Библиографическое описание:
Столяров А.А. КЛЕОМЕД // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 422-423.


КЛЕОМЕД (Κλεομήδης) (кон. 1–2 в. н.э.?), греческий философ-стоик. Под именем К. дошло единственное сочинение в 2-х книгах, традицион­но называемое Κυκλικὴ θεωρία μετεώρων, что допускает различные вари­анты перевода: «Учение о круговращении небесных тел» (Ziegler) или «Общепринятое (элементарное) учение о небесных телах» (Goulet, Todd). По мнению Р. Тодда, название, сохранившееся в рукописях, не являет­ся аутентичным, и сочинение первоначально называлось Εἰσαγωγὴ εἰς ἀστρολογίαν («Введение в учение о небесных телах»).

Жанр трактата (σχολικὰ [βιβλία], II 2,7; σχολαί 7,11 – «ученые заметки») и его содержание свидетельствуют, что он представляет собой введение в стоическую космологию (освещавшее также некоторые пункты полемики c перипатетиками и эпикурейцами), его автор не столько ученый-астроном, сколько популяризатор стоической физики, с явным интересом к астроно­мии и географии. В общих вопросах К. опирается на раннестоическую нор­му (Хрисипп), в специальных – на Посидония и Эратосфена.

Концептуально важна вводная часть трактата, где космос определяется как «упорядоченная совокупность неба, земли и того, что на них» (I 1 = SVF II 529). Части мира, в центре которого размещается земля, связаны взаимной «симпатией»; он шаровиден, лишен пустот, но окружен беспредельной пус­тотой извне, необходимой для вмещения расширяющегося во время «вос­пламенений» вещества; возражение перипатетиков, что в пустоте вещество рассеялось бы, К. отвергает, указывая, что присущая веществу «пневмати­ческая» сила обеспечивает его сохранность (I 1 = SVF II 534; 537–538; 540; 546; 557). Огненная пневма способна принимать бесчисленные состояния и формы, сообразно «напряжению» (τόνος), присущему различным видам «пневматических» структур (I 1 = SVF II 455; 572).

Основная часть 1-й кн. и вся 2-я кн. посвящены специальным вопросам. В 1-й кн. К. в числе прочего рассматривает деление земли на пояса (I 2), движение планет относительно неподвижных звезд, строение зодиакально­го круга (I 4 сл.), продолжительность дня в зависимости от времен года в различных широтах и климатических зон (I 5; I 6 = Posid. fr. 210 Edelstein– Kidd), шарообразность мира и нахождение земли в его центре (I 7 сл.), соотносительные размеры земли (I 11 = Posid. fr. 202) и космоса; особую ценность представляют сведения о методах измерения размеров земли, принятых в древности (I 10). 2-я кн. открывается полемическим вопросом о сравнительной величине солнца и прочих тел, включая землю: опираясь на сочинение Посидония «О величине солнца», К. опровергает мнение эпи­курейцев, считавших, что солнце имеет такой размер, каким зримо пред­ставляется: солнце гораздо больше своей видимой величины (II 1 = Posid. fr. 114–115) и больше земли (II 2). Затем речь идет о размерах луны и звезд (II 3), о фазах и затмениях луны (II 4 сл.) и, наконец, об орбитах планет (II 7).

Вероятно, К. был последним представителем школы, писавшим на фи­зические темы. О популярности трактата в Средние века свидетельствует большое количество рукописей – свыше 70.

Текст:

  • Cleomedis de motu circulari corporum caelestium libri duo. Ad novorum codicum fidem edidit et latina interpret. instr. H. Ziegler. Lpz., 1891 (BT);
  • Cleomedis Caelestia (ΜΕΤΕΩΡΑ). Ed. R.B. Todd. Lpz., 1990 (BT);
  • Goulet R. (trad., introd., comm.). Cléomède. Théorie élémentaire. P., 1980.

Литература:

  • Schumacher W. Untersuchungen zur Datierung des Astronomen Kleomedes. Köln, 1975;
  • Todd R.B. Cleomedes and the Stoic concept of Void, – Apeiron 16, 1982, p. 129–136;
  • Todd R.B. The Title of Cleomedes Treatise, – Philol 129, 1985, S. 250–261;
  • Todd R.B. The Stoics and their Cosmology in the First and Second Centuries A.D., – ANRW II 36, 3, 1989, p. 1365–1378.

А. А. СТОЛЯРОВ