ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ (Πτολεμαῖος ὁ Κλαύδιος, ̕Αλεξανδρεύς) (ок. 100– 170 н.э.), греческий ученый и философ; работал в Александрии. Сведений о его жизни не сохранилось. Считается, что его основные произведения созданы во времена правления имп. Антонина Пия (138–161).
Сочинения. П. был автором обширного корпуса сочинений, включавший труды по астрономии, гармонике, астрологии, оптике, географии, хронологии и теории познания. На греческом языке сохранились: астрономический трактат «Альмагест» в 13 кн., наиболее известное произведение П.; трактат «О фазах неподвижных звезд и собрание их знамений», «Готовые [астрономические] таблицы и расчеты», «Гармоника» в 3-х кн., учебник по астрологии «О влиянии созвездий», ̓Αποτελεσματικά, известный также под названием «Четверокнижие» («Тетрабиблос»); «Гипотезы о планетах» (̔Υποθέσεις τῶν πλανωμένων) (сохранились не полностью), «Руководство по географии» (Γεωγραφικὴ ὑφήγησις) в 8-ми кн. (кн. 4–8-я сохр. не полностью), «Музыка», трактат «О критерии и ведущем начале», а также авторский список открытий П. В переводе с арабского дошли: «Оптика», «Планисфера» и «Аналеммы» (по геометрии сферы). По свидетельству Симпликия, П. написал также «Об элементах» (Περὶ τῶν στοιχείων, Simpl. In De Caelo 20, 10 Heib.) и «О [трех] измерениях» (Περὶ διαστάσεως, Ibid. 9, 21; ср. Eustrat. In E. N. 322, 4 Heylbut: П. рассуждал о теле как трехмерно протяженном в длину, ширину и глубину).
Труды П. стали предметом изучения и комментирования уже в Античности. Сохранились комментарии на «Альмагест» математиков Паппа Александрийского (ок. 320) и Теона Александрийского (ок. 370), комментарий неоплатоника Порфирия на «Гармонику» и его же «Введение в «Четверокни жие» Птолемея» (комментарии на «Четверокнижие» Порфирия и Прокла утрачены).
«Альмагест». Традиционное название «Альмагест» представляет собой арабизированную транскрипцию («Альмаджисти») оригинального греческого названия трактата: ἡ ματεματικὴ σύνταξις («Математическое сочинение»). Своим трактатом П. продолжает традицию, которую можно возвести к трудам по астрономии академика Евдокса Книдского. Ближайшим источником «Альмагеста» послужил трактат Гиппарха Никейского (2 в. до н.э.), который П. дополнил материалами собственных наблюдений и теоретическими новшествами. 1-я книга «Альмагеста» содержит основные принципы его учения, в т. ч.: о кругообразном вращении небосвода и шарообразной форме Земли, которая помещается в центре мира (геоцентризм); о том, что Земля не перемещается в пространстве и пр. В пользу геоцентризма П. приводит ряд аргументов – как чисто теоретических, так и основанных на наблюдении (в частности, о неподвижности Земли свидетельствует, по П., то, что брошенное вертикально вверх тело падает на то же самое место). Геоцентрическая модель космоса, изложенная в «Альмагесте», оставалась наиболее влиятельной вплоть до работ Николая Коперника (16 в.), обосновавшего гелиоцентризм.
Содержание книг «Альмагеста»: в 1 и 2-й кн. собраны сведения по сферической астрономии; в 3-й кн. излагается теория видимого годичного движения Солнца, обсуждаются даты равноденствий, продолжительность года и т. д.; 4-я кн. посвящена теории движения Луны и вопросу о продолжительности синодического месяца; в 5-й говорится о конструировании некоторых приборов, напр., астролябии, и продолжается изучение теории движения Луны; 6-я кн. посвящена теории солнечных и лунных затмений; содержание 7-й и 8-й книг составляет «Каталог звезд» П. – описание свойств и характеристик более 1000 звезд, рассматривается движение сферы звезд и т. п.; кн. 9–13 содержат теорию движения планет (Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия). Для истории астрономии большое значение имела созданная П. теория эпициклов, сменившая представление о равномерно вращающихся вокруг Земли гомоцентрических небесных сферах (теория, разработанная Евдоксом и Каллиппом и принятая в космологии Аристотеля).
Руководство по астрологии в 4-х кн. «Тетрабиблос» («Четверокнижие») было написано П. после «Альмагеста». Современные издатели принимают, что оригинальным названием произведения было «О влиянии созвездий» (̓Αποτελεσματικά), которое ранее считалось названием отдельного произведением, и отказываются от заголовка Τετράβιβλος. Первые две книги руководства посвящены общей астрологии, влиянию звезд на человечество, страны и расы; третья и четвертая книги – влиянию звезд на отдельных людей и составлению индивидуальных карт рождения (генетлиалогическая астрология). Статус основного пособия по астрологии «Тетрабиблос» утратил с появлением «Введения в астрологию» Павла Александрийского (рубеж 5–6 вв.).
«Гармоника» (̔Αρμονικά) П., посвященная теории музыки (исследование звуков и их сочетаний и т. п.), – наиболее обстоятельная из всех известных греческих работ по данной теме. Большую историко-научную ценность представляют цитируемые П. утраченные произведения своих предшественников. В 1-й кн. П. много внимания уделяет обсуждению и критике двух основных античных музыкальных теорий – пифагорейцев и Аристоксена; свою задачу П. видит в построении такой теории, в которой чувственное восприятие и разум не вступали бы в конфликт (ту же позицию он занимает и в трактате «О критерии»).
Небольшой трактат «О критерии и ведущем начале» (Περὶ κριτηρίου καὶ ἡγεμονικοῦ, лат. De judicandi facultate et animi principatu) представляет интерес для истории эллинистической философии и эпистемологии. В 1-й части трактата (De jud. fac. 1–12 Lammert) содержится обзор познавательных способностей души, описывается различие чувственного восприятия и разума. В специальном разделе, посвященном научной терминологии (4, 2–6), П. пишет, что ученый должен использовать для предварительного описания фактов слова обыденной речи в их общепринятом значении, и только после того, как предмет будет вполне изучен, в своих определениях он должен обратиться к более точной терминологии, иногда, возможно, используя необычные выражения или предлагая новые (подробнее см. Верлинский 2006). Во 2-й части (13–16) П. рассматривает связь тела и души, локализацию различных познавательных способностей в телесных органах, опираясь в своем изложении на учение и терминологию перипатетиков, эпикурейцев и особенно стоиков. П утверждает, что тело и душа взаимодействуют в едином организме и говорит о душе как «смешанной» с теми местами тела, которые выполняют те или иные функции. Чувственное начало души получает воздействие через посредство органов восприятия и преобразует полученные данные в форму представления (φαντασία) и передает уму. Ум воспринимает сообщаемые чувственной душой представления, задействуя способности мышления и суждения (τὴν διανοητικὴν καὶ κριτικὴν ἐνέργειαν). Чувственная способность судит только о том, что она сама испытывает (τὰ πάθη), но не судит о вещах (τὰ ὑποκείμενα), ум же судит о том, что поступает ему от чувства в форме представления, и о самих вещах. Без чувства ум был бы слеп, но по отношению к чувствам именно он властитель, в нем заключена память, начало действия и понимания (13, 7–17). Критерий истины П. определяет как принцип, согласно которому выносится суждение о том или ином предмете. Состав критического суждения предполагает предмет суждения (τὸ κρινόμενον), инструмент (τὸ δι̕ οὗ κρίνεται), способ суждения (τὸ ᾧ κρίνεται) и цель вынесения суждения (οὗ ἕνεκεν ἡ κρίσις). Напр., предмет суждения – некая величина, инструмент – единица измерения (локоть или фут), способ измерения – наложение или сопоставление, цель – размер величины.
«Руководство по географии» замечательно в первую очередь не фактическими данными, а заложенными в нем математическими принципами картографирования. П. продолжил традицию математической «теоретической» географии Эратосфена и Гиппарха, с которой разошелся Страбон, предложив нарративную «практическую» географию. В труде П. местоположение 8000 пунктов на планете описано географическими координатами: широтой и долготой. «География» П. приобрела особое влияние в эпоху Возрождения, когда в начале 15 в. греческий подлинник был переведен Джакомо Анджело на латынь и в 1477 издан в Болонье (к началу 17 в. – еще 31 издание); первое издание греческого подлинника принадлежит Эразму Роттердамскому (1523). Благодаря ошибке П., распространившего Азию слишком далеко на Восток, Христофор Колумб надеялся доплыть до нее через Атлантику гораздо быстрее, однако в ходе своего плавания открыл на пути к Азии новый материк – Америку.
Сочинения:
Античные комментарии
Литература:
М. А. СОЛОПОВА