Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. «ПАРМЕНИД» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 545-547.


«ПАРМЕНИД» (Παρμενίδης ἢ περὶ ἰδεῶν, подзаголовок: «Об идеях»), диа­лог Платона, завершен, вероятно, между 2-й и 3-й сицилийскими поездка­ми. Назван по имени представителя Элейской школы Парменида. В диало­ге воспроизводится беседа, которую на Великие Панафинеи в 450 до н. э. вели в доме Пифодора, слушателя Зенона Элейского, 65-летний Парменид, 40-летний Зе нон, 20-летний Сократ и юноша Аристотель, впоследствии – один из Тридцати тиранов. Беседу со слов Пифодора излагает для некоего Кефала из Клазомен младший сводный брат Платона Антифонт, с которым Кефала сводят родные старшие браться Платона Адимант и Главкон.
«П.» – наиболее трудное для понимания из всех сочинений Платона. В диалоге, помимо введения-рамки (Plat. Parm. 126а–127d), две самостоя­тельные части: 1а) Сократ против тезиса Зенона о невозможности много­го выдвигает учение об идеях (127d–130a); 1б) Парменид его критикует и, не отвергая окончательно, говорит о необходимости для философа диалек­тических упражнений (130а–135d); 2) Парменид в беседе с Аристотелем рассматривает свое положение о существовании и несуществовании еди­ного самого по себе.
Против теории идей Парменид выдвигает три возражения: 1) вещи не могут приобщаться к идее в целом, поскольку, оказавшись сразу во мно­гих вещах, единая идея будет отделена от себя самой; но они не могут при­общаться и к части идеи, поскольку тогда единая идея окажется многим; 2) созерцая, напр., идею великого и великие вещи, мы должны порождать новую идею великости в качестве того третьего, которому были бы подоб­ны и данная идея, и вещи, и так до бесконечности; 3) идеи и вещи сущест­вуют независимо друг от друга (раб не может быть рабом идеи господина), поэтому знание вещей не дает знания идей, а знание идей – знание вещей: люди не могут знать идей, а боги – вещей чувственного мира; однако отказ от идей уничтожает всякую возможность рассуждения.
Во второй части рассмотрены 8 предпосылок («гипотез»), или, точнее, тезисы и антитезисы четырех антиномий: что следует для единого и для иного, если единое а) существует и б) не существует (160b–166c). 1) (137c– 142b): если «единое едино», оно – единое, а не многое; значит, у него нет частей, начала, конца, середины, очертаний, оно не находится в ином и в себе самом, лишено движения и вообще изменения, тождества, различия, подобия, числа, меры и времени; «нет ни имени, ни слова для него, ни зна­ния о нем, ни чувственного его восприятия, ни мнения» (142а), но тогда оно никак не причастно бытию, т. е. не существует и как единое; 2) (142b–157b) но если единое существует, оно причастно бытию («бытие единого не тож­дественно с единым», 142b), и тогда ему можно приписать все предикаты, отвергнутые в 1-м случае; 3) (157b–160b) при этом иное, если единое суще­ствует, оказывается множеством, причастным в каждой своей части и в це­лом единому; 4) (159b–160b) но если единое и иное совершенно отдельны друг от друга, то иное не причастно единому и единое не существует для него; 5) (160b–163b) если единого не существует, оно одновременно ока­зывается причастным и непричастным разным идеям, но в то же время 6) (163b–164b) ничего не претерпевает; 7) (164b–165e) при этом иное также будет причастно противоположным идеям, и даже 8) (165e–166c) вообще ничего иного не будет.
В «П.» нашло отражение обострение внутриакадемических споров по главным вопросам платоновского учения и метода (теория идей, диа- лектика), связанное с появлением в Академии Аристотеля: именно Арис­тотель использовал для критики учения об идеях 2-й аргумент «П.» (т. н. «третий человек», Arist. Met. I (Α) 9, 990b17) и рассматривал диалектику не как строгий научный метод, а как вспомогательную эвристическую дис­циплину. 2-я часть диалога еще в Античности вызывала споры: тем, кто видел в ней всего лишь диалектическое упражнение, возражали неоплатоники, которые в последовательности «гипотез» «П.» видели изображение струк­туры универсума. Плотин связывал с первыми тремя «гипотезами» учение о едином, уме (нусе) и душе. Амелий 8 гипотез диалога понимал как ие­рархию единого, ума, разумных душ, неразумных душ, материи, могущей принять формы, упорядоченной материи, чистой материи и формы, соеди­ненной с материей. Порфирий и Ямвлих выделяли 9 «гипотез» (получав­шиеся при делении 2-й на две – 155е); Плутарх Афинский предложил деле­ние 2-й части на 5 и 4 гипотезы: в первых пяти речь идет о боге, уме и душе, овеществленных формах и материи; в последних четырех изображается то, что реально не существует – поскольку ничто не может существовать без единого. Эту схему уточнил Сириан и разработал Прокл, построивший на основе «П.» свою «Теологию Платона». Неоплатоническое толкова­ние 1-й гипотезы «П.» повлияло на Псевдо-Дионисия Ареопагита, а через него – на все средневековую мысль и философию Возрождения (Николай Кузанский, Марсилио Фичино).
Рус. пер. В. Н. Карпова (1879), Н. Н. Томасова (1929, 1968).
Текст и переводы: Platonis Parmenides, – Platonis Opera. Ed. J. Burnet. Vol. 2. Oxf., 1901 (repr. 1967) (OCT); Taylor A. E. (ed.). The «Parmenides» of Plato. Tr. into Engl. with Introd. and Appendices. Oxf., 1934; Cornford F. M. Plato and Parmenides. Parmenides’ «way of truth» and Plato’s «Parmenides». Transl. with a running comm. L., 1939; Allen R. E. (ed.). Plato’s «Parmenides». Transl. and analysis. Minneapolis, 1983; Brisson L. Platon, Parménide. Trad. inédite, introd. and notes. P., 1989. Gill M. L., Ryan P. (edd.) Plato, Parmenides. Indnp., 1996 (англ. пер., статьи, библ.); Парменид. Пер. Н. Н. Томасова, – Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993, с. 346–412.
Лит.: Barford R. The Criticisms of the Theory of Forms in the First Part of Plato’s «Parmenides». Indnp., 1970; Niewöhner F. W. Dialog und Dialektik in «Parmenides». Msnh./ Glan, 1971; Kühne W. Dialektik und Ideenlehre in Platos Parmenides. Hdlb., 1975; Ferfers F. D. Der erste Teil von Platons «Parmenides». Bonn, 1978; Hägler R. P. Platos «Parmenides». Probleme der Interpretation. B.; N. Y., 1983; Fronterotta F. Guida alla lettura del «Parmenide» di Platone. Bari, 1998; Turnbull R. The Parmenides and Plato’s Late Philosophy. Tornt., 1998; Patterson R. Forms, fallacies, and the purposes of Plato’s Parmenides, – Apeiron 32, 1999, p. 89–106; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980, с. 145–163.
«П.» и платонизм: Dodds E. R. The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic One, – CQ 22, 1928, p. 129–142; Klibansky R. The continuity of the Platonic tradition during the Middle ages. Together with Plato’s «Parmenides» in the Middle Ages and the Renaissance. Münch., 1981.

Ю. А. ШИЧАЛИН