Библиографическое описание:
Матусова Е.Д. «МЕНОН» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 485-486.


«МЕНОН» (Μένων ἢ περὶ ἀρετῆς, подзаголовок: «О добродетели»), диалог Платона, относящийся к раннему периоду творчества. Назван по имени собеседника Сократа Менона, юного фессалийского аристократа, который приехал в Афины и остановился в доме демократического политика Анита (обвинителя исторического Сократа). Менон задает Сократу вопрос, вызы­вавший в 5 в. до н.э. оживленные обсуждения софистов: можно ли научить добродетели? (арете означает «добродетель» и «доблесть» одновременно, а потому является понятием нравственно-социальным). Последующая бе­седа представляет собой наведение Сократом собеседника на правильный ответ и делится на три части: I (70a–80d): объяснение единства доброде­тели; II (80e–86b): объяснение познания как припоминания; III (86c–100c): наведение Менона на мысль о том, что политическая доблесть, к которой он стремится, не добродетель, а только ее тень.

Аргументация I части. Сократ устанавливает эпистемологический при­оритет сущности над ее качествами и состояниями: вначале необходимо познать «что», а затем уже «как», «когда», «какой» и т.д. Прежде чем по­знать, можно ли научить добродетели, необходимо знать, что она такое сама по себе (71b; 87b; 100b). Несмотря на множество разных проявлений добро­детели, «есть у них одна определенная идея (εἶδος), она-то и делает их доб­родетелями» (72с). Эта идея (эйдос) вещи и есть ее сущность, и она яв­ляется первым объектом познания. Менон пытается определить сущность «добродетели вообще», терпит в этом неудачу и впадает в полное недоуме­ние – «апорию» (80а). Таким образом, Менон освобожден Сократом от лож­ных мнений и готов к поиску истины (ср. 84а–с), однако он не понимает, как можно искать нечто совершенно неизвестное (80de).

Аргументация II части. Сократ объясняет Менону, что суть всякого по­знания заключается в «припоминании» (анамнесис) истины: душа человека, размышляя о предмете, должна вспомнить то, что она знала о нем до вхож­дения в земное тело, но забыла, воплотившись. «Припоминание» истины – процесс рационального мышления, что показано Сократом на примере гео­метрической задачи, решить которую он заставляет мальчика-раба, никогда не учившегося геометрии. «Только спрашивая», Сократ приводит его к от­вету на вопрос о длине стороны квадрата, площадь которого вдвое больше данного квадрата.

Аргументация III части. Менон вновь просит Сократа объяснить, воз­можно ли приобрести добродетель, или она бывает от природы. Сократ показывает, что: 1) добродетель нерасторжимо связана с умом и знанием, а поэтому ей можно обучиться (под обучением имеется в виду припомина­ние – 87с) (86с–89с); 2) тому, что считает добродетелью Менон, обучиться нельзя, а значит – но этот вывод предоставляется сделать Менону и чита­телю самостоятельно – предмет его восхищения не является добродетелью (89с–96d). Сократ демонстрирует, что знатоками и учителями добродетели не могут считаться ни софисты (91b–92c), ни герои афинской демократии (92e–94e), ни знаменитые дидактические поэты (95be).

В заключение Меноном ставится вопрос, существуют ли вообще добро­детельные люди, и если да, то как они такими становятся (96d), ведь обще­ство многих людей признает добродетельными и доблестными граждана­ми. Ответ Сократа состоит в том, что правильный и общественно-полезный поступок можно совершить не только благодаря «знанию» добродетели, но и благодаря «правильному мнению». Разница в том, что правильное мнение неустойчиво и непостоянно, оно еще не делает человека доброде­тельным. Правильное мнение становится незыблемым знанием тогда, когда «связывается… осознанием причины», а этот путь предполагает сложную самостоятельную работу припоминания (98а). Осознавая сущность добро­детели, человек приобретает знание о ней, которое, будучи устойчивым, за­ставляет его всегда, а не эпизодически, поступать добродетельно. Т. обр., ответ, на который Сократ наводит Менона, заключается в том, что процесс познания сущности добродетели и процесс ее приобретения совпадают.

Рус. пер.: И. Сидоровского (1780), В.Н. Карпова (1863), С.А. Ошерова (1968).

Текст и комментарий:

  • Plato. Meno. Ed. and commentary by R.S. Bluck. Cambridge, 1961;
  • Meno. Ed. with transl. and notes by R.W. Sharples. Warminster, 1985;
  • Menon. Hrsg., übers. u. nach d. Inhalt erklärt v. R. Merkelbach. Frankfurt am Main, 1988;
  • Sesonke A., Fleming N. Plato’s Meno: Text and Criticism. Wadsworth Publishing, 1967;
  • Менон, диалог Платона. Греч. текст с прим. Н.Е. Скворцова. М., 1867;
  • Платон. Менон. Пер. С.А. Ошерова, – Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990, с. 575–612.

Литература:

  • Klein J. A Commentary on Plato’s Meno. Chapel Hill, 1965;
  • Verdenius M. J. Notes on Plato’s Meno, – Mnemosyne 1957, 289–299;
  • Eckstein J. The Platonic Method. An Interpretation of the dramatic-philosophic Aspects of the Meno. New York, 1968;
  • Les paradoxes de la connaissance. Essais sur le «Ménon» de Platon. Éd. par M. Canto-Sperber. Paris, 1991;
  • Gardeya P. Menon: Interpretation und Bibliographie. Würzburg, 2000.

Е. Д. МАТУСОВА