Библиографическое описание:
Лебедев А.В. ЭРОС // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 826-827.


ЭРОС [греч. ἔρως – (сильное) желание, любовь, как персонификация – Эрот, в греческой мифологии, поэзии и культе – бог любви; лат. Amor – Амур или Cupido – Купидон], в мифопоэтических теокосмогониях космическая пра­потенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира, «древнейший из богов» (Plat. Symp. 178 d), не имеющий родителей. Так, в «Теогонии» Гесиода (Hes. Theog. 116 сл.) Эрос вместе с Хаосом и Геей­Землей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля (Met. 984b23): Хаос – пространство, Гея – праматерия, Эрос – движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в теогониях Акусилая (DK9 B 1–3), Ферекида из Сироса (DK7 А 11, B 3), Парменида (B 13) и в поэмах орфиков. Типологические параллели: древнеевреск. Ruah – «дух божий», оплодотво­ряющий водный хаос (Кн. Бытия 1:2; термин, означающий также любовное желание), «любовная тоска» (πόθος) в «космогонии сидонян» у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонического Эроса продолжается в «люб­ви» (φιλότης), или «Афродите», Эмпедокла как силе, соединяющей элемен­ты, и дает позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, которая «одна пра­вит природой вещей» («О природе вещей» I 21).
Уникальное место занимает философия Эроса у Платона – прежде всего в «Пире», а также в «Федре», где мотив Эроса как ностальгия по абсолю­ту переплетается с теорией припоминания – анамнесиса. Эрос испытыва­ет влечение к красоте (греч. καλόν – выражает также определенный аспект «блага» вообще) и, следовательно, еще не обладает ею, но отсюда не следу­ет, что он сам безобразен или не благ: Эрос не бог, а демон, т. е. промежу­точное существо между богом и человеком, между красотой и безобрази­ем, добром и злом, мудростью и незнанием. В силу этого эрос оказывается связующим звеном между миром небесным и земным и – для человека – средством восхождения к небесному миру. Метафизическая (недосягаемая) реальность предстает у Платона как эстетический объект любви, а эрос ока­зывается метафорой философствования. У Аристотеля перводвигатель дви­жет космосом как объект любви (Эрос) (Met. 1072b2).
Плотин в трактате «Об Эроте» (Enn. III 5) перетолковывает платонов­ский миф в духе стоической аллегорезы: Эрот происходит от нищеты-ма­терии (лишенной всякой формы) и богатства-логоса, исходящего из ума (нуса), и принадлежит Афродите-душе (как в макро-, так и в микрокосмосе), занимающей промежуточное положение между нусом и материальным ми­ром; как «сопряженный с материей», Эрот «ущербен благом, но и стремит­ся к нему, ибо от него рожден» (III 5, 9). В эллинистических философских школах Эрос низводится до уровня опасной «страсти» (патос), угрожаю­щей апатии стоического и атараксии эпикурейского мудреца и подлежащей искоренению (D. L. X 118).
Лит.: Nygren A. Eros und Agape. B., 1955; Schiavone M. Il problema dell’ amore nel mondo greco. Vol. 1. Mil., 1965; Lotz J. B. Die Stufen der Liebe. Eros, Philia, Agape. Fr./M., 1971; Lesky A. Vom Eros der Hellenen. Gött., 1976; Fasce S. Eros. La fi gura e il culto. Genova, 1977; ῎Ερως. Antiche trame greche d’amore. А cura di A. Stramaglia. Bari, 2000; Лосев А. Ф. Эрос у Платона, – Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. М., 1916, с. 52–78.

А. В. ЛЕБЕДЕВ