АЛКИНОЙ (̕Αλκίνους) (2-я пол. 2 в. н. э.?), автор написанного по-гречески сочинения, известного как «Учебник» или «Сводка платоновской философии» (варианты названия: ̕Αλκινόου Διδασκαλικὸς τῶν Πλάτωνος δογμάτων – Parisinus gr. 1962, Pinax, f. 146v и начало текста, f. 147r; ̕Αλκινόου ̕Επιτομὴ τῶν Πλάτωνος δογμάτων – там же, в конце текста, f. 175r). Вероятно, философ-платоник (ср. Phot. Сod. 48, p. 11b19 Bekker), что предполагается темой и общим подходом сочинения и объясняет антистоический характер ряда пассажей; но, может быть, и стоик (ср. некоего Алкиноя Стоика, упоминаемого Филостратом: V. Soph. 1, 528. 21), что давало бы дополнительное объяснение стоическим элементам при изложении платонизма.
Биографических сведений об А. нет, датировка условна: ХII глава «Учебника» А. начинается фрагментом, который Евсевий (Eus. Pr. Ev. XI 23, 3–6; ср. Stob. I 12, 2a, p. 330 Wachsm.) приводит с указанием: «из “О мнениях Платона” Дидима»; на основе отождествления автора данной сводки и придворного философа имп. Августа Ария Дидима предполагалось, что эпоха Августа – terminus post quem для нашего «Учебника»; однако в работе Göransson 1995 традиционное отождествление доксографа Ария Дидима с придворным философом имп. Августа и тем самым датировка его фрагментов поставлена под сомнение; J. Whittaker усматривает параллели с Филоном Александрийским; в то же время автор текста очевидно не знает Плотина. По своему характеру текст, скорее всего, написан после Плутарха Херонейского и относится ко 2-й пол. 2 в. н. э., т. е. примерно к тому времени, когда была написана сводка Апулея «Платон и его учение», читал свои популярные лекции платоник Максим Тирский и уже был развит и достаточно широко известен школьный аристотелизм.
После работы Freudenthal J. Der Platoniker Albinos und der falsche Alkinoos (B., 1879), где ̕Αλκινόου объявлялось ошибкой переписчика в написании имени ̕Αλβίνου, никому не известный А. в течение почти века отож дествлялся с Альбином и причислялся к т. н. «школе Гая» (ср. Sinko T. De Apulei et Albini doctrinae Platonicae adumbratione. Krakow, 1905). Но после работ Giusta 1960–1961, Whittaker 1974 и др. вплоть до издания греческого текста «Учебника» в 1990 в Collection Budé, это отождествление было отвергнуто как по соображениям палеографическим, так и на основе сопоставления позиции Альбина с позицией «Учебника».
«Учебник» представляет собой искусную мозаику из платоновских и аристотелевских текстов. Как и Альбин во «Введении», А. начинает изложение с описания качеств, необходимых философу, к числу которых, в согласии с Платоном, относит прежде всего сочетание природной одаренности и хорошего воспитания (I, 152. 8–9 Hermann, пагинацию которого воспроизводит в своем издании J. Whittaker): от природы философу должны быть свойственны справедливость, любовь к истине, достоинство и отсутствие мелочности, скромность, а также хорошая восприимчивость и память; воспитание должно развить эти задатки в добродетели и приобщить к созерцательной жизни. А. подчеркивает, что к практической жизни философ обращается поневоле: ровно постольку, поскольку замечает в ней неблагополучия, которые он своим вмешательством может исправить (III, 153. 23–24).
«Учебник» представляет традицию эклектического платонизма, признающего аристотелевскую логику и ряд стоических положений, что проявляется уже в порядке изложения: А. делит философию (III, 153. 25 sq.) на теоретическую, куда включается теология, физика и математика (153. 43–154.5), практическую, включающую этику, экономику и политику (153. 38–42) и диалектическую, части которой – диэретика, искусство определения, индукция и силлогизм во всем его разнообразии (153. 30–38).
А. начинает изложение диалектики с учения о критерии (IV, 154. 10– 18), который оказывается двояким: судит в нас, во-первых, ум – источник суждения (τὸ ὑφ̕ οὗ, ὁ ἐν ἡμῖν νοῦς), а во-вторых, – разум – данная нам от природы способность устанавливать истину и ложь (τὸ δι̕ οὗ ὄργανον φυσικόν κριτικόν0 ὁ λόγος φυσικός). Этот разум также двояк (154. 21–32): один связан с умопостигаемым, и это – знание (ἐπιστήμη, ἐπιστημονικὸς λόγος), другой – с чувственно воспринимаемым, это – мнение (δόξα, δοξαστικός <λόγος>). Затем (154. 32 sq.) А. переходит к мышлению и чувственному восприятию, памяти, природным понятиям (ἔννοια φυσική), сочетая аристотелевскую и послеаристотелевскую схоластику с платоновскими формулами.
Платоновское понимание диалектики как усмотрения сущности каждой вещи (V, 156. 25, ср. Plat. Phaedr. 237c3) сочетается с аристотелевским учением о силлогизме и его фигурах (158. 20–22, ср. Arist. An. Pr. I, 24b18–20) и принятым стоиками (восходящим к Теофрасту, ср. fr. 29–30 Graeser) делением силлогизма на категорический, гипотетический и смешанный (158. 23–27). Чтобы подкрепить законность рассмотрения послеплатоновской логики в курсе платонизма, примеры силлогизмов приводятся из Платона (из «Парменида», «Федона», «Алкивиада I»), софизмов – из «Евтидема» (158. 38–159. 42).
Переходя от диалектики к теоретической философии, А. начинает c математики. В отличие от диалектики математические дисциплины не суть науки, имеющие дело с первыми началами, но все же они выше мнения, имеющего дело с телами: в согласии с Платоном, они принадлежат сфере рассудка (διάνοια) и только грезят о сущем (VII, 162. 5, 15–17, ср. Plat. Resp. 533с1).
В соответствии с «Тимеем» излагается возникновение космоса и человека, причем А. начинает с первых начал, которых признает три: материю; образец, или идеи; и отца и причину, или творца всего, или бога. В изложении начал также дает себя знать эклектический характер «Учебника»: материя – как у стоиков – оказывается бескачественной (ἄποιος, VIII, 162. 41 – традиция применения этого понятия к платоновскому учению о материи очевидна уже у Плутарха; см., напр., De an. procr. 1015a11; ср. [Plut.] Plac. 882c9), при этом она – ни тело, ни бестелесное, но тело в потенции: в соответствии с Аристотелем, А. сравнивает ее с медью – «статуей в потенции» (163. 7–10). Идея определяется как «вечный образец естественных вещей» (IХ, 163. 23–24) в соответствии с Ксенократом (фрг. 30 Heinze), а также (163. 14– 17) как мысль бога, первое умопостигаемое для нас, мера материи, образец здешнего мира, а рассматриваемая сама по себе она есть сущность.
Бог определяется как аристотелевский неподвижный первый ум, движущий все как предмет желания и являющийся причиной того, что действует ум целокупного неба (Х, 164. 20–27). А. стремится ввести в поле зрения платоновское определение высшего бога и блага как солнца умопостигаемого мира (164. 24 и 39; ср. Plat. Resp. 580а11 sq.), но платоновской четкости ему достичь не удается: его бог, будучи благом, остается умом и сущностью (164. 35: οὐσιότης), и формула «благо не сущность, но по ту сторону сущности» (Plat. Resp. 509b8–9) для него еще не актуальна. И хотя бог – демиург, А. не признает возникновения мира во времени (169. 32–34).
А. четко противопоставляет ум, целиком связанный со сферой умопостигаемого и вечного, и душу, с помощью которой бог сделал этот чувственно воспринимаемый мир живым и мыслящим (XIV, 169. 43–44; ср. Plat. Tim. 30b6–8). В соответствии с тем же «Тимеем» (42e8 sq.), меньшие боги создают человека, влагая и ему бессмертную душу, но не избавляя его от двойственности поведения, обусловленного аффектами, которым подвержена душа одушевленного тела: три ее начала – вожделеющее, аффективное (страстное) и разумное – борются между собой. В связи с рассмотрением этой борьбы А. рассматривает этику.
В области этики А. в согласии по стоиками рассуждает о том, что одной добродетели достаточно для счастья, и о взаимообусловленности (ἀνθακολουθία) добродетелей (ХХVII, 180. 40–41, ХХIХ, 183. 3), опирается на ряд аристотелевских представлений (напр., о дружбе – ХХХIII, 187. 11–14, ср. Arist. E. N. 1155b 33–34), и пр. Учение о государстве излагается на основе «Государства» кратко и вполне отвлеченно: бури 1–2 вв. не вошли в поле зрения нашего философа.
А. не принадлежал к представительным и сильным фигурам т. н. Среднего платонизма: его не читал Плотин, и позднейшие платоники на него не ссылаются; но школьная сводка платонизма А. оказалась одним из авторитетных текстов для возрожденских мыслителей и новоевропейской традиции: первый лат. пер. «Учебника» был сделан Пьетро Бальби в 1460, впоследствии посвящен кардиналу Николаю из Кузы и издавался полностью в 1469 (Рим), 1488 (Виченца), 1493 (Венеция), 1497 (Милан) и частично в 1472 (Нюрнберг). В 1464 появился лат. пер. Марсилио Фичино, имевший хождение в рукописях и неоднократно издававшийся начиная с 1497 (Флоренция). Впоследствии появились новые латинские переводы (Дени Ламбена, Даниила Гейнсия и др.) и переводы «Учебника» на современные европейские языки: Th. Stanley (1656), George Burges (1854), R. E. Witt (1934 – неопубликованная часть докторской диссертации); франц. – J.-J. Combes-Dounous (1800), Р. Louis (1945, 1990); итал. – G. Invernizzi (1976); рус. – Ю. А. Шичалин (1995).
Текст и переводы
Литература
Библиография
Ю. А. ШИЧАЛИН