. 150). Учился сначала у Хрисиппа, а затем, возможно, у его преемника Зенона Тарсийского, после которого возглавил школу (ISHerc. col. 48). При Диогене школа пользовалась большим влиянием, о чем говорит тот факт, что Диоген вместе с академиками Карнеадом и Критолаем ездил в Рим в 155 в составе афинского «философского» посольства, просившего освободить Афины от штрафа за разграбление Оропа – Cic. Acad. II 137; Tusc. IV 5; Gell. N. Att. VI 14, 8. Выступая в Риме, Диоген впервые познакомил римлян со стоическим учением и впоследствии пользовался среди них большим уважением. Цицерон называет Диогена «авторитетным и влиятельным стоиком» (magnus et gravis stoicus – De off. III 51).
От сочинений Д. сохранились незначительные фрагменты. Известны: 1) логические: «О звучащей речи» (Περὶ φωνῆς – D. L. VII 55), «Диалектика» (Διαλεκτικὴ τέχνη – Ibid. 71), «О риторике» (Philod. De rhet. V. I p. 329 сл. Sudh.); 2) физические: «О ведущей части души» (Περὶ τοῦ τῆς ψηχῆς ἡγεμονικοῦ – Galen. PHP II 8), «Об Афине» (Philod. De piet. 15; Cic. Nat. D. I 41), «Мантика» (Cic. Divin. I 6); 3) этические: «Этика» (Epict. Diss. II 19,14), «О благородном происхождении» (Athen. IV 168 e), «О законах» (Athen. XII 526 c); 4) прочие: «О музыке» (Philod. De mus. p. 5 сл. K.).
В сочинениях Д. затрагивались, вероятно, почти все основные и многие вспомогательные вопросы стоического учения. В большей степени традиционалист, чем новатор, Д. тем не менее уточнял и прояснял школьные определения, а в некоторых случаях предлагал собственные. Вероятно, именно при Д. процесс оформления раннестоической традиции окончательно завершился. Трактат «О звучащей речи» служил Диоклу Магнесийскому, а затем Диогену Лаэртию источником нормативных формулировок в области грамматики, морфологии, речевой стилистики и т. д. (D.L. VII 56 сл.). Логике в узком смысле посвящена «Диалектика», где Д., насколько можно судить, следовал Хрисиппу (напр., в области классификации высказываний – Ibid. 71).
Физические воззрения Д. достаточно каноничны – хотя он, возможно, подвергал сомнению (как и Зенон из Тарса) догму о «воспламенении» (Philo. Aetern. 15). В трактате «О ведущем начале души» Д. поддержал Зенона и Хрисиппа, помещавших это начало в сердце (Galen. PHP II 5 сл.). В теологии Д. развивал аргументы основателя школы: богов почитать разумно, почитать несуществующее неразумно, – следовательно, боги существуют (Sext. Adv. math. IX 133–134). Cпециально занимался аллегорезой – в трактате «Об Афине» рождение богини из головы Зевса трактовалось как определенного рода физический процесс (Cic. Nat. D. I 41), – и мантикой (Cic. Divin. I 6; 84; II 90).
В основных вопросах этики Д., как правило, верен школьной догме (напр., традиционному учению о благе, зле и безразличном, добродетели и т. д. – Epict. II 19, 13; Cic. De fi n. III 33; 49 сл.). Вместе с тем, он предложил и некоторые новшества. Желая, как впоследствии Антипатр и Архедем, подчеркнуть значение разумного выбора, Д., возможно впервые, ввел термин δόσις, понимая под ним суждение, придающее избранному статус «ценного» и «соответствующего природе» (Stob. II 7, 7f, p. 84, 4 Wachsm.). Конечную цель Д. определял как «благоразумие в выборе того, что соответствует природе» (D. L. VII 88; Clem. Strom. II 21). Возможно, это первый признак заметного в послехрисипповой Стое желания каким-то образом расширить понятие блага за счет «первичного по природе». С этим согласуется попытка Д. допустить коррекцию выбора на основе критерия полезности, если это не изменяет природы самого выбора (Cic. De off. III 50 сл.).
Кроме того, Д. занимался теорией общества и государства, риторикой, музыкой. В соч. «О законах» и «О благородстве» он, по-видимому, развивает концепцию «естественного закона». В трактате «О риторике» разбирает специальные технические вопросы, но также проводит мысль о том, что мудрец является наилучшим оратором и что он должен ставить свое искусство на службу отечеству. Фрагменты трактата «О музыке» (в одноименном соч. Филодема) свидетельствуют о знакомстве Д. с теоретической и исторической сторонами этой тематики.
В числе самых известных учеников Д. (ср. Athen. V 186 a: «диогеновцы») были Антипатр и Архедем из Тарса; весьма вероятно, что Д. слушал и Панетий. В восприятии позднейших авторов – Цицерона, Плутарха (St. rep. 2, 1033d), Эпиктета (Diss. II 19, 13), Галена – имя Д. стояло в одном ряду с именами основателей стоической школы.
Фрагменты
Литература
А. А. СТОЛЯРОВ