«ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА» (Περὶ τῆς κατὰ Πλάτωνα θεολογίας), сочинение Прокла, единственная в своем роде систематическая сводка платонизма в его схоластической разработке. Написано, вероятно, в поздний период (после комментария к «Пармениду», первые три книги – до «Начал теологии»). Сама идея подобного сочинения возникает в ходе толкования «Парменида» и при осмысления роли этого диалога как теологического завершения курса платоновской философии в постямвлиховском платонизме. Рассматривая корпус платоновских сочинений как единый «священный текст», Прокл группирует эпитеты богов в соответствии с последовательностью посылок второй части «Парменида», поскольку для тех, кто сплотился вокруг платоновского очага (τᾶς τῆς ἡμετέρας ἑστίας), этот диалог содержит полноту и целостность платоновской теологии, а его изложение во второй части соответствует иерархии богов и воспроизводит их разряды от самого первого вплоть до последнего (I 7, 31. 7–10 – цифры после запятой указывают страницы и строки издания Сафре–Вестеринка).
В начале трактата (I 2, 9. 8–19) Прокл излагает его замысел и план: сначала – все относящиеся к богам общие понятия (τὰ κοινὰ νοήματα) с рассмотрением сил и достоинств богов; в середине – все чины (τάξεις) богов с указанием их особенностей и в соотнесении с положениями теологов, т. е. с орфическими теогониями и халдейскими оракулами; и, наконец, сводка разбросанных по разным сочинениям характеристик надкосмических и внутрикосмических богов и их классификацию (τὰ ὅλα γένη τῶν θείων διακόσμων).
Следуя своему плану, Прокл излагает в первой книге (I 13–29) понятия сущности, провидения и неукоснительности провидения (в соответствии с «Законами»), благости и непричастности злу, неизменности и простоты и истинности (в соответствии с «Государством»), блага и веры, знания и истины, красоты и любви (в соответствии с «Федром»), божественности, бессмертия и постижимости умом (в соответствии с «Федоном»); в заключение речь идет о свойственной всем богам нерожденности и о божественных именах.
Второй раздел представлен в сохранившихся кн. II–VI: первый бог, единое – кн. II; генады, или вышебытийные единицы-боги, – III 1–6; умопостигаемые боги – III 7–28; умопостигаемо-мыслящие боги – IV; мыслящие боги – V; надмирные боги – VI; отсутствуют завершение второй части (описание остальных разрядов: внутрикосмические боги, всеобщие души, высшие существа – ангелы, демоны, герои) и третья часть.
Вероятно, Прокл по тем или иным причинам не закончил «Т. П.» (издатели полагают, что недостает по крайней мере седьмого тома). Однако она была известна последующим платоникам: «Т. П.» цитирует Дамаский, знает Симпликий, на нее безусловно ориентируется автор Ареопагитского корпуса; ее могли знать в Александрийской школе, хотя прямых цитат в сохранившихся текстах нет. В дальнейшем – никаких сведений о «Т. П.», хотя ее читали и переписывали: две древнейшие рукописи относятся к 13– 14 вв., а 15 в. – своего рода ренессанс «Т. П.»: ее знает и цитирует Плифон, из дошедших до нас рукописей одна вероятно, приобретенная в 1437– 1438 Николаем Кузанским, – была в библиотеке кардинала Виссариона, благодаря которому Пьетро Бальби сделал для Николая Кузанского латинский перевод «Т. П.» в 1461–1462; другую приобрел Пико делла Мирандола, третью – Марсилио Фичино.
Editio princeps, появившееся в Гамбурге у М. Герингиуса в 1618 (вместе с прокловскими «Началами теологии» и «Жизнью Прокла» Марина), было подготовлено Э. Портусом на основе второстепенной рукописи 14–15 вв. Только в 1816 знаток и переводчик неоплатоников Томас Тейлор вновь обратился к тексту «Т. П.» и перевел его на английский язык, предложив ряд удачных конъектур. Ряд замечаний по тексту «Т. П.» опубликовал в 1894 В. Кролль.
Новое издание было предпринято по инициативе Э.Р. Доддса, побудившего к работе над ним своего ученика А.Д. Сафре, к которому затем присоединился Л.Г. Вестеринк. 1-й том нового издания вышел в 1968, в 1997 издание завершил один А.Д. Сафре. В мае 1998 в Лувене (Бельгия) состоялась конференция, посвященная окончанию издания и показавшая значимость «Т. П.» для современного понимания философии Прокла и неоплатонизма в целом.
Издатели учли 56 рукописей, из которых 23 содержат текст «Т. П.» полностью. Каждый том предваряется обстоятельным введением, рассматривающим также соответствующие темы монографически (в частности: Афинская школа в 4 в. – в первом томе; история толкования II Письма Платона в платоновской традиции – во втором томе; история толкования двух первых посылок «Парменида» Ямвлихом, Сирианом и Проклом и концепция генад – в третьем; история толкования Plat. Phaedr. 246e4–248c2 в платоновской традиции – в четвертом; история рецепции «Т. П.» – в первом и шестом.
Издания и переводы:
Ю. А. ШИЧАЛИН