Библиографическое описание:
Солопова М.А. СКЕПТИЦИЗМ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 672-673.


СКЕПТИЦИЗМ (от греч. σκέπτομαι, «рассматриваю», «исследую», σκέψις, исследование), одно из влиятельных направлений в античной философии в период с 3 в. до н. э. по 3 в. н. э. Традиционно историю скептицизма представ­ляют разделенной на два течения: пирронизм (см. Пиррон) и академический скептицизм (см. Академия). Самоназвание «скептики» (οἱΣκεπτικοί) было принято представителями пирронизма; представители других школ называ­ют их также «эфектиками» (οἱ̕Εφεκτικοί–от ἐπέχω, воздерживаюсь [от суждения], отсюда «эпохе», – D. L. IX 70; Amm. In Cat. 2, 8 слл., Simpl. In Cat. 4, 4–5); «зететиками», «апоретиками» (см. Секст Эмпирик, Pyrrh. I 7, параграф «О названиях скептического образа мысли»). Приверженцы элли­нистической Академии – «академики». Представители античного скептицизма: Пиррон из Элиды и Тимон из Флиунта; академики: Аркесилай, Лакид, Карнеад, Клитомах, Филон из Ларисы и др. Начиная с 1 в. до н. э. скептицизм представлен пирронизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и др.), возникшем как реакция на возоб­новление в афинской Академии при Антиохе Аскалонском догматического учения в духе Платона и Аристотеля; многие его представители совмещали скептические принципы в философии и практическую медицину (6 из 8 на­званных Диогеном Лаэртием пирронистов после Энесидема – практикую­щие врачи-«эмпирики», D. L. IX 116); в поздний период сохранялся интерес к скепсису в среде интеллектуалов второй софистики (Фаворин из Арелаты, Александр из Дамаска).
Неопирронизм, порвав с Академией, не имел своей школьной инсти­туции; однако его приверженцы считали себя новой философской школой (αἵρεσις) по сравнению с традиционными, поскольку были сторонниками определенного образа мысли (ἀγωγή) со своим способом описания явле­ний, хотя не связывали себя школьной догматикой (ср. Sext. Pyrrh. I 16).
Источники по истории античного скептицизма весьма ограничен­ны: Пиррон, Аркесилай, Лакид и Карнеад не оставили письменных сочи­нений, философское наследие их последователей известно фрагментарно по позднейшим изложениям, из которых важны: ряд сочинений Цицерона («Академика», «О природе богов» и др.); «Три книги Пирроновых положе­ний» (важнейший источник) и «Против ученых» Секста Эмпирика; «Список академиков» Филодема из Гадары (см. по изд.: IAHerc.); разделы доксогра­фического компендия Диогена Лаэртия (D. L. IV 28–67; IX 61–116); цитаты из истории Аристокла из Мессены, посвященные Пиррону и скептикам у Евсевия Кесарийского (Pr. Ev. XIV 18, 1–4; 18, 5–30), а также полемическое сочинение Августина «Против академиков».
Пиррон. Устное учение Пиррона (ок. 365–275 до н. э.) получило из­вестность благодаря Тимону из Флиунта (ок. 315–225 до н. э ), автору поэм «Силлы» и «Образы». Согласно Тимону, Пиррон выдвинул три вопроса о возможности познания, предпосылая их поиску ответа на вопрос о счаст­ливой жизни: каковы вещи по природе? как мы должны к ним относиться? что для нас из этого проистекает? – и отвечая на них пришел к провозгла­шению атараксии (невозмутимости) как искомому идеалу счастья: вещи по природе безразличны, мы не можем иметь о них определенное мнение, но можем лишь говорить: «не более да, чем нет, или и да и нет, или ни да ни нет» (Eus. Pr. Ev. XIV 18, 2–5), такой метод ведет к безмолвию (афасии) и затем – к невозмутимости. Учение Пиррона было сосредоточено на эти­ческой проблематике, в этом его отличие от поздних версий скептицизма, основное внимание уделявших рассмотрению логико-гносеологических вопросов. Академия. «Скептический» период в истории Академии продолжался с 270 до н. э. (при Аркесилае) по 85 до н. э. (конец схолархата Филона из Ларисы). В «Списке академиков» Филодема (IAHerc. XXI 37–42) представ­лено членение Академии на «Среднюю» (с Аркесилая) и «Новую» (с Лакида, ср. D. L. I 14; I 19; IV 59); по другим источникам, «Новую» следует начинать с Карнеада (Sext. Pyrrh. I 220; ср. Clem. Strom. I 64, 1). Согласно Клименту, круг Филона и Хармида составил «Четвертую Академию» (Pyrrh. I 220, ср. 235). В этот период особое внимание в учебной практике уделялось аргу­ментации за и против одного и того же тезиса («исостения», признание рав­ной достоверности противоположных суждений), восходящей к софистиче­скому искусству спора (эристике). Академический скепсис был нацелен на опровержение стоицизма и демонстрацию самопротиворечивости постула­тов о «схватывающем представлении», «согласии» и др. Критерий истины в теории (отказ от признания которого приводил к «эпохе») имел практиче­ский коррелят – «вероятное», «убедительное», составлявшее основу прак­тического действия.
П и р р о н и зм . Провозгласив Пиррона родоначальником скептицизма, скептики 1 в. до н. э. возобновили и его учение об атараксии. Согласно изложению Секста, скептик отказывается от догматических суждений и говорит осторожно: «не более», «пожалуй», «ничего не определяю», Pyrrh. I 187–209; отсюда – эпохе и далее – атараксия (I 1–30). Известны тропы (аргументы) скептиков в пользу эпохе (см. 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы – I 31–186), указывающие как на различие представ­лений у разных субъектов восприятия (у разных живых существ, разных людей и даже у одного человека в разных состояниях, на ограниченность отдельных чувств), так и на особенности восприятия предмета (завися­щие от среды и удаленности в пространстве; от массы и объема; от обыч­ности или необычности и пр.). Скептицизм, демонстрируя, что содер­жание мысли о предмете никогда не совпадает с содержанием явления, отказывается от догматический высказываний, не ставя вопрос о бытии вещей, не отрицая внешнего мира, что также было бы необоснованной догмой.
Лит.: Weische A. Cicero und die Neue Akademie: Untersuchungen zur Entstehung und Geschichte des antiken Skeptizismus. Münst., 1961; Doty R. Early Academic Critique of the Stoic Criterion of Truth. N. Y., 1973; Lo Scetticismo Antico: Atti del Convegno Organizzato dal Centro di Studio del Pensiero Antico del C. N. R. A cura di G. Giannantoni. Nap., 1981; The Skeptical Tradition. Ed. by M. Burnyeat. Berk.; 1983; Caizzi F. D. Pirroniani ed Accademici nel III secolo a. C., – ENTRETIENS 32. Aspects de la Philosophie Hellenistique. Prep. par H. Flashar et O. Gigon. Vandv.; Gen., 1986, p. 147–184; Barnes J. The Toils of Scepticism. Camb., 1990; Le Scepticisme Antique: Perspectives Historiques et Systematiques (Actes du Colloque International sur le Scepticisme Antique, Universite de Lausanne). Ed. A.-J. Voelke. P., 1990; Amico R. The Problem of the Criterion. Lanham, 1993; Bonazzi M. Academici e Platonici. Il dibattito antico sullo scetticismo di Platone. Mil., 2003.
Библ.: Ferraria L., Santese G. Bibliographia sullo scetticismo antico, 1880–1978, – Lo Scetticismo Antico... A cura di G. Giannantoni. T. II. Nap., 1981, p. 753–850; Carrier R. Bibliography of Skepticism in the Ancient World (1999), – интернет-ресурс: www.infi dels. org/library/modern/richard_carrier/gen.html.

М. А. СОЛОПОВА