Библиографическое описание:
Солопова М.А. ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 653-656.


ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ (Πτολεμαῖος ὁ Κλαύδιος, ̕Αλεξανδρεύς) (ок. 100– 170 н.э.), греческий ученый и философ; работал в Александрии. Сведений о его жизни не сохранилось. Считается, что его основные произведения соз­даны во времена правления имп. Антонина Пия (138–161).

Сочинения. П. был автором обширного корпуса сочинений, включав­ший труды по астрономии, гармонике, астрологии, оптике, географии, хро­нологии и теории познания. На греческом языке сохранились: астрономи­ческий трактат «Альмагест» в 13 кн., наиболее известное произведение П.; трактат «О фазах неподвижных звезд и собрание их знамений», «Готовые [астрономические] таблицы и расчеты», «Гармоника» в 3-х кн., учебник по астрологии «О влиянии созвездий», ̓Αποτελεσματικά, известный также под названием «Четверокнижие» («Тетрабиблос»); «Гипотезы о планетах» (̔Υποθέσεις τῶν πλανωμένων) (сохранились не полностью), «Руководство по географии» (Γεωγραφικὴ ὑφήγησις) в 8-ми кн. (кн. 4–8-я сохр. не пол­ностью), «Музыка», трактат «О критерии и ведущем начале», а также ав­торский список открытий П. В переводе с арабского дошли: «Оптика», «Планисфера» и «Аналеммы» (по геометрии сферы). По свидетельству Симпликия, П. написал также «Об элементах» (Περὶ τῶν στοιχείων, Simpl. In De Caelo 20, 10 Heib.) и «О [трех] измерениях» (Περὶ διαστάσεως, Ibid. 9, 21; ср. Eustrat. In E. N. 322, 4 Heylbut: П. рассуждал о теле как трехмерно протяженном в длину, ширину и глубину).

Труды П. стали предметом изучения и комментирования уже в Ан­тичности. Сохранились комментарии на «Альмагест» математиков Паппа Александрийского (ок. 320) и Теона Александрийского (ок. 370), ком­ментарий неоплатоника Порфирия на «Гармонику» и его же «Введение в «Четверокни жие» Птолемея» (комментарии на «Четверокнижие» Пор­фирия и Прокла утрачены).

«Альмагест». Традиционное название «Альмагест» представляет собой арабизированную транскрипцию («Альмаджисти») оригинального грече­ского названия трактата: ἡ ματεματικὴ σύνταξις («Математическое сочине­ние»). Своим трактатом П. продолжает традицию, которую можно возвести к трудам по астрономии академика Евдокса Книдского. Ближайшим источ­ником «Альмагеста» послужил трактат Гиппарха Никейского (2 в. до н.э.), который П. дополнил материалами собственных наблюдений и теоретиче­скими новшествами. 1-я книга «Альмагеста» содержит основные принципы его учения, в т. ч.: о кругообразном вращении небосвода и шарообразной форме Земли, которая помещается в центре мира (геоцентризм); о том, что Земля не перемещается в пространстве и пр. В пользу геоцентризма П. при­водит ряд аргументов – как чисто теоретических, так и основанных на на­блюдении (в частности, о неподвижности Земли свидетельствует, по П., то, что брошенное вертикально вверх тело падает на то же самое место). Геоцентрическая модель космоса, изложенная в «Альмагесте», оставалась наиболее влиятельной вплоть до работ Николая Коперника (16 в.), обосно­вавшего гелиоцентризм.

Содержание книг «Альмагеста»: в 1 и 2-й кн. собраны сведения по сфе­рической астрономии; в 3-й кн. излагается теория видимого годичного дви­жения Солнца, обсуждаются даты равноденствий, продолжительность года и т. д.; 4-я кн. посвящена теории движения Луны и вопросу о продолжитель­ности синодического месяца; в 5-й говорится о конструировании некоторых приборов, напр., астролябии, и продолжается изучение теории движения Луны; 6-я кн. посвящена теории солнечных и лунных затмений; содержание 7-й и 8-й книг составляет «Каталог звезд» П. – описание свойств и характе­ристик более 1000 звезд, рассматривается движение сферы звезд и т. п.; кн. 9–13 содержат теорию движения планет (Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия). Для истории астрономии большое значение имела созданная П. теория эпициклов, сменившая представление о равномерно вращающих­ся вокруг Земли гомоцентрических небесных сферах (теория, разработан­ная Евдоксом и Каллиппом и принятая в космологии Аристотеля).

Руководство по астрологии в 4-х кн. «Тетрабиблос» («Четверокнижие») было написано П. после «Альмагеста». Современные издатели принимают, что оригинальным названием произведения было «О влиянии созвездий» (̓Αποτελεσματικά), которое ранее считалось названием отдельного произве­дением, и отказываются от заголовка Τετράβιβλος. Первые две книги руково­дства посвящены общей астрологии, влиянию звезд на человечество, страны и расы; третья и четвертая книги – влиянию звезд на отдельных людей и со­ставлению индивидуальных карт рождения (генетлиалогическая астрология). Статус основного пособия по астрологии «Тетрабиблос» утратил с появле­нием «Введения в астрологию» Павла Александрийского (рубеж 5–6 вв.).

«Гармоника» (̔Αρμονικά) П., посвященная теории музыки (исследова­ние звуков и их сочетаний и т. п.), – наиболее обстоятельная из всех извест­ных греческих работ по данной теме. Большую историко-научную ценность представляют цитируемые П. утраченные произведения своих предшест­венников. В 1-й кн. П. много внимания уделяет обсуждению и критике двух основных античных музыкальных теорий – пифагорейцев и Аристоксена; свою задачу П. видит в построении такой теории, в которой чувственное восприятие и разум не вступали бы в конфликт (ту же позицию он занимает и в трактате «О критерии»).

Небольшой трактат «О критерии и ведущем начале» (Περὶ κριτηρίου καὶ ἡγεμονικοῦ, лат. De judicandi facultate et animi principatu) представляет инте­рес для истории эллинистической философии и эпистемологии. В 1-й части трактата (De jud. fac. 1–12 Lammert) содержится обзор познавательных спо­собностей души, описывается различие чувственного восприятия и разума. В специальном разделе, посвященном научной терминологии (4, 2–6), П. пишет, что ученый должен использовать для предварительного описания фактов слова обыденной речи в их общепринятом значении, и только по­сле того, как предмет будет вполне изучен, в своих определениях он должен обратиться к более точной терминологии, иногда, возможно, используя не­обычные выражения или предлагая новые (подробнее см. Верлинский 2006). Во 2-й части (13–16) П. рассматривает связь тела и души, локализацию раз­личных познавательных способностей в телесных органах, опираясь в сво­ем изложении на учение и терминологию перипатетиков, эпикурейцев и особенно стоиков. П утверждает, что тело и душа взаимодействуют в еди­ном организме и говорит о душе как «смешанной» с теми местами тела, которые выполняют те или иные функции. Чувственное начало души полу­чает воздействие через посредство органов восприятия и преобразует полу­ченные данные в форму представления (φαντασία) и передает уму. Ум вос­принимает сообщаемые чувственной душой представления, задействуя способности мышления и суждения (τὴν διανοητικὴν καὶ κριτικὴν ἐνέργειαν). Чувственная способность судит только о том, что она сама испытывает (τὰ πάθη), но не судит о вещах (τὰ ὑποκείμενα), ум же судит о том, что поступает ему от чувства в форме представления, и о самих вещах. Без чувства ум был бы слеп, но по отношению к чувствам именно он властитель, в нем заклю­чена память, начало действия и понимания (13, 7–17). Критерий истины П. определяет как принцип, согласно которому выносится суждение о том или ином предмете. Состав критического суждения предполагает предмет суж­дения (τὸ κρινόμενον), инструмент (τὸ δι̕ οὗ κρίνεται), способ суждения (τὸ ᾧ κρίνεται) и цель вынесения суждения (οὗ ἕνεκεν ἡ κρίσις). Напр., предмет суждения – некая величина, инструмент – единица измерения (локоть или фут), способ измерения – наложение или сопоставление, цель – размер ве­личины.

«Руководство по географии» замечательно в первую очередь не фак­тическими данными, а заложенными в нем математическими принципами картографирования. П. продолжил традицию математической «теоретиче­ской» географии Эратосфена и Гиппарха, с которой разошелся Страбон, предложив нарративную «практическую» географию. В труде П. местопо­ложение 8000 пунктов на планете описано географическими координата­ми: широтой и долготой. «География» П. приобрела особое влияние в эпо­ху Возрождения, когда в начале 15 в. греческий подлинник был переведен Джакомо Анджело на латынь и в 1477 издан в Болонье (к началу 17 в. – еще 31 издание); первое издание греческого подлинника принадлежит Эразму Роттердамскому (1523). Благодаря ошибке П., распространившего Азию слишком далеко на Восток, Христофор Колумб надеялся доплыть до нее через Атлантику гораздо быстрее, однако в ходе своего плавания открыл на пути к Азии новый материк – Америку.

Сочинения:

  • Claudii Ptolemaei Opera quae exstant omnia. Ed. J.L. Heiberg. Vol. I–III. Leipzig, 1898–1903, 19612;
  • 1) Ptolemy’s Almagest. Tr. and annot. by G.J. Toomer. London, 1984;
  • Клавдий Птолемей. Альмагест. Пер. И.Н. Веселовского. М., 1998;
  • 2) «Гармоника»: Düring I. (ed.). Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios. Göteb., 1930. New York; London, 1980;
  • Barker A. Greek Musical Writings. Vol. 2. Harmonic and Acoustic Theory. Cambridge, 1989;
  • 3) Hübner W. (ed.). Claudii Ptolemaei Opera. Vol. III, 1. ̓Αποτελεσματικά. Stuttg., 1998 (BT);
  • Клавдий Птолемей. Математический трактат, или Четверокнижие, I–II. Пер. Ю.А. Данилова, – Знание за пределами науки. Сост. И.Т. Касавин. М., 1996, с. 92–133;
  • 4) «О критерии»: De judicandi facultate et animi principatu. Ed. F. Lammert, – Claudii Ptolemaei Opera... Vol. III, 2, 19612, p. 3–25;
  • Claudius Ptolemy. On the Kriterion and Hegemonikon. Ed. by Liverpool– Manchester seminar on ancient Greek Philosophy (text and transl.), – Huby P., Neale G. (eds.). The Criterion of Truth: Essays in Honour of G. Kerferd. Liverpool, 1989, p. 179–230.

Античные комментарии

  • к «Альмагесту»: Rome A. (ed.). Commentaries de Pappus et de Théon d’Alexandrie sur l’Almageste. T. 1–2. 1936;
  • к «Гармонике»: Düring I. (hrsg.). Porphyrios Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios. Göteb., 1932. 1980;
  • к «Введению в Четверокнижие»: Porphyrii Introductio in Tetrabiblum Ptolemaei. Ed. A. Boer, S. Weinstock. Brux., 1940, p. 187–228 (CCAG V, 4).

Литература:

  • Long A.A. Ptolemy «On the Criterion»: An Epistemology for the Practicing Scientist, – Dillon J., Long A. (eds.). The Question of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. London, 1988, p. 176–207;
  • Jones A. Ptolemy’s First Commentator, – TAPhS 80, 1990;
  • Barker A. Reason and perception in Ptolemy’s «Harmonics», – Harmonia Mundi: : Musica e filosofia nell'antichità. Ed. by R. Wallace, B. MacLachlan. Rome, 1991, p. 115 сл.;
  • Barker A. Ptolemy’s Pythagoreans, Archytas, and Plato’s conception of mathematics, – Phronesis 39, 2, 1994, p. 113–135;
  • Pingree D. The Teaching of the «Almagest» in Late Antiquity, – Apeiron 27, 4, 1994, p. 75–98;
  • Верлинский А.Л. Античные учения о возникно­вении языка. СПб., 2006, с. 297–306 (гл. VI, § 3: «Эпикур о второй стадии возникновения языка и учение Птолемея»).

М. А. СОЛОПОВА