Библиографическое описание:
Солопова М.А. ГИППОКРАТ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 275-280.


ГИППОКРАТ (‛Ιπποκράτης) Косский (460, о. Кос – ок. 377 до н.э., Лариса, Фессалия), др.-греч. врач, один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению, указывал на необходимость изучения ши­рокого круга дисциплин для успеха врачебной практики.

Имеются три биографии Гиппократа: «по Сорану» (Эфесскому?) (Vita Hippocratis secundum Soranum, изд. Ильбергом в CMG IV), у Суды и в «Хилиадах» Цеца. Гиппократ был сыном врача Гераклида Косского из древней династии врачей-Акле­пиадов (считался 17 или 19 потомком Асклепия; известно, что генеалогией Гиппократа специально занимался астроном Эратосфен Киренский в сер. 3 в. до н.э.). Профессии врача Гиппократ обучался в семье, у отца; кроме того, сообщают об уче­бе Гиппократа у Геродика Селембрийского и софиста Горгия. В поздних источниках делались попытки установить некоторое влияние на Гиппократа храмовой медицины (легенда о копировании Гиппократом посвятительных табличек из святилища Асклепия на Косе у Страбона, Strab. XIV 2, 19). Суда передает легендарные сведения об учебе Гиппократа у атомиста Демокрита; сохранившаяся переписка с Демокритом – эллинистический псевдоэпиграф. В 420-е годы Гиппократ с семьей перебрался жить в Фессалию. Некоторое время он находился при македонском дворе, пользу­ясь дружеским расположением царя Пердикки II (впоследствии личным вра­чом царя Архелая, сына Пердикки, был Фессал, сын Гиппократа). По Сорану, Гиппократ умер в 377, прожив 83 года, по Суде – ок. 355, прожив 104 года.

По имени Г. названо собрание древнегреческих медицинских текстов – Corpus Hippocraticum, «Гиппократовский корпус» (составлен учеными александрийского Мусейона не позднее 3 в. до н.э.). В корпус вошли 62 со­чинения, написанные на ионийском диалекте греческого языка разными ав­торами в разное время (в т. ч. и в эллинистический период), – трактаты по теоретической медицине (анатомии, физиологии, патологии), диетети­ке, прогностике, частной патологии и терапии, хирургии, глазным болез­ням, женским болезням и акушерству, детским болезням, врачебной этике, переписка (с философом Демокритом, персидским царем Артаксерксом) и речи. Авторы трактатов не подписывали свои произведения, представ­ляя достижения школы в целом. Какие именно тексты принадлежат само­му Г. – предмет давних дискуссий. Чаще всего как наиболее ранние (ок. 430–340 до н.э.) расцениваются: «Прогностика», «Афоризмы», «О воздухе, водах и местностях», «Эпидемии» I и III, «О священной болезни», «О вет­рах», «О диете при острых болезнях». «О природе человека» написал уче­ник и зять Г. Полибий, некоторые тексты принадлежат его сыну Фессалу («Посольская речь»). Трактаты Гиппократовского корпуса представляют образцы научной прозы, их отличает рационализм (установка на поиск ес­тественных причин) и эмпиризм (опора на наблюдение, описание фактов, здравый смысл). Между текстами наблюдаются большие различия в док­тринальном, стилистическом и лексическом отношении. Наиболее прин­ципиальны расхождения между установками авторов Косской и Книдской медицинских школ; к произведениям Книдской школы относят «О болез­нях» II, III, «О внутренних болях» и несколько трактатов по гинекологии. Некоторые тексты, по существу, представляют собой речи и демонстри­руют риторическое мастерство их авторов, относимых к т. н. «иатрософи­стам» (софистам, рассуждающим на медицинские темы).

«Афоризмы» Г., считавшиеся в Античности подлинным произведе­нием Г., представляют сводку античной медицинской мудрости. Первый афоризм, который начинается словами «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение труд­но» – получил широкую известность и различные интерпретации за годы чтения и комментирования Г. Мысль о том, что ради успеха лечения врачу должен по мере сил помогать сам пациент, выражена и в других текстах корпуса.

Врачебной этике посвящено соч. «О благоприличии» (Περὶ εὐσχημο­σύνης), отражающее характерные темы софистических дискуссий 5 в. о мудрости, образе жизни, профессиональной честности; постулируется тес­ная связь медицины и философии, зафиксирована необходимость «перене­сения мудрости в медицину, а медицины в мудрость; ведь врач-философ равен богу (ἰσόθεος)». Один из основополагающих текстов по медицинской этике – «Клятва» (῎Ορκος, лат. Jusjurandum). По мнению Л. Эдельштейна, создана под влиянием пифагорейской (италийской) медицины, поскольку ее автор превыше всего ставит диету, затем лекарственные средства и тре­бует отказаться от хирургии, запрещает давать яды и абортивные средства (врачи-гиппократики в своей практике использовали и то и другое), обос­нование этой позиции можно найти только в пифагореизме 5 в. «Клятва», по названию сборника получившая название Гиппократовой, послужила исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики.

Гиппократ и философия. С именем Г. историки медицины связывали идею отделения медицины от философии (см. Авл Корнелий Цельс, 1 в. до н.э., автор энциклопедии «О медицине»), обоснование самостоятельно­сти медицины как особого знания. Ко времени Г. конфликт между натурфи­лософией, рассуждавшей о человеке наравне с любым природным явлением, и медициной обозначился достаточно определенно, в частности, он нашел отражение в соч. «О древней медицине» (Περὶ ἀρχαίης ἰητρικῆς) и «О приро­де человека» (Περὶ φύσιως ἀνθρώπου), в которых обличается редукционизм натурфилософов, попытки строить медицину на основе пустых «гипотез». Автор полемизирует с монизмом философских теорий, сводящих природу человека к одному элементу, и медицинских, постулирующих наличие в ор­ганизме одной жидкости. Отстаивается приоритет знания частного перед знанием общего. «Если кто начнет рассуждать о том, что на небе или под землею, и говорить, что он знает, каково все это, – пишет автор «О древней медицине», – все-таки ни для него самого, ни для его слушателей не будет ясно, истинно это так или нет. Ведь нет ничего такого, исходя из чего можно это знать точно». Автор оспаривает утверждение о том, что медицинским искусством должен заниматься лишь тот, кто познал, «что такое человек, и как вначале он возник, и из чего составлен», и полагает, что ясное позна­ние природы дает именно медицина. Ее же интересует, «что такое человек по отношению к пище и питью, а также ко всему прочему, и как действует на него все это» (De pr. med. 20). Медицинское знание, т. обр., – это прежде всего практическое знание полезного и вредного для человека, будь он бо­лен или здоров; для тех и для других врач предписывает свою διαίτη, диету и образ жизни, – для «питания, здоровья и спасения».

Трактаты Гиппократовского корпуса внесли значительный вклад в раз­витие наук о человеке, которым в философии сер. 5 – нач. 4 в. до н.э. уде­лялось особое внимание. В соч. «О природе человека» обсуждаются наибо­лее общие всем людям врожденные свойства (= «человеческая природа»), знание которых позволяет врачу сделать верный диагноз и провести успеш­ное лечение конкретного больного; здесь же разработана т. н. гуморальная теория (от лат. humor, греч. ὑμός, сок, жидкость) и определены 4 основные жидкости организма: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Автор трактата подчеркивает, что без учета влияния внешней среды нельзя составить вер­ное впечатление о человеке; так, в ритме времен года 4 основные жидкости природного состава человеческого тела в пропорциональном соотношении меняются.

«О воздухе, водах и местностях» (Περὶ ἀέρων, ὑδάτων, τόπων) – одно из первых сочинений по медицинской климатологии; его автор, по-ви­димому странствующий врач-профессионал, проводит идею о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Он утверждает, что физические и духовные различия между народами Европы и Азии так­же вызваны климатом: умеренный климат Азии порождает более краси­вые и рослые народы, более мягкие и менее воинственные по сравнению с европейцами. Кроме климата на народы и их нравственность влияют законы: в Европе политический режим свободной демократии противо­положен деспотическому режиму в странах Азии, так что европейцев от­личает личное воинское мужество, а азиатов – трусость. Значима мысль о том, что закон может менять характер людей и противодействовать влия­нию климата: напр., греки, живущие в Мал. Азии при политическом ре­жиме европейского типа, храбрее азиатов. (Ср. аналогичные рассуждения о европейцах, азиатах и греках у Аристотеля в «Политике», Polit. VII, 6.) В предисловии к трактату высказана мысль о важности изучения врачом метеорологии и астрономии, влияющих на течение некоторых заболева­ний. Само слово ἀστρονομίη употреблено впервые в греческой литературе в Hippocr. De aere 2, 17.

В сочинениях Гиппократовского корпуса впервые подробно обсужда­ются такие понятия, как φύσις-природа, δύναμις-сила, εἶδος-вид, идея, ко­торые широко используются в последующей философской традиции. Известная по софистической полемике оппозиция «природа–закон» также четко зафиксирована у врачей-гиппократиков (De aere 14; De pr. med. 2; 5). Традиционный предмет интереса ученых – выяснение сходства высказан­ных в сочинениях Гиппократова корпуса натурфилософских подходов и до­сократовской традиции. Корпус объединяет учения, весьма разные по сво­им установкам; так, в «О ветрах» принята «пневматическая» теория (см. пневма), имеющая истоки в учении Диогена Аполлонийского, а в «О приро­де человека» – гуморальная. Признается, что основанием гиппократовской гуморальной патологии послужили учения Алкмеона Кротонского о здо­ровье как равновесии сил (δυνάμεις) (у Алкмеона речь шла не о 4 соках, а о первичных качествах: влажном, сухом, холодном, горячем, горьком, и т. д.), а также учение Эмпедокла о 4 элементах.

Соч. «О священной болезни» (Περὶ ἱερῆς νόσου), написанное не позд­нее нач. 4 в. до н. э., посвящено эпилепсии и разъяснению естественных причин ее возникновения. Предполагается, что болезнь, имеющая естест­венные причины своего возникновения, может быть излечима врачебным искусством, а не магическими практиками ритуальных «очищений», «заго­воров», особой диетой и системой табу. Кроме того, в тексте высказано мне­ние о том, что мышление, чувство печали, радости, страха и другие душев­ные проявления напрямую связаны с мозгом и при его поражении исчезают. Автор трактата пытается не только выяснить роль мозга в возникновении эпилептических припадков, но и указать на его ведущую роль в процессе мышления (De morb. sacr. 14, 18–19; 17, 1). Автор указывает на связь приро­ды сознания с природой воздуха, из которого мозг черпает силу мысли (ср. учение о воздухе Диогена Аполлонийского).

В Гиппократовском корпусе сохранился один из первых в истории ан­тичной философии текст, затрагивающий культурологический вопрос о развитии человечества. В 3-й главе «О древней медицине» содержится рас­суждение о возникновении медицины в связи с эволюцией человечества от дикого состояния к цивилизованному (сопоставить ее можно с извест­ными по пересказам теориями развития человечества Протагора и особ. Демокрита и Архелая). Во введении к «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (Diod. Sic. I 8, 6–7) излагается теория, восходящая, по-ви­димому, к Демокриту, согласно которой первобытные люди ценой гибели более слабых, благодаря длительному опыту обретают блага цивилизации, в частности искусство приготовления пищи (у автора-гиппократика) и уме­ние сохранять пищу на зиму (у Диодора).

Гиппократ и Платон. Медицинские взгляды Г. были известны Платону, который в некоторых своих сочинениях обсуждает гиппократов­ский метод (см. «Федр» 270cd, «Законы» 857cd), являясь, т. обр., одним из наиболее ранних независимых источников о Г. В «Федре» Платон го­ворит о мнении Г., согласно которому тело следует изучать в контексте «всей природы», с чем связывает необходимость такого же метода изучения души. В пассаже из «Законов» также говорится о «природе тел вообще». Затруднения, связанные с поиском в корпусе Гиппократовых сочинений со­ответствующего текста, приводили 1) к сомнению в адекватности изложе­ния Платона, 2) гипотезе об утрате сочинения Г., известного Платону; было высказано также предположение о том, что Платон имел в виду соч. «О воз­духе, водах и местностях».

В «Письмах» Г., представляющих позднейшие добавления в сборник, большое место занимает переписка с Демокритом (№ 10–17), объясняю­щая загадку «демокритовского смеха» как скептический взгляд философа на обыденные представления.

В 1-й пол. 2 в. н.э. новое издание сочинений Гиппократа осуществил Артемидор Капитон. Тексты Гиппократовского корпуса комментировали многие фило­софы и ученые Античности, Средневековья и Возрождения. В Античности начало экзегетической традиции было положено Герофилом Александрий­ским (ок. 300 до н.э.), венцом ее стало творчество Галена (129–210 н.э.). Благодаря его авторитетным комментариям и трудам (ср. особ. соч. «О мне­ниях Гиппократа и Платона») Гиппократ на столетия получил всеобщее признание как «отец медицины» и философ.

Сочинения

  • Oeuvres complètes d’Hippocrate. Par É. Littré. Vol. 1–10. P., 1839–1861 (repr. Amst., 1961–1973);
  • Hippocrates Collected Works. Engl. tr. by W.H.S. Jones. L., 1984.

Рус. пер.:

  • Гиппократ. Избранные книги. Пер. В.И. Руднева, вступ. ст. В.П. Карпова. М., 1936 (19942);
  • Гиппократ. Сочинения. Т. 2–3. М., 1941–1944;
  • Гиппократовская школа (избранные отрывки), – Лебедев А.В. Фрагменты, 1989, с. 552–570.

Индексы и справочные издания:

  • Kühn J. H., Fleisher U. Index Hippocraticus. Vol. 1–4. Gött., 1986–1989;
  • Maloney G., Frohn W. Concordance des oeuvres hippocratiques. Vol. 1–5. Québec, 1984;
  • Maloney G. Indexes inverses du vocabulaire hippocratique. Québec, 1987;
  • Fichtner G. Corpus Hippocraticum. Verzeichnis der hippocratischen und pseudohippocrati­schen Schriften. Tüb., 1992.

Литература

  • Gillespie C.M. The Use of εἶδος and ἰδέα in Hippocrates, – CQ 6, 1912, p. 179–203;
  • Edelstein L. Hippokrates, – RE Suppl. VI, 1935, col. 1290–1345;
  • Pohlenz M. Hippokrates und die Begrundung der wissenschaftlichen Medizin. B., 1938;
  • Edelstein L. The relation of ancient philosophy to medicine, – BullHistMed 26, 1952, p. 299–316 (repr.: Ancient medicine. Еd. O. Temkin. Baltm., 1967);
  • Joly R. La question hippocratique et la témoinage du «Phedre», – REG 74, 1961, p. 69–92;
  • Heinimann F. Eine vorplatonische Theorie der τέχνη, – MusHelv 18, 1961, S. 105–130;
  • Plamböck G. Δύναμις im Corpus Hippocraticum, – AAWM/GS 2, 1964, S. 63–110;
  • Schöner E. Das Viererschema in der antiken Humoralpathologie. Wiesb., 1964;
  • Mansfeld J. The pseudo-Hippocratic tract ΠΕΡΙ ΕΒΔΟΜΑΔΩΝ ch. 1–11 and Greek Philosophy. Assen, 1971;
  • Lloyd G.E.R. The Hippocratic Question, – CQ 25, 1975, p. 171–192;
  • Jouanna J. La collection hippocratique et Platon, – REG 90, 1977, p. 15–28;
  • Smith W.D. The Hippocratic Tradition. N.Y.; L., 1979;
  • Mansfeld J. Plato and the Method of Hippocrates, – GRBS 21, 4, 1980, p. 341–362;
  • Longrigg J. Presocratic Philosophy and Hippocratic Medicine, – JHistSci 27, 1, 1989, p. 1–39;
  • Eijk Ph. J. van der. The Theology of the Hippocratic Threatise «On the Sacred Disease», – Apeiron 23, 2, 1990, p. 87–119;
  • Temkin O. Hippocrates in a World of Pagans and Christians. Baltm.; L., 1991;
  • Jouanna J. Hippocrate. P., 1992 (рус. пер.: Жуана Жак. Гиппократ. Р./Д., 1997);
  • Longrigg J. Greek rational medicine. Philosophy and medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. L.; N. Y., 1993;
  • Ковнер С. История медицины. Вып. 2. Гиппократ. К., 1880–1882;
  • Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982, с. 348–367;
  • Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М., 1997, с. 13–47 («Греческая медицина как Пайдейя»);
  • Трохачев С. Вступительная статья, – Гиппократ. Этика и общая медицина. Пер. В.И. Руднева. СПб., 2001.

Материалы симпозиумов, сборники статей:

  • Hippocratica. Actes du Colloque Hippocratique de Paris 4–9 Sept. 1978. Еd. M.D. Grmek. P., 1980;
  • Formes de pensée dans la Collection Hippocratique. Actes du IV. Colloque International Hippocratique. Edd. F. Lasserre, Р. Mudry. Gen., 1983;
  • Hippokratische Medizin und antike Philosophie. Verhandlungen des VIII. Intern. Hippokrates-Kolloquium. Edd. R. Wittern, Р. Pellegrin. Hldh.; Z.; N. Y., 1996;
  • ENTRETIENS 43. Medecine et morale dans l’antiquite. Рrép. et présides par H. Flashar et J. Jouanna. Vandv.; Gen., 1997.

Библиография

  • Maloney G., Savoie R. Cinq cents ans de bibliographie hippocratique 1973–1982. Quebec, 1982.

М. А. СОЛОПОВА