Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. КАРНЕАД // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 409-410.


КАРНЕАД (Καρνεάδης) (ок. 214/213, Кирена – 129/128, Афины), сын Эпикома (или Филокома), греческий философ-платоник, глава Академии после Гегесина, основатель т. н. Новой, или Третьей, Академии, руковод­ство которой из-за болезни передал в 137/136 Карнеаду Младшему, сыну Полемарха.

Приехал в Афины в 185/180, где познакомился с сочинениями Хрисиппа, изучал диалектику у стоика Диогена Вавилонского. Затем перешел на пози­ции скептической Академии и оспаривал стоическую догматику (прежде всего – Антипатра из Тарса). Прославившись как выдающийся оратор, К. в составе афинского посольства в 155 был послан в Рим, где добился для афинян освобождения от штрафа и помимо этого ошеломил своим красно­речием образованных римлян во время публичных лекций, часть которых была составлена в жанре «двойных речей». У К. было множество учеников, Академия при нем переживала пору расцвета. К. не писал философских сочинений; его учение было известно из лекций, записанных его ученика­ми Клитомахом и Зеноном Александрийским. Представление о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Главный оппонент К. – Хрисипп; Диоген Лаэртий приводит изречение К.: «Не будь Хрисиппа, и меня бы не было» (D. L. IV 62).

К. развил выдвинутые Аркесилаем принципы академического скепсиса с его антидогматизмом и полемической направленностью. Отрицая сущест­вование критерия истины, он критиковал учение стоиков о «постигающем впечатлении» (φαντασία καταληπτική): поскольку любое впечатление рав­но может быть и истинным, и ложным, оно не может быть постигающим, а следовательно – и критерием истины; вместе с тем критерием не может быть и разум: то, о чем он судит, должно прежде явиться (φανῆναι) ему, а это невозможно без ощущения. В качестве ориентира в практической дея­тельности К. допускал «убедительное (πιθανή) впечатление», т. е. такое, ко­торое представляется истинным, «выразительным» (ἔμφασις); окружение К. считало, что оно может быть даже критерием истины. К. различал впе­чатление просто убедительное, проверенное (διεξωδευμένη) и устойчивое (ἀπερισπάστη). В области этики антистоический пафос приводил К. к по­ложительным суждениям о «высшем благе», которое состоит в том, что­бы по возможности наслаждаться теми благами, которые дает природа. К. критиковал также другие философские школы, критически высказывался о существовании богов и их почитании, о промысле и роке, предсказании, астрологии и пр.

Фрагменты:

  • Karneades. Fragmente. Text und Kommentar von B. Wisvniewski. Wroclaw, 1970;
  • Mette H.J. Weitere Akademiker heute: von Lakydes bis zum Kleitomachos, – Lustrum 27, 1985, p. 53–141.

Литература:

  • Couissin P. Les Sorites de Carnéade contre le polythéisme, – REG 54, 1941, p. 43–57;
  • Long A.A. Carneades and the Stoic Telos, – Phronesis 12, 1967, p. 59–90;
  • Nonveì Pieri St. Carneade. Padova, 1978;
  • Schroder H.-O. Marionetten. Ein Beitrag zur Polemik des Karneades, – RhM 126, 1983, S. 1–24;
  • Görler W. Karneades, – GGPh, Antike 4, 1994, S. 849– 897;
  • Bett R. Carneades’ Distinction between Assent and Approval, – Irwin T. (ed.). Classical Philosophy: Collected Papers. Vol. 8. Hellenistic Philosophy, 1995.

Ю. А. ШИЧАЛИН