Библиографическое описание:
Верлинский А.Л. «ДВОЯКИЕ РЕЧИ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 298-300.


«ДВОЯКИЕ РЕЧИ» (Δισσοὶ λόγοι, иначе Διαλέξεις, «Рассуждения»), аноним­ный и не имеющий названия трактат (оба названия даны учеными Нового вре­мени), сохранившийся в нескольких рукописях вместе с сочинениями Секста Эмпирика, написан на дорийском диалекте, датируется 1-й пол. или нач. 4 в. до н.э. (о победе Спарты над Афинами и их союзниками, т.е. об окончании Пелопоннесской войны, говорится как о недавнем событии, Dialex. 1, 8, упо­минается могущество персидского царя, см. Rohde, 331–332; Robinson, 1984, 41; против предположений, что трактат написан в гораздо более позднее вре­мя автором, который стремился выдать его за произведение эпохи софистики, см. Bergk, Rohde). Использование в трактате антилогического принципа (до­воды за и против определенного положения) и в особенности релятивистская позиция автора указывает на влияние софистики, в особенности Протагора (Gomperz, Robinson, 1984, 54–59, ср., однако, Kerferd, 54); в трактате находи­ли также влияние Сократа и его круга (Kranz; Nestle) или даже платоновских диалогов, но черты сходства с последними указывают больше на общность тематики, чем на идейное воздействие.

В первых пяти главах (DK90, 1–4) противопоставляются две точки зре­ния: согласно первой, понятия полезного – вредного, прекрасного – по­стыдного, справедливого – несправедливого, истинного – ложного, муд­рости – безумия неразличимы (радикальный скептицизм, напоминающий Евтидема, см. ст. Софисты, разд. Релятивизм), согласно второй, между ними есть отличия. Первая сторона опирается на наблюдения, восходящие по своему характеру к Гераклиту: одни и те же вещи принадлежат либо в различных обстоятельствах либо одновременно в зависимости от лица то к первой, то ко второй категории. Сам автор трактата признает, что ни­какая вещь не является безусловно благой или вредной, но может стать той или иной в определенной ситуации (1, 2), однако считает, что эта неограни­ченная изменчивость и вариативность не упраздняет различие между со­ответствующими понятиями, хотя он и не берется их определить в общем виде (1, 17). Он стремится показать, что вследствие устранения различия между полезным и вредным в общем виде одна и та же конкретная вещь в одно и то же время и по отношению к тому же лицу оказывается и полез­ной, и вредной. Это ведет на практике к абсурдным следствиям и вступа­ет в противоречие с нормальным поведением, которого придерживаются и сами скептики (1, 15: персидский царь оказывается ничем не отличаю­щимся от нищего, если блага, которыми он обладает, оказываются много­численными несчастьями в силу тождественности вредного и полезного; 1, 16 образ жизни, который обычно считается для больных вредным, в то же время и полезен для них и т.д.).

Сходной стратегии автор трактата следует, опровергая утверждения об отсутствии различия и между остальными понятиями. Более сложен его довод против утверждения скептика, что многочисленные примеры проти­воположных представлений о прекрасном и постыдном у разных народов (ср. Hdt. III 38, ср. VII 152, доводы Гиппия против Сократа Xen. Mem. IV 4, 19–25) указывают на отсутствие чего-то безусловного в этой сфере и тем са­мым ведут к упразднению самих этих понятий. Согласно скептику, если все, что считается постыдным у всех народов, будет снесено ими в одно место, а затем им же будет предложено унести то, что они считают прекрасным, то все постыдные вещи окажутся унесенными (2, 18). И в этом случае ав­тор, очевидно, следует своему общему принципу: сами понятия прекрасно­го и постыдного сохраняются несмотря на то, что ни одно из представлений о том или ином обычае как прекрасном или постыдном не является всеоб­щим Его контраргумент начинается словами «было бы странно, если бы по­стыдные вещи, сделались прекрасными, когда их собрали вместе, а не ос­тались такими, какими они пришли», и представляет собой опровержение тезиса через демонстрацию ошибочности его следствия: скептик утвержда­ет, что принесенные постыдные обычаи оказались прекрасными, т.е. пола­гает, что они перестали быть тем, чем были раньше. Допустим, однако, что собраны были не постыдные обычаи, но конкретные вещи, которые где-то считаются постыдными – бык, золото, серебро и т.д.; тот, кто унес их в ка­честве прекрасных, унес те же самые вещи – бык остался быком, золото золотом и т.д. – следовательно, и постыдные обычаи должны остаться по­стыдными, даже если они постыдны лишь для одних людей, а другие счи­тают их прекрасными (2, 26–27). Автор занимает, т. обр., релятивистскую позицию (можно решить, какова конкретная вещь в данной ситуации и при­менительно к данному лицу, но нет вещей, которые полезны и вредны все­гда и в любых обстоятельствах и нельзя дать общее определение полезного и вредного), отчасти напоминающую позицию Протагора, в особенности в том варианте, как она представлена в платоновском «Теэтете» (возможно различить полезное и вредное в конкретной ситуации, но нет объективных критериев истинного и ложного).

В гл. 6 рассматривается вопрос, можно ли научить мудрости и добро­детели, являвшийся предметом оживленных дискуссий (см. ст. Софисты), причем автор приводит несколько доводов в пользу положительного отве­та, но заканчивает выводом: «Я не утверждаю, что добродетели и мудрости можно научить, но лишь то, что доводы противной стороны меня не удовле­творяют» (иначе: Kerferd, р. 131). В доказательство возможности научить­ся мудрости и добродетели автор указывает на софистов, которые обучают именно им, в противоположность преподавателям специальных видов зна­ния, а также на философов, подобных Анаксагору и пифагорейцам (6, 7). Любопытен также аргумент, что приобретение мудрости помимо препода­вания софистов не исключает обучения, но объясняется природными задат­ками и своего рода неинституционализированным обучением, подобно обу­чению языку у родителей и других людей (ср. доводы Протагора, Plat. Prot. 325a–326e).

В заключительных главах (текст здесь плохо сохранился, сочинение дошло не полностью) рассматривается вопрос: справедливо ли выбирать на должности по жребию (фундаментальный принцип афинской демокра­тии), против чего автор возражает, ссылаясь на типичный аргумент: для всех видов деятельности избирается специалист (гл. 7); он стремится дока­зать необходимость знания «природы всех вещей» для деятельности судьи, политического оратора и преподавателя риторики, что указывает на основ­ное направление софистического образования 5 в. (судебное и политиче­ское красноречие) и одновременно на его тяготеющее к универсализму содержание (гл. 8), в заключение перечисляются основы мнемотехники, «прекраснейшего изобретения для мудрости и для жизни» (ср. преподава­ние мнемотехники Горгием, DK82 B 14, и Гиппием, 86 А 12; Xen. Symp. 4, 62): внимание, повторение, установление ассоциативных связей (гл. 9). Несмотря на ограниченный диапазон и умеренное дарование автора, его трактат дает редкую возможность взглянуть на тематику и методы аргумен­тации софистики глазами ее представителя.

Издания:

  • DK II, 405–416;
  • I sofisti: Testimonianze e frammenti. Ed. M. Untersteiner. Fasc. I. Fir., 19612;
  • Robinson T.M. Contrasting Arguments: An Edition of the Dissoi Logoi. Salem, 19842;
  • Dissoi Logoi: Zweierlei Ansichten. Ein sophistischer Traktat. Text, Übersetzung, Kommentar. Hrsg. A. Becker u. a. Berlin, 2004;
  • Маковельский А.О. Софисты. Вып. 2. Баку, 1941.

Литература:

  • Bergk Th. Fünf Abhandlungen zur Geschichte der griechischen Philologie und Astronomie. Leipzig, 1883;
  • Rohde E. Rec. Bergk (1884), – Rohde E. Kleine Schriften. Bd. 1. Tübingen; Leipzig, 1901, S. 327–335;
  • Gomperz H. Sophistik und Rhetorik. Leipzig; Berlin, 1912;
  • Kranz W. Vorsokratisches. IV. Die sogenannten Dissoi Logoi (1937), – Sophistik. Hrsg. von C. J. Classen. Darmst., 1976, S. 629–640;
  • Nestle W. Vom Mythos zum Logos: Die Selbstentfaltung des griechischen Denkens. Stuttgart, 1942. 19752;
  • Guthrie, HistGrPhilos III. The Fifth Century Enlightenment. Cambridge, 1969, p. 316–319;
  • Robinson T.M. Matthew de Varis and the Dissoi Logoi, – ClassQu 22, 1, 1972, p. 195–198;
  • Kerferd G. B. The Sophistic Movement. Cambridge, 1981;
  • Hoffmann J.H. Das Recht im Denken der Sophistik. Stuttgart; Leipzig, 1997;
  • Kerferd G.B., Flashar H. Die Sophistik, – GGPh, Antike 2. 1, 1998;
  • Burnyeat M. F. Dissoi Logoi, – Routledge Encyclopedia of Philosophy. Vol. 3. London, 1998, p. 106–107;
  • Bringmann K. Rhetorik, Philosophie und Politik um 400 v. Chr.: Gorgias, Antiphon und die Dissoi Logoi, – Chiron 30, 2000, S. 491–503;
  • Classen C. J. Zum Text der Dissoi logoi, – Eikasmos 12, 2001, S. 107–127; 15, 2004, S. 101–123;
  • Robinson T.M. The Dissoi Logoi and Early Greek Skepticism, – Before Plato: Essays in Ancient Greek Philosophy. Ed. A. Preus. Albany, 2001, p. 187–198;
  • Robinson T.M. Protagoras, the «Protagoras» and the Dissoi Logoi, – Symposium Platonicum Pragense III. Prague, 2003, p. 233–245;
  • Bett R. Is there a Sophistic Ethics? – AncPhil 22, 2002, p. 235–262;
  • Scholz P. Philosophizing Before Plato – On the Social and Political Conditions of the Dissoi Logoi, – Ideal and Culture of Knowledge in Plato. Hrsg. W. Detel u. a. Stuttgart, 2003, p. 201–230.

А. Л. ВЕРЛИНСКИЙ