Библиографическое описание:
Лебедев А.В. АНАКСИМАНДР // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 116-117.


АНАКСИМАНДРΑναξίμανδρος) из Милета (ок. 610 – после 546 до н. э.), древнегреческий философ и ученый, второй представитель Милетской школы, ученик Фалеса. Ок. 546 до н. э. опубликовал первое научно-фило­софское сочинение греков, трактат «О природе» (сохранились только фраг­менты и пересказы), положивший начало ионийской естественной истории или «физиологии» и стоящий у истоков западной физики, географии, ас­трономии, геологии, метеорологии и биологии. В этом трактате А. дал все­общую историю космоса от момента его возникновения из первоматерии до происхождения живых существ и человека, а также впервые предложил геометризованную геоцентрическую модель мира, господствовавшую в ас­трономии в течение всей Античности и Средневековья до Коперника. Если в народных и поэтических представлениях Земля «растет» корнями из пре­исподней, а в космологии Фалеса «плавает» на мировом океане, то в кос­мологии А. она «висит» в безграничной бездне и занимает лишь малую часть Вселенной. Книга А. – первый текст в истории человечества, в кото­ром происхождение и устройство мира рассматриваются не мифологически и не в контексте религиозного ритуала, а строго рационально и эволюцион­но – методом естественных аналогий и реконструкции прошлых («невиди­мых») состояний на основании реликтовых фактов, доступных эмпириче­скому наблюдению.

По А., Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газооб­разной материей, лишенной видимых качественных различий и находящей­ся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Позднейшие авторы описывают эту первоматерию то как «беспредельное» (апейрон), то как «промежуточное вещество» (напр., среднее между огнем и воздухом), то как «смесь» бесчисленных простых веществ. В космогонии А. спонтан­но возникший «вихрь» вызывает разделение идеальной смеси на физиче­ские противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. Твердые и холодные частицы, собравшись в центре вихря, образовали зем­лю, легкие и горячие оказались вытолкнуты на периферию (небо и звезды). Нейтральное состояние сменилось поляризацией враждебных космических стихий, противоборство которых создало расчлененный видимый космос. Холодный непроницаемый воздух (аэр) обволок огонь и замкнул его в три гигантских вращающихся «колеса», оставив огню по выхлопной «отдуши­не» – эти отдушины люди называют Солнцем, Луной и звездами. Огонь Солнца, «питаясь» влагой, испарил большую часть первобытного океана (о чем свидетельствуют раковины и окаменелости рыб, находимые в глубине материка); в будущем, оставшись без «пищи», он потухнет, небесные коле­са остановятся и остатки нашего мира, как труп, разложатся в «безгранич­ной природе». Таких миров, находящихся в различных стадиях рождения и гибели, бесконечно много. Имея в виду этот процесс, А. дал первую фор­мулировку закона сохранения материи: «Из каких начал вещи возникают, в те же самые им и погибнуть суждено, ибо они дают справедливое возме­щение ущерба в установленное время» (DK12 В 1). Все единичные сущест­ва (в т. ч. миры) существуют «в долг» и в предустановленный срок погиба­ют, возвращая заимствованные элементы «безграничной природе», которая одна остается «нестареющей» и «вечной».

Предложенная А. первая теория естественного происхождения жизни содержала эволюционные догадки, опередившие свое время: первые жи­вые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей (ве­роятно, гипотеза, основанная на наблюдении окаменелостей вымерших иглокожих). Так как человеческий детеныш беспомощен и не может вы­жить без родителей, то первые люди должны были зародиться в животных другого вида – неких рыбоподобных существах, которые их выкормили. Прилагавшаяся к трактату «О природе» географическая карта положила на­чало античной картографии. А. приписывается также изобретение астроно­мических инструментов – гномона и небесного глобуса.

Фрагменты

  • DK I, 81–90;
  • Maddalena A. (ed.) Ionici. Testimonianze e frammenti. Fir., 1970;
  • Colli G. La sapienza greca. Vol. 2. Mil., 1977, p. 153–205;
  • Conche M. Anaximandre. Fragments et témoignages. P., 1991;
  • Лебедев, Фрагменты, 1989, c. 116–129.

Литература

  • Kahn Ch. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. N. Y., 1960;
  • Classen C.J. Anaximandros, – RE, Suppl. 12, 1970, col. 30–69 (лит.);
  • Idem. Anaximander and Anaximenes: the earliest Greek Theories of Change? – Phronesis 22, 1977, p. 89–102;
  • Лебедев А.В. ΤΟ ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель, – ВДИ, 1978, 1, с. 39–54; 2, с. 43–58;
  • Он же. Геометрический стиль и космология Анаксимандра, – Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 100–124.

А. В. ЛЕБЕДЕВ