«ЗОЛОТЫЕ СТИХИ» (Πυθαγορικὰ Χρυσά ἔπη), неопифагорейская дидактическая поэма, предположительно датируемая 1 в. до н.э. В согласии с псевдоэпиграфической неопифагорейской традицией «З.С.» приписывались самому Пифагору и, как утверждалось, были теми «поучениями Пифагоровыми», которые Аполлоний Тианский обрел после семидневного пребывания в Лебадейской пещере (Флавий Филострат, «Жизнь Аполлония Тианского» VIII, 19). В тексте поэмы (строки 67–68) упоминаются и другие книги, приписываемые Пифагору: «Очищения» (более никем не упоминаются) и «Избавления души» (возможно, идентичные «Нисхождению в Аид», подложному орфическому сочинению, упоминаемому другими античными авторами), а первые строки сопоставлены у Ямвлиха (ср. «О пифагорейском образе жизни», 259) с легендарным «Священным словом» (̔Ιερὸς Λόγος), которое, согласно Эпигену (4 в. до н.э.), написал не сам Пифагор, а пифагореец Керкоп.
Название «З.С.» впервые засвидетельствовано лишь у Ямвлиха (4 в.), однако в пользу более ранней датировки этого текста говорит следующее: отдельные изречения и мысли, которые затем вошли в «Золотые стихи», встречаются у более ранних авторов по крайней мере со времен Хрисиппа (если верить Авлу Геллию, Gell. N. Att. VII 2, 12–13 = SVF II 1000 = СТОЛЯРОВ, Фрагменты ранних стоиков, II. 2, с. 183–184), а затем у Цицерона, Плутарха, Галена, Диогена Лаэртия, Секста Эмпирика, Климента Александрийского и др.; поэма «О природе мира», приписываемая Лину и часто цитируемая вместе с «З.С.» (напр., у Ямвлиха в сочинении «О пифагорейском образе жизни» (139– 145), причем сопоставление с другими фрагментами поэмы у Стобея показывает, что эта параллель не единственная: см. West M. The Orphic Poems. Oxf., 1983, p. 60–61), датируется (благодаря сообщению Гиппобота) временем между Хрисиппом и Аристобулом, – т. обр., в качестве terminus post quem для «З.С.» предполагается кон. 2 – нач. 1 в. до н.э.
В дошедшем до нас виде «З.С.» представляют собой поэму (71 строка гекзаметром), составленную из поучений и запретов, известных со времен древнего пифагореизма (напр., в ст. 47–48 упоминается «четверица – исток вечной природы», ср. Псевдо-Плутарх, Мнения философов, I, 3, 8 = DK58 B 15). Избравшему пифагорейский образ жизни предписывается сначала приготовиться к трудному испытанию, затем очиститься и только после этого направляться по пути морального и физического совершенствования, постигая законы божественные и человеческие. В результате посвященный достигает спасения, исцелив свою душу и освободив ее от страданий (65–66), поскольку «божественный род и у смертных, вещая коим природа обряды все открывает» (63–64). Особой известностью пользовалась идея, изложенная в ст. 40–44, в которых пифагорейцу предлагалось перед сном обдумать все совершенное за день: «Да не коснется очей твоих сон, смежающий веки,/ Прежде, чем трижды дневные дела разберешь по порядку:/ В чем погрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?» (пер. А.В. Лебедева).
Неоплатоник Гиерокл Александрийский написал на «З.С.» комментарий, пользовавшийся популярностью со времен Средневековья вплоть до 18 в. Вслед за Ямвлихом Гиерокл рассматривал «З.С.» как часть вводного курса в изучение философии. Сохранилось 15 рукописей, датируемых периодом до 15 в., причем некоторые из них содержат сокращенную версию комментария, что выдает византийскую редакторскую правку в христианском ключе.
Текст и перевод:
Е. В. АФОНАСИН