ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ (греч. τὸ πρῶτον κινοῦν, лат. primum movens), центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырех причин вообще – см.
«Метафизика»). С помощью понятия перводвигателя Аристотель стремился объяснить целесообразность природы и обосновать вечность мира.
В «Физике»
(8-я кн.) понятие перводвигателя постулируется в связи с анализом движения, или процесса: поскольку все движущееся (или движимое – греч. κινούμενον заключает в себе оба значения) движимо чем-то, а бесконечная последовательность движущее-движимое невозможна, то по необходимости должно существовать «первое движущее», которое само абсолютно неподвижно. «Первое движимое» отождествляется Аристотелем со сферой неподвижных звезд, соотносительное с ним «первое движущее» находится по ту сторону периферии космоса и лишено какой-либо протяженной величины. Главная трудность теории перводвигателя состоит в том, что она совершенно не требуется аристотелевским пониманием
природы как «содержащей источник движения в самой себе» и соответствующим учением об имманентности элементам их «естественного движения». Так, в трактате «О небе» (несмотря на напоминания о перводвигателе – 288а27) круговращение неба объясняется исключительно как естественное свойство
эфира, или «пятой субстанции».
В «Метафизике»
(12-я кн.) перводвигатель выступает как трансцендентный «бог» и ценностное «начало», от которого «зависят Вселенная и природа» (1072b14). Он есть та «действительность», которая необходимо предполагается всяким переходом от потенции к акту (в данном случае – общемировым становлением и движением), и оформляет косную материю в энтелехиальный космос (см.
Энтелехия). Как чистая форма и энергия он лишен всякой потенциальности и материальности, и потому есть ум (
нус), а т. к. нематериальность лишает его «частей» и ставит по ту сторону всякой множественности, то он может мыслить только самого себя и в этом самомышлении состоит его вечная и блаженная жизнь в качестве «бога» (1072b24). Поскольку контакт между бестелесным «первым движущим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он «движет как объект любовного влечения» (1072b3), к которому все встремится как к высшему благу и конечной цели. От
демиурга Платона перводвигатель Аристотеля отличается тем, что он не создал мир однажды в прошлом, но актуализирует и оформляет его непрерывно и ежесекундно в течение целой вечности, гарантируя тем самым его безначальность и неуничтожимость. Учение о трансцендентном перводвигателе послужило исходной точкой для усвоения философии Аристотеля средневековой мусульманской и христианской теологией.
Лит.:
Mugnier R. La théorie du premier moteur et l’évolution de la pensée aristotelicienne. P., 1930;
De Corte M. Aristote et Plotine. P., 1935;
Merlan P. Aristotle’s unmoved movers, –
Traditio 4, 1946, p. 1–30;
Oehler K. Der Beweis fuer den unbewegten Beweger bei Aristoteles, –
Philol 99, 1955, S. 70–92.
А. В. ЛЕБЕДЕВ