Библиографическое описание:
Щетников А.И. НИКОМАХ ИЗ ГЕРАСЫ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 512-515.


НИКОМАХ ИЗ ГЕРАСЫ (Νικόμαχος ὁ Γερασηνός) (1-я пол. 2 в. н.э.), представитель неопифагореизма. Биографических сведений о Н. не сохра­нилось. Родился в Герасе (совр. Джераш на севере Иордании). Годы жиз­ни определяются с учетом хронологии Трасилла Александрийского (ум. 36 н.э.), которого Н. цитирует, и Апулея (124–175 н.э.), переводившего Н. на латынь.

Сочинения. Полностью сохранились «Введение в арифметику» (̓Αρι­θμητικὴ εἰσαγωγή) и «Руководство по гармонике» (̔Αρμονικὸν ἐγχειρίδιον). «Теологумены арифметики» (Θεολογούμενα τῆς ἀριθμητικῆς) в 2-х кн. из­вестны в пересказе Фотия (Phot. Cod. 187, p. 142b16–145a30 Bekker) и, кроме того, по фрагментам, включенным в анонимные «Теологумены арифмети­ки» (компиляция, выполненная на основе сочинения Ямвлиха с выдерж­ками из Н. и Анатолия, учителя Ямвлиха). Утрачены: «Жизнь Пифагора» (Πυθαγόρου βίος), которую впоследствии использовали в своих сочине­ниях на ту же тему Порфирий и Ямвлих, а также упоминаемые самим Н. «Введение в геометрию», комментарий к «Государству» Платона и «боль­шое сочинение» по гармонике.

Учение. По своим философским взглядам Н. – приверженец платонов­ского учения, соединённого с пифагореизмом (см. Средний платонизм). Н. математизирует платоновскую философию, соединяя учение Платона о «высшей идее блага», изложенное в «Государстве», со своего рода «высшей арифметикой», имеющей дело с божественными числами, парадигматиче­ски задающими космический порядок всего сущего.

Философия математики. «Введение в арифметику» представля­ет собой пифагорейскую числовую энциклопедию. В предисловии (I 1–6) рассматривается деление математических предметов на непрерывные ве­личины и дискретные множества, в связи с которым обсуждается четвёрка пифагорейских математических наук – арифметика, геометрия, гармоника, сферика – и значение этих наук для изучения философии. При этом арифме­тика называется самой старшей наукой, ибо она «предшествует остальным наукам в уме бога-творца как некий космический и образцовый замысел, опираясь на который, как на установление и изначальный образец, создатель Вселенной упорядочивает свои материальные творения и приводит их к по­добающим целям; а также потому, что по своей природе она является пер­ворождённой, ибо с её уничтожением уничтожаются прочие науки, но сама она не уничтожается вместе с ними» (I 4, 2). Рассматриваемое в арифмети­ке «научное» число объявляется Н. божественной парадигмой космической гармонии: «Это число лишь мыслится, и оно во всех отношениях немате­риально, но всё же оно является действительным и вечно сущим, так что в соответствии с ним, сообразуясь с планом творения, были созданы время, движение, небо, звёзды и всевозможные обращения» (I 6, 1).
Далее Н. переходит к рассмотрению арифметики абсолютных коли­честв (I 7–16), к ведению которой относятся чётные и нечётные, простые и составные, избыточные, недостаточные и совершенные числа. Здесь опи­сываются решето Эратосфена для получения простых чисел, а также алго­ритм последовательного взаимного вычитания для отыскания наибольшей общей меры двух чисел и приём построения чётных совершенных чисел. В арифметике относительных количеств (I 17–II 5) вводится классифика­ция числовых отношений и описывается алгоритм разворачивания всех чи­словых отношений из отношения равенства. Затем Н. переходит к рассмот­рению т. н. «фигурных чисел», многоугольных, пирамидальных, плоских и телесных (II 6–20). Завершается «Введение» (II 21–29) обсуждением чи­словых пропорций.

Изложение арифметических фактов во «Введении» лишено доказа­тельств. Число интересует Н. как философа-теоретика в качестве упоря­доченной основы всего сущего. При этом единое оказывается «началом», «корнем», «семенем» и «матерью» числового множества, разворачиваемого из него по некоторому правилу. Прежде всего таким образом разворачивает­ся само число-счёт как «поток составленного из единиц количества». Но так же устроены и отдельные виды чисел.

Другая важная роль арифметики в системе античного платонизма – пропедевтическая. Изучение математических наук традиционно (с опорой на «Государство» и «Послезаконие» Платона) рассматривалось как основ­ной этап философского восхождения от чувственно воспринимаемых ве­щей, находящихся в непрестанном изменении, к вещам нематериальным, вечным и неизменным, постижимым только в разумном рассуждении. Как говорит Н., «эти науки суть лестницы и мосты, которые переносят наши умы от воспринимаемого чувством и мнением к постижимому мыслью и знанием; и от знакомых и привычных нам с детства материальных и те­лесных вещей – к непривычным и чуждым нашим чувствам, однако их не­материальность и вечность родственны нашим душам и, что ещё важнее, заключённому в них разуму» (I 6, 6).

Изучение арифметики для Н. имеет ярко выраженный этический ха­рактер. Описывая алгоритм разворачивания всех числовых отношений из отношения равенства и обратного сведения всех неравенств к равенст­ву, Н. заключает это описание следующим выводом: «Разумная часть души приводит в порядок неразумную часть, её порывы и влечения, связанные с двумя видами неравенства, и посредством размышления подводит её к равенству и тождеству. А для нас из этого уравнивания прямо вытекают так называемые этические добродетели, каковые суть благоразумие, мужество, мягкость, самообладание, выдержка и подобные им качества» (I 23, 4–5).

В античности «Введение в арифметику» Н. не раз комментировали (со­хранились комментарии Ямвлиха, Асклепия из Тралл, Иоанна Филопона, из­вестно также о комментариях Сотерика и Герона). Вскоре после смерти Н. «Введение» было переведено на латынь Апулеем (перевод не сохранился). Боэций перевёл «Введение» на латынь ещё раз и издал его в своей редакции. Этот перевод послужил основным источником математических сведений для Кассиодора, Марциана Капеллы, Исидора Севильского и др., и на нём основывался арифметический раздел квадривиума средневековых универ­ситетов. Имеется также перевод «Введения» на арабский язык, выполнен­ный Сабитом ибн Коррой (2-я пол. 9 в.).

В «Теологуменах арифметики» обсуждалось символическое значение чисел первой десятки. Книга I была посвящена первой четвёрке чисел, кни­га II – остальным числам до десяти. Каждое число рассматривалось как в отношении к его индивидуальным математическим свойствам, так и в отношении к уподобляемым ему физическим, этическим и теологическим предметам. Согласно Н., «Бог соответствует единице, ибо он семенным об­разом (σπερματικῶς) начинает всё сущее в природе, как единица – в числе»; он потенциально объединяет вещи, актуально представляющиеся противо­положными, вбирает в себя «начало, середину и конец целого», – подоб­но тому, как единица есть «начало, середина и конец количества и разме­ра». Без единицы невозможно ни существование, ни познание: она «стоит во главе всех вещей наподобие чистого света, солнцеобразного и предводи­тельного, так что во всём этом она подобна богу» (3,1–14 de Falco). Единица, как её здесь описывает Н., тождественна идее Блага в VI кн. «Государства» Платона.

Далее, двоица есть начало и корень инаковости, и она противостоит единице, как материя – форме и богу. Троица представляет собой основу соразмерности, ведь соразмерность – это среднее между избытком и недос­татком. Четверица есть «всё, что есть в мире вообще и по частям». И так вплоть до десятки, символизирующей «природное равновесие, соразмер­ность и совершенную цельность».
Благодаря сохранившемуся в «Библиотеке» Фотия изложению «Тео ло­гумен арифметики» известно, что в своём сочинении Н. также предпринял попытку сопоставить числа первой десятки с пантеоном греческих богов и богинь, исходя из понимания «своеобразного и определённого количе­ства» каждого числа. В результате каждому из чисел оказались сопостав­лены целые списки не менее чем из полутора десятков имен божеств, ми­фологических персонажей и понятий (Phot. Cod. 187, p. 143a22–145a30). Соответствия для первых четырёх чисел весьма пространны, о следующих числах сказано более кратко; последнее число, десятка, охарактеризовано как «Всё», «Сверхбожество», «Бог богов», «Космос», «Небо», «Судьба», «Веч ность», «Могущество», «Вера», «Необходимость», «Атлант», «Ака­мант», «Фанет», «Гелиос», «Память», «Мнемозина».

Музыкальная теория. «Руководство по гармонике» содержит сжа­тое изложение пифагорейской музыкальной теории. Н. говорит, что пишет его на скорую руку, и обещает впоследствии написать «большое сочине­ние», выстроенное «со всей полнотой необходимых для читателя умозак­лючений», с привлечением «наиболее прославленных и заслуживающих доверия свидетельств древних мужей», – но это сочинение до нас не дошло. Н. намеревается излагать свой предмет «в точном соответствии с замыслом самого учителя, не как понаслышке записали Эратосфен и Трасилл, но как передал Тимей из Локр, которому и следовал Платон» (гл. 11, 6). О том, что Н. имел доступ к древним пифагорейским книгам или по крайней мере к извлечениям из них, свидетельствует приведенная им цитата из сочине­ния Филолая «О природе» (гл. 9), отличающаяся архаичной терминологией. Н. передаёт учение о «первой воспринимаемой музыке планет» (гл. 4), рас­сказывает легенду о том, как Пифагор на опыте обнаружил связь созвучных интервалов с отношениями чисел первой четвёрки (гл. 6).

Сочинения:

  • Nicomachi Geraseni Pythagorei Introductionis Arithmeticae libri II. Rec. R. Hoche. Lipsiae, 1866;
  • Nicomachus of Gerasa. Introduction to Arithmetic. Transl. M. L. D’Ooge. New York; London, 1926;
  • Nicomaque de Gérase. Introduction Arithmétique. Intr., trad., notes, ind. J. Bertier. Paris, 1978;
  • Никомах Геразский. Введение в арифметику. Пер. А.И. Щетникова. Новосибирск, 2006;
  • Nicomachi Geraseni Enchiridion Harmonici, – Musici scriptores Graeci. Ed. K. von Jan. Lipsiae, 1895, p. 236–265 (repr. Hldh, 1962);
  • Nicomachus of Gerasa. The Manual of Harmonics. Trans. F. R. Levin. Grand Rapids, 1994;
  • Anonymous, [Iamblichi] Theologoumena Arithmeticae. Ed. V. de Falco. Lipsiae, 1922;
  • The Theology of Arithmetic. Trans. R. Waterfi eld. Grand Rapids, 1988;
  • Ямвлих. Теологумены арифметики. Пер. В.В. Бибихина, – ЛОСЕВ, ИАЭ VII. М., 1980, с. 480–508.

Античные комментарии :

  • Iamblichi in Nicomachi arithmeticam introductionem liber. Ed. H. Pistelli. Lipsiae, 1894;
  • Asclepius of Tralles. Commentary to Nicomachus’ «Introduction to arithmetic». Ed., introd., notes L. Tarán, – TAPhS, n.s., 59/4, 1969;
  • Philoponus In Nicomachum. Ed. R. Hoche. Program Wesel, 1864–1867;
  • Giovanni Filopono. Commentario alla «Introduzione aritmetica» di Nicomaco di Gerasa. Testo, trad., intr., note G.R. Giardina. Catania, 1999.

Литература:

  • Robbins F.E. The Tradition of Greek Arithmology, – CPhil 16, 1921, p. 97–123;
  • Westerink L.G. Deux commentaires sur Nicomaque: Asclépius at Jean Philopon, – REG 77, 1964, p. 526–535;
  • Bower C. Boethius and Nicomachus: an essay concerning the sources of the «De institutione musica», – Vivarium 16, 1978, p. 1–45;
  • O’Meara D.J. Pythagoras Revived: Mathematics and Philosophy in Late Antiquity. Oxford, 1989;
  • Dillon J. The Middle Platonists. London, 19962;
  • Mansfeld J. Prolegomena Mathematica: From Apollonius of Perga to Late Neoplatonism. Leiden; Bost., 1998.

А. И. ЩЕТНИКОВ