КРАТИПП (Κράτιππος) из Пергама (род. ок. 110/100 до н. э.), философперипатетик. Сначала учился у академика Ариста, брата Антиоха Аскалонского, затем покинул Академию и вместе со своим другом, Аристоном Александрийским, стал приверженцем учения Перипата (IAHerc., col. 35, 2–16). Долгое время (с 51 по 46) жил в Митилене, где с ним встречались Цицерон (Cic. Tim. 1) и Помпей (Plut. Pomp., 75), но впоследствии вернулся в Афины. По-видимому, К. преподавал перипатетическую философию частным образом, т. к. о существовании в Афинах этого времени перипатетической школьной организации не известно. Цицерон характеризовал К. как крупнейшего из современных философов (Cic. De off. I, 2: princeps... philosophorum); вероятно, он был старше Андроника Родосского и Боэта, о которых Цицерон ни разу не упоминает.
Сочинения К. не сохранились. Известно о его интересе к вопросам мантики. Плутарх передает разговор Помпея с К. незадолго до битвы с Гаем Юлием Цезарем при Фарсале, упоминает жалобы Помпея на провидение и сказанные философом слова о том, что «должно принимать свершившееся, смиряясь с волей богов» (Plut. Pomp., 75). У Тертуллиана имя К. оказывается среди имен авторов, собиравших сведения о вещих снах (Tertull. De an. 46, 10). Наиболее содержательная информация сохранена Цицероном в трактате «О дивинации» (Divin. I 70–71). Душа, по К., отчасти происходит извне: в нас есть божественный дух (animus), от которого происходят человеческие души (ср. «ум-нус, приходящий извне» у Аристотеля: Gen. anim. 736b28); чувственно воспринимающая душа неразрывно связана с телом, душа разумная способна мыслить тем лучше, чем меньше ее привязанность к телу. Во сне или в состоянии исступления, когда связь души с телом ослаблена, душа может предвидеть будущее – на этом основано мантическое искусство. К. доказывал наличие в душе особой мантической способности и самого искусства мантики (дивинации) следующим образом: подобно тому как никто не может видеть, не имея глаз, способных видеть, и всякий убеждается в том, что у него имеется эта способность, действительно чтото увидев своими глазами (хотя не всегда глаза видят верно), – так и без способности к дивинации нельзя было бы ничего предсказать, а в достоверности дивинации убеждает хотя бы единичный факт сбывшегося предсказания, который нельзя счесть случайным. Поскольку таковых фактов множество, следовательно, дивинация существует (I 71). Традиционно выделяли два вида дивинации: естественную (сны, экстатическое вдохновение) и искусственную (гадание по полету птиц, внутренностям животных, молнии и т. п.), к последней К. относился предубежденно и не доверял ее силе предсказания (в отличие от стоиков), в чем был солидарен со школьной перипатетической точкой зрения (ср. Дикеарх из Мессены, fr. 13–14 Wehrli). Вероятно, записи лекций (или книга) К. послужили одним из основных источников для Цицерона при работе над 1-й кн. трактата «О дивинации», наряду с сочинениями стоика Посидония.
Лит.:
М. А. СОЛОПОВА