Библиографическое описание:
Афонасин Е.В. «ЗОЛОТЫЕ СТИХИ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 390-391.


«ЗОЛОТЫЕ СТИХИ» (Πυθαγορικὰ Χρυσά ἔπη), неопифагорейская ди­дактическая поэма, предположительно датируемая 1 в. до н.э. В согла­сии с псевдоэпиграфической неопифагорейской традицией «З.С.» припи­сывались самому Пифагору и, как утверждалось, были теми «поучениями Пифагоровыми», которые Аполлоний Тианский обрел после семидневного пребывания в Лебадейской пещере (Флавий Филострат, «Жизнь Аполлония Тианского» VIII, 19). В тексте поэмы (строки 67–68) упоминаются и дру­гие книги, приписываемые Пифагору: «Очищения» (более никем не упо­минаются) и «Избавления души» (возможно, идентичные «Нисхождению в Аид», подложному орфическому сочинению, упоминаемому другими ан­тичными авторами), а первые строки сопоставлены у Ямвлиха (ср. «О пифа­горейском образе жизни», 259) с легендарным «Священным словом» (̔Ιερὸς Λόγος), которое, согласно Эпигену (4 в. до н.э.), написал не сам Пифагор, а пифагореец Керкоп.

Название «З.С.» впервые засвидетельствовано лишь у Ямвлиха (4 в.), однако в пользу более ранней датировки этого текста говорит следующее: отдельные изречения и мысли, которые затем вошли в «Золотые стихи», встречаются у более ранних авторов по крайней мере со времен Хрисиппа (если верить Авлу Геллию, Gell. N. Att. VII 2, 12–13 = SVF II 1000 = СТОЛЯРОВ, Фрагменты ранних стоиков, II. 2, с. 183–184), а затем у Цицерона, Плутарха, Галена, Диогена Лаэртия, Секста Эмпирика, Климента Александрийского и др.; поэма «О природе мира», приписываемая Лину и часто цитируемая вместе с «З.С.» (напр., у Ямвлиха в сочинении «О пифагорейском образе жизни» (139– 145), причем сопоставление с другими фрагментами поэмы у Стобея пока­зывает, что эта параллель не единственная: см. West M. The Orphic Poems. Oxf., 1983, p. 60–61), датируется (благодаря сообщению Гиппобота) време­нем между Хрисиппом и Аристобулом, – т. обр., в качестве terminus post quem для «З.С.» предполагается кон. 2 – нач. 1 в. до н.э.

В дошедшем до нас виде «З.С.» представляют собой поэму (71 стро­ка гекзаметром), составленную из поучений и запретов, известных со вре­мен древнего пифагореизма (напр., в ст. 47–48 упоминается «четверица – исток вечной природы», ср. Псевдо-Плутарх, Мнения философов, I, 3, 8 = DK58 B 15). Избравшему пифагорейский образ жизни предписывается сначала приготовиться к трудному испытанию, затем очиститься и только после этого направляться по пути морального и физического совершенст­вования, постигая законы божественные и человеческие. В результате по­священный достигает спасения, исцелив свою душу и освободив ее от стра­даний (65–66), поскольку «божественный род и у смертных, вещая коим природа обряды все открывает» (63–64). Особой известностью пользова­лась идея, изложенная в ст. 40–44, в которых пифагорейцу предлагалось перед сном обдумать все совершенное за день: «Да не коснется очей тво­их сон, смежающий веки,/ Прежде, чем трижды дневные дела разберешь по порядку:/ В чем погрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?» (пер. А.В. Лебедева).

Неоплатоник Гиерокл Александрийский написал на «З.С.» коммента­рий, пользовавшийся популярностью со времен Средневековья вплоть до 18 в. Вслед за Ямвлихом Гиерокл рассматривал «З.С.» как часть ввод­ного курса в изучение философии. Сохранилось 15 рукописей, датируемых периодом до 15 в., причем некоторые из них содержат сокращенную вер­сию комментария, что выдает византийскую редакторскую правку в хри­стианском ключе.

Текст и перевод:

  • Hieroclis in Aureum Pythagoreorum carmen commentarius. Rec. F. G. Koehler. Stuttg., 1974;
  • ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты ранних греческих философов, 1989, с. 503–505;
  • Пифагорейские Золотые стихи с комментарием философа Гиерокла. Пер. И. Петер. М., 1996;
  • Золотые стихи пифагорейцев. Пер. Н. Павлиновой, 1913.

Е. В. АФОНАСИН