МОНИМ (Μόνιμος) из Сиракуз (2-я пол. 4 в. до н.э.), философ-киник, последователь Диогена Синопского и Кратета Фиванского. Краткая биография М. у Диогена Лаэртия отличается изрядной даже для Диогена занимательностью; едва ли не самая информативная ее часть содержится в цитате из комедиографа Менандра (D. L. VI 82–83). М. был рабом (в Коринфе, и его хозяин был знаком с хозяином Диогена Синопского), но получил свободу благодаря хитрой уловке, притворившись безумным. После этого М. немедленно пошел в ученики к Диогену, воспринял кинический образ жизни и соответствующий костюм, завел себе целых три сумы, а не одну и усвоил киническое морализаторство. М. «был престрог, презирал мнимое, побуждал к истине» (VI 83), его девизом стала освященная памятью Сократа дельфийская максима «Познай самого себя».
Диоген Лаэртий сообщает о трех сочинениях М.: «Безделицы и в шутку и всерьез» (Παίγνια σπουδῇ λεληθυίᾳ μεμιγμένα), «О побуждениях» (Περὶ ὁρμῶν) и «Протрептик». Невозможно установить, какому сочинению принадлежат сохраненные доксографами изречения. Возможно, тема соч. «О побуждениях» была связана с установкой на «побуждение к истине», о котором сообщает Диоген Лаэртий (см. выше), и в нем М. развивал мысль своего наставника Диогена Синопского о жизни в согласии с природой, т. е. с естественными побуждениями (гипотеза Dudley, p. 41).
Наиболее известное высказывание М. зафиксировано в двух версиях: «Все нами воспринятое иллюзорно» (τῦφον) (из комедии Менандра «Конюший», цит. по D. L. VI 83, ср. Марк Аврелий, Размышления II, 15) и «все – иллюзия» (τῦφον τὰ πάντα) (Sext. Adv. math. VIII 5), что Секст толкует как мнение «о несуществующем как о существующем». Кроме этого, имеются два изречения М. вполне в кинической стилистике обличения богатства и невежества: «От богатства судьбе тошно» (Stob. IV 31с, 89 = SSR II, cap. V G, fr. 4); «Лучше уж слепой, чем невежа: первый может упасть, а второй – пропасть» (Stob. II 31, 88 = SSR, fr. 5).
Источники:
Литература:
М. А. СОЛОПОВА