Библиографическое описание:
Лебедев А.В. «ФИЗИКА» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 754-755.


«ФИЗИКА» (Φυσικά), позднее название сочинения Аристотеля в 8 кни­гах, которое в греческих рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физике» (Φυσικὴ ἀκρόασις). Дошедшая до нас редакция принад­лежит Андронику Родосскому (1 в. до н. э.), который объединил относитель­но самостоятельные сочинения: кн. 1, 2, 3 и кн. 6, 7, 8. Из них кн. 1–7 дати­руются (по Е. Дюрингу) концом академического периода (355–347 до н. э.), кн. 8 относится ко 2-му афинскому периоду (336–322).
«Ф.» открывает комплекс естественнонаучных сочинений, структу­ра ко торого очерчена самим Аристотелем во введении к «Метеорологии», и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о природе (фюсис). В центре внимания кн. 1 («О началах») – анализ понятия «станов­ления», или «возникновения» (генесис). Основной тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно уже есть), ни из небы­тия и, следовательно, возникновение невозможно, – опровергается заменой понятия небытия-в-себе акцидентальным небытием – еще-не-бытием, не­бытием-чем-то-определенным, или «лишенностью» (отсутствием формы) – («образованный человек» возникает не из «не-человека», а из «необразо­ванного человека»); «принципами» (архе) возникновения, т.о., оказывается троица «форма – отсутствие формы – материальный субстрат», причем пер­вые два понимаются как «противоположности». В кн. 2 (она была непосред­ственным продолжением 1-й) формулируется учение о «четырех причинах» (см. «Метафизика», Форма и материя), причем Аристотель, используя язы­ковую семантику слова «фюсис», стремится показать (1–2-я гл.), что каждая из четырех причин выводится из понятия природы: природа-вещество, при­рода – источник движения (в этой функции аристотелевская «фюсис» за­менила платоновскую душу-псюхе), природа-самобытность-эйдос, приро­да-мастер (телеологический момент). Дальнейшая часть кн. 2 анализирует понятия «случайности» (тюхе), «спонтанности» (αὐτόματον) и «необходи­мости», ее 7–8 гл. имеют основополагающее значение для телеологической концепции природы у Аристотеля. «Природа», по определению, есть «ис­точник движения и изменения», следовательно, необходимо исследовать движение (кн. 5–6, 8), но движение предполагает понятие «континуума», континуум связан с «бесконечным» (апейрон), с другой стороны, «движение невозможно без места, пустоты и времени» (200b20) – отсюда предваритель­ный анализ этих понятий в кн. 3–4. 2-я и 9-я гл. кн. 6 содержат знаменитую полемику с апориями Зенона Элейского. Кн. 7 нарушает общий ход изложе­ния и скомпонована из трех несвязных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 – наряду с Λ «Метафизики» – основной текст о перводвигателе.
Греческие комментарии к «Ф.» Фемистия, Иоанна Филопона и Симп- ликия изданы в серии CAG (см. библ. к соотв. ст.). Из ср.-век. комментариев следует прежде всего назвать: в Византии – Михаила Пселла, на латинском Западе – Фому Аквинского: In octo libros Physicorum Aristotelis expositio, cura et studio M. Maggiolo, 1954.
Рус. пер.: В. П. Карпова (1936, нов. ред. 1981).
Текст: Aristotelis Physica. Rec. W. D. Ross. Oxf., 1950 (rev. ed. 1960). Переводы: Aristote. Physique. Trad. par H. Carteron. Vol. 1–2. P., 1923 (19612); Aristotle. Physics. Tr. by P. H. Wicksteed and F.M. Cornford. Vol. 1–2. Camb., 1968–1970 (LCL); Aristotle’s Physics. A rev. Text with Introd. and Commentaries by W. D. Ross. Oxf., 1936; Физика. Пер. В. П. Карпова, – Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1981, с. 61–262.
Лит.: Mansion A. Introduction à la physique Aristotélicienne. Louvain; P., 1946; Solmsen F. Aristotle’s system of the physical world. Ithaca, 1960; Wieland W. Die aristotelische Physik. Gött., 19702; La Physique d’ Aristote et les conditions d’une science de la nature. Actes du Colloque. Éd. Fr. de Gandt et P. Souffrin. P., 1991. См. также лит. к ст. Аристотель.

А. В. ЛЕБЕДЕВ