Библиографическое описание:
Лебедев А.В. ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 547.


ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ (греч. τὸ πρῶτον κινοῦν, лат. primum movens), централь­ное понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о перво­двигателе представляет собой выделение «движущей причины» применитель­но к космосу в целом (в ряду четырех причин вообще – см. «Метафизика»). С помощью понятия перводвигателя Аристотель стремился объяснить целе­сообразность природы и обосновать вечность мира.
В «Физике» (8-я кн.) понятие перводвигателя постулируется в связи с анализом движения, или процесса: поскольку все движущееся (или дви­жимое – греч. κινούμενον заключает в себе оба значения) движимо чем-то, а бесконечная последовательность движущее-движимое невозможна, то по необходимости должно существовать «первое движущее», которое само аб­солютно неподвижно. «Первое движимое» отождествляется Аристотелем со сферой неподвижных звезд, соотносительное с ним «первое движущее» находится по ту сторону периферии космоса и лишено какой-либо протя­женной величины. Главная трудность теории перводвигателя состоит в том, что она совершенно не требуется аристотелевским пониманием природы как «содержащей источник движения в самой себе» и соответствующим учением об имманентности элементам их «естественного движения». Так, в трактате «О небе» (несмотря на напоминания о перводвигателе – 288а27) круговращение неба объясняется исключительно как естественное свойст­во эфира, или «пятой субстанции».
В «Метафизике» (12-я кн.) перводвигатель выступает как трансцен­дентный «бог» и ценностное «начало», от которого «зависят Вселенная и природа» (1072b14). Он есть та «действительность», которая необходимо предполагается всяким переходом от потенции к акту (в данном случае – общемировым становлением и движением), и оформляет косную мате­рию в энтелехиальный космос (см. Энтелехия). Как чистая форма и энер­гия он лишен всякой потенциальности и материальности, и потому есть ум (нус), а т. к. нематериальность лишает его «частей» и ставит по ту сто­рону всякой множественности, то он может мыслить только самого себя и в этом самомышлении состоит его вечная и блаженная жизнь в качестве «бога» (1072b24). Поскольку контакт между бестелесным «первым движу­щим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он «движет как объ­ект любовного влечения» (1072b3), к которому все встремится как к высше­му благу и конечной цели. От демиурга Платона перводвигатель Аристотеля отличается тем, что он не создал мир однажды в прошлом, но актуализиру­ет и оформляет его непрерывно и ежесекундно в течение целой вечности, гарантируя тем самым его безначальность и неуничтожимость. Учение о трансцендентном перводвигателе послужило исходной точкой для усвое­ния философии Аристотеля средневековой мусульманской и христианской теологией.
Лит.: Mugnier R. La théorie du premier moteur et l’évolution de la pensée aristotelicienne. P., 1930; De Corte M. Aristote et Plotine. P., 1935; Merlan P. Aristotle’s unmoved movers, – Traditio 4, 1946, p. 1–30; Oehler K. Der Beweis fuer den unbewegten Beweger bei Aristoteles, – Philol 99, 1955, S. 70–92.

А. В. ЛЕБЕДЕВ