Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. ДИЭРЕЗА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 342-343.


ДИЭРЕЗА (от греч. διαίρεσις – отделение, разделение, расчленение, раз­личение), один из технических методов платоновской диалектики, позво­ляющий отличать отдельные виды один от другого (Plat. Soph. 253dе), вы­делять вид и давать ему определение путем дихотомического расчленения рода (Polit. 262b–е); противоположен методу возведения (συναγωγή) к еди­ной идее разрозненного во множестве единичных вещей (Phaedr. 265dе). Наиболее эффективной формой диэрезы Платон считал дихотомию, однако допускал, что деление может быть и трехчленным и многочленным (Polit. 287bc, Soph. 265e).

Деление понятий должно производиться непрерывно и до логического конца; его можно назвать завершенным, когда достигнуто знание о недели­мом далее на противоположные определения виде или сущности, объекта (Phaedr. 277b, Polit. 287c). Яркие образцы использования диэрезы у Платона см. в диалогах «Софист» и «Политик». Например, софистическое искус­ство определяется так: творческое искусство подразделяется на божест­венное и человеческое, человеческое – на создающее вещи и создающее их отображения, отображения – на реальные и призрачные, призрачные – на создаваемые посредством орудий и посредством подражания, подража­ние – на умелое и мнимое, мнимое – на наивное и притворное, притвор­ное – перед толпой (ораторское искусство) и перед отдельным человеком (софистическое искусство). Отсюда определение софистики: «творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отдельным человеком» (Soph. 267а–268с).

Аристотель считал, что диэреза полезна только для определения суще­ства (τί) данной вещи, которое невозможно без знания всех существенных свойств вещи, взятых в определенной последовательности (An. Post. 96b– 97b). Метод диэрезы вошел в учебники платоновской философии в Среднем платонизме (Алкиной) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к пла­тоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на ос­нове диэретического метода. В этике термин «диэреза» применял Эпиктет (Diss. II 6, 24; II 19, 15).

Литература:

  • Fragstein A. von. Die Diairesis bei Aristoteles. Amst., 1967;
  • Falcon A. Aristotle, Speusippus, and the Method of Division, – ClassQu 50, 2000, p. 402–414.

Ю. А. ШИЧАЛИН