Библиографическое описание:
Афонасин Е.В. АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 141-142.


АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (̕Απολλώνιος ὁ Τυανεύς) (1 в. н. э.), ле­гендарный философ-неопифагореец, живший во времена имп. Нерона и Домициана. Сохранилось 97 подложных писем, авторство которых при­писывается А.
Благодаря усилиям и литературному таланту Флавия Филострата (ок. 170–244/49 н. э.), который по поручению императрицы Юлии Домны со­чинил пространное жизнеописание А. в 8-ми кн., странствующий любо­мудр из Тианы обрел вторую – литературную – жизнь, был обожествлен и даже помещен среди императорских кумиров. Среди своих источников Филострат называет прежде всего записки некоего Дамида из Ниневии, личного секретаря Аполлония и верного спутника на протяжении всех его странствий, однако большинство современных авторов согласны с тем, что Дамид, равно как и восточные путешествия А., – это литературная фик­ция (подробнее см. Bowie 1978, p. 1663 сл.; Jones 2005, p. 21 сл.). Из более достоверных источников упоминаются труд Максима Эгийского (вероятно, использованный в Philostr. V. Apoll. I, 7–16) и сочинение Мойрагена в 4-х кн., которому Филострат доверять не советует (V. Apoll. I 3), однако, судя по сохранившимся цитатам из Мойрагена (напр., Ориген, «Против Цельса», VI 41), именно этот текст был для Филострата одним из основных источни­ков. Не исключено также, что письма А. или некоторая часть из них были сфабрикованы с целью иллюстрировать полемику с Евфратом и на основе трактата Мойрагена. Мы располагаем лишь двумя дополнительными свиде­тельствами, уточняющим время жизни А.: согласно Лукиану, Александр из Абонотиха (Luc. Alex., 5) в молодости учился у А., что указывает примерно на 120 г., а Дион Кассий (Dio Cass. 67, 18) сообщает, что А. было по крайней мере 95 лет, когда у него было видение убийства имп. Домициана в Эфесе.
Сочинение Филострата было использовано впоследствии неоплатони­ком Гиероклом в целях полемики с христианством и заслужило ответный трактат Евсевия Кесарийского «Против сочинения Филострата об Апол­лонии Тианском и по поводу проведенного Гиероклом сравнения между ним и Христом», где справедливо отмечаются многие несообразности этого жизнеописания и его неисторичность.
Из достаточно заурядного философа пифагорейца и мага, каковым он, вероятнее всего, был при жизни, А. превращается в реформатора учения Пифагора, вершителя судеб Римской империи, неустанного борца с тира­нией, противостоящего Нерону, вдохновляющего Веспасиана, победивше­го в открытом судебном прении неправедного Домициана и спасшего тем самым будущего имп. Нерву от неминуемой гибели. Легендарное происхо­ждение А. от бога Протея дополняется не менее удивительной историей о его загадочном исчезновении и посмертных деяниях (V. Apoll. VIII 29–30). Филострат сообщает, что А. с молодости следовал пифагорейскому обычаю, выдержал пятилетний обет молчания, полностью воздерживался от сексу­ального общения и животной пищи, не носил никакой кожаной одежды, не стриг волос, полностью пренебрегал любыми материальными благами. Набравшись мудрости в родном крае, он предпринял длительное путешест­вие на Восток, жил при дворе персидского владыки, а затем в Индии среди брахманов. Божественное происхождение А. подтверждается у Филострата его многочисленными пророчествами и исцелениями. Мир, согласно его учению, – это временное пристанище, в котором душа проходит испытание; высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях, путь к нему ле­жит через совершенную праведность, так что к нему и служащим ему низ­шим богам подобает обращаться только с одной молитвой: «Боги, воздайте каждому по заслугам» (V. Apoll. I 10; VI 40; V 28). Праведность заключает­ся при этом не в воздержании от злодеяний, но в добровольном следовании совершенным правилам (VI 21; VII 14), и подлинный праведник отличается от просто добродетельного человека, говоря словами Филострата, «не от­части, но вполне».
Текст и пер.: Philostratus. The Life of Apollonius of Tyana. Ed. Ch. P. Jones. Camb. (Mass.), 2005; Conybeare F. C. (ed.). Philostratus. Life of Apollonius of Tyana. Vol. 1: Books I–V; Vol. 2: Books VI–VIII. Epistles of Apollonius. Treatise of Eusebius. Camb. (Mass), 19504; Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского (вкл. Письма Аполлония). Изд. подг. Е. Г. Рабинович. М., 1985.
Лит.: Wundt M. Apollonios von Tyana. Prophetie und Mythenbildung, – ZWTh 49, 1906, S. 309–366; Campbell F. W. G. Apollonios of Tyana. A study of his life and times. L., 1908; Bowie E. L. Apollonius of Tyana: Tradition and Reality, – ANRW II, 16, 2, 1978, p. 1652– 1699; Грабарь-Пассек М. Е. Философский роман. Филострат. «Жизнь Аполлония Тианского», – Античный роман. М., 1969, с. 230–255; Кнабе Г. С. «Жизнеописание Аполлония Тианского», βασιλεὺς χρηστός и Корнелий Тацит, – ВДИ, 1972, 3, с. 30–56; Струкова А. С. Концепция философа-чудотворца в произведении Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского», – Академия. Вып. 5, 2003, с. 265–284.

Е. В. АФОНАСИН