ЭРОС [греч. ἔρως – (сильное) желание, любовь, как персонификация – Эрот, в греческой мифологии, поэзии и культе – бог любви; лат.
Amor – Амур или Cupido – Купидон], в мифопоэтических теокосмогониях космическая прапотенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира, «древнейший из богов» (Plat. Symp. 178 d), не имеющий родителей. Так, в «Теогонии» Гесиода (Hes. Theog.
116 сл.) Эрос вместе с Хаосом и ГеейЗемлей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля (Met. 984b23): Хаос – пространство, Гея – праматерия, Эрос – движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в теогониях Акусилая (DK9 B 1–3), Ферекида из Сироса (DK7 А 11, B
3), Парменида (B
13) и в поэмах орфиков. Типологические параллели: древнеевреск. Ruah – «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1:2; термин, означающий также любовное желание), «любовная тоска» (πόθος) в «космогонии сидонян» у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонического Эроса продолжается в «любви» (φιλότης), или «Афродите», Эмпедокла как силе, соединяющей элементы, и дает позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, которая «одна правит природой вещей» («О природе вещей» I 21).
Уникальное место занимает философия Эроса у Платона – прежде всего в «Пире», а также в «Федре», где мотив Эроса как ностальгия по абсолюту переплетается с теорией припоминания –
анамнесиса. Эрос испытывает влечение к красоте (греч. καλόν – выражает также определенный аспект «блага» вообще) и, следовательно, еще не обладает ею, но отсюда не следует, что он сам безобразен или не благ: Эрос не бог, а демон, т. е. промежуточное существо между богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнанием. В силу этого эрос оказывается связующим звеном между миром небесным и земным и – для человека – средством восхождения к небесному миру. Метафизическая (недосягаемая) реальность предстает у Платона как эстетический объект любви, а эрос оказывается метафорой философствования. У Аристотеля перводвигатель движет космосом как объект любви (Эрос) (Met. 1072b2).
Плотин в трактате «Об Эроте» (Enn. III 5) перетолковывает платоновский миф в духе стоической аллегорезы: Эрот происходит от нищеты-материи (лишенной всякой формы) и богатства-логоса, исходящего из ума (нуса), и принадлежит Афродите-душе (как в макро-, так и в микрокосмосе), занимающей промежуточное положение между нусом и материальным миром; как «сопряженный с материей», Эрот «ущербен благом, но и стремится к нему, ибо от него рожден» (III 5, 9). В эллинистических философских школах Эрос низводится до уровня опасной «страсти»
(патос), угрожающей апатии стоического и атараксии эпикурейского мудреца и подлежащей искоренению (D. L. X 118).
Лит.:
Nygren A. Eros und Agape. B., 1955;
Schiavone M. Il problema dell’ amore nel mondo greco. Vol. 1. Mil., 1965;
Lotz J. B. Die Stufen der Liebe. Eros, Philia, Agape. Fr./M., 1971;
Lesky A. Vom Eros der Hellenen. Gött., 1976;
Fasce S. Eros. La fi gura e il culto. Genova, 1977; ῎Ερως. Antiche trame greche d’amore. А cura di A. Stramaglia. Bari, 2000;
Лосев А. Ф. Эрос у Платона,
– Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. М., 1916, с. 52–78.
А. В. ЛЕБЕДЕВ