Библиографическое описание:
Лебедев А.В. АНАКСИМЕН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 117-118.


АНАКСИМЕНΑναξιμένης) из Милета («расцвет» 546, ум. ок. 528 до н. э.), древнегреческий философ и ученый, третий представитель Милетской школы, ученик Анаксимандра. В предложенной А. (трактат «О приро­де») теории материи и естественного происхождения Вселенной, в отли­чие от Анаксимандра, противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. не предсуществуют в изначальной «смеси», а представляют собой превращенные формы единой праматерии – безграничного воздуха. Физическое изменение трактуется при этом как чисто количественное «сгу­щение» и «разрежение» праматерии: сгущаясь, воздух (аэр) становится во­дой и землей, разрежаясь – огнем, из которого образуются небесные тела. Воздуху присуще «вечное движение», он не только порождает все тела, но и выступает «скрепляющим», формообразующим принципом – миро­вым «дыханием», обеспечивающим целостность всего космоса и всех жи­вых организмов: так в рамках параллелизма макро- и микрокосмоса впер­вые вводится понятие мировой души (DK13 В 2). Исходя из аэроцентризма, А. объяснял также землетрясения и различные метеорологические фено­мены. Философское значение физической теории А. – в первой попытке редукции не только феноменального множества вещей, но и всего много­образия чувственных (т. н. вторичных) свойств к количественным различи­ям единой бескачественной субстанции, вечной и бесконечной. В поздней доксографии аэр А. прямо отождествляется с «богом», согласно более дос­товерным источникам, А. называл «богами» порождения воздуха – стихии, светила или бесчисленные миры. Натуралистический пантеизм А. повлиял на ионийское Просвещение (Ксенофан, Гераклит) и традицию аллегориче­ской интерпретации мифологических богов как явлений природы.

Источники

  • DK I, 90–96;
  • Wöhrle G. Anaximenes von Milet. Die Fragmente an seiner Lehre. Stuttg., 1993;
  • Лебедев, Фрагменты, 1989, с. 129–135.

Литература

  • Guthrie, HistGrPhilos I, 1962, p. 115–140;
  • Kirk G.S., Raven J.E., Schofield M. The Presocratic Philosophers. Camb., 19832, p. 143–162.

А. В. ЛЕБЕДЕВ