«ФИЗИКА» (Φυσικά), позднее название сочинения
Аристотеля в 8 книгах, которое в греческих рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физике» (Φυσικὴ ἀκρόασις). Дошедшая до нас редакция принадлежит
Андронику Родосскому (1 в. до н. э.), который объединил относительно самостоятельные сочинения: кн. 1, 2, 3 и кн. 6, 7, 8. Из них кн. 1–7 датируются (по Е. Дюрингу) концом академического периода (355–347 до н. э.), кн. 8 относится ко 2-му афинскому периоду (336–322).
«Ф.» открывает комплекс естественнонаучных сочинений, структура ко торого очерчена самим Аристотелем во введении к «Метеорологии», и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о природе (фюсис). В центре внимания кн. 1 («О началах») – анализ понятия «становления», или «возникновения» (генесис). Основной тезис
Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно уже есть), ни из небытия и, следовательно, возникновение невозможно, – опровергается заменой понятия небытия-в-себе акцидентальным небытием – еще-не-бытием, небытием-чем-то-определенным, или «лишенностью» (отсутствием формы) – («образованный человек» возникает не из «не-человека», а из «необразованного человека»); «принципами» (
архе) возникновения, т.о., оказывается троица «форма – отсутствие формы – материальный субстрат», причем первые два понимаются как «противоположности». В кн. 2 (она была непосредственным продолжением 1-й) формулируется учение о «четырех причинах» (см.
«Метафизика», Форма и материя), причем Аристотель, используя языковую семантику слова «фюсис», стремится показать (1–2-я гл.), что каждая из четырех причин выводится из понятия
природы: природа-вещество, природа – источник движения (в этой функции аристотелевская «фюсис» заменила платоновскую душу-псюхе), природа-самобытность-
эйдос, природа-мастер (телеологический момент). Дальнейшая часть кн. 2 анализирует понятия «случайности» (тюхе), «спонтанности» (αὐτόματον) и «необходимости», ее 7–8 гл. имеют основополагающее значение для телеологической концепции природы у Аристотеля. «Природа», по определению, есть «источник движения и изменения», следовательно, необходимо исследовать
движение (кн. 5–6, 8), но движение предполагает понятие «континуума», континуум связан с «бесконечным» (
апейрон), с другой стороны, «движение невозможно без места, пустоты и времени» (200b20) – отсюда предварительный анализ этих понятий в кн. 3–4.
2-я и 9-я гл. кн.
6 содержат знаменитую полемику с апориями
Зенона Элейского. Кн. 7 нарушает общий ход изложения и скомпонована из трех несвязных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 – наряду с Λ «Метафизики» – основной текст о
перводвигателе.
Греческие комментарии к «Ф.»
Фемистия,
Иоанна Филопона и
Симп- ликия изданы в серии CAG
(см. библ. к соотв. ст.). Из ср.-век. комментариев следует прежде всего назвать: в Византии – Михаила Пселла, на латинском Западе – Фому Аквинского: In octo libros Physicorum Aristotelis expositio, cura et studio M. Maggiolo, 1954.
Рус. пер.: В. П. Карпова (1936, нов. ред. 1981).
Текст:
Aristotelis Physica. Rec. W. D. Ross. Oxf., 1950 (rev. ed. 1960). Переводы:
Aristote. Physique. Trad. par H. Carteron. Vol. 1–2. P., 1923 (1961
2);
Aristotle. Physics. Tr. by P. H. Wicksteed and F.M. Cornford. Vol. 1–2. Camb., 1968–1970 (LCL); Aristotle’s Physics. A rev. Text with Introd. and Commentaries by W. D.
Ross. Oxf., 1936; Физика. Пер. В. П. Карпова, – Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1981, с. 61–262.
Лит.:
Mansion A. Introduction à la physique Aristotélicienne. Louvain; P., 1946;
Solmsen F. Aristotle’s system of the physical world. Ithaca, 1960;
Wieland W. Die aristotelische Physik. Gött., 1970
2; La Physique d’ Aristote et les conditions d’une science de la nature. Actes du Colloque. Éd. Fr. de Gandt et P. Souffrin. P., 1991. См. также лит. к ст.
Аристотель.
А. В. ЛЕБЕДЕВ