Библиографическое описание:
Солопова М.А. СОКРАТ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 674-678.


СОКРАТ (Σωκράτης) из Афин (469–399 до н.э.), др.-греч. философ, учитель Платона; был признан образцом истинного философа и праведника в боль­шинстве философских школ Античности. С именем Сократа связано распростра­ненное в литературе кон. 19 – сер. 20 в. деление истории античной филосо­фии на до- и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов 6 – нач. 5 в. до н.э. к натурфилософии («Досократики»), и последующего поколения софистов 5 в. – к этико-политическим темам, главная из кото­рых – воспитание добродетельного человека и гражданина (см. Пайдейя). Учение Сократа было устным; все свободное время он проводил в беседах с при­езжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми – на темы, ставшие традиционными для софисти­ческой практики: о добре и о зле, добродетели и пороке, прекрасном и безобразном, можно ли научить быть хорошим и как приобретается знание. Об этих беседах мы можем составить представление благодаря в основном двум авторам – Ксенофонту и Платону. Кроме их сочинений имеются так­же: фрагменты и свидетельства о содержании «сократических диалогов» других сократиков – Эсхина, Федона, Антисфена, Евклида, Аристиппа; пародийное изображение Сократа в комедии Аристофана «Облака» (поставлена в 423) и ряд замечаний о Сократе у Аристотеля, родившегося поколением после казни Сократа. Проблема достоверности изображения личности Сократа в сохранив­шихся произведениях – ключевой вопрос всех исследований о нем.

Философия Сократа, которую сам он как некое «учение» никому не предла­гал и которая, по существу, совпадала с образом его жизни, едва ли может быть изложена систематически. Тем не менее на основании различных сви­детельств, из которых предпочтение, как правило, отдается «Апологии Сократа» и ранним диалогам Платона, обычно указывают по крайней мере три осо­бенности сократовой философии: 1) ее разговорный («диалектический») ха­рактер; 2) определение понятий путем индукции (ἐπαγωγή); 3) этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание».

Диалогизм учения С., общительного по своей натуре, имел следую­щее обоснование: С. утверждал, что сам он «ничего не знает» и потому расспрашивает других, чтобы стать мудрым (зачем становиться мудрым, не обсуждается – знание есть абсолютная ценность, привлекательная сама по себе). Свой метод собеседования С. называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником. Поскольку не вопрос, а ответ является поло­жительным утверждением, то «знающим» считался собеседник, а С., оста­ваясь «незнающим», оценивал это знание, в результате чего оно неизменно оказывалось ложным. Обычные приемы ведения диалога у С.: опроверже­ние через приведение к противоречию (техника опровержения-«эленкси­са» была отработана софистами) и ирония – притворное неведение, уход от прямых ответов: «ты над другими посмеиваешься – всем задаешь вопро­сы и всех опровергаешь, сам же ни о чем своего мнения не высказываешь» (Xen. Mem. IV 4, 9.3–4 – Гиппий о С.); «вот она, обычная ирония Сократа! Я уж и здесь всем заранее говорил, что ты не пожелаешь отвечать, а бу­дешь подсмеиваться (εἰρωνεύσοιο) и станешь делать все что угодно, только бы не отвечать» (Plat. Resp. 337a4–7 – Фрасимах о С., ср. также Gorg. 489e1); «он всю свою жизнь морочит людей притворным самоуничижением (Symp. 216e4 – Алкивиад о С.). «Ирония» С. – «оборотная сторона» майевтики, ме­тод С. в оценке со стороны; важен контекст словоупотребления: под «иро­нией» подразумевалось отрицательное свойство характера – ср. Arist. E. N. 1108a22, 1124b30; E. E. 1221a6, где правдивости (ἀλήθεια) противопоставле­ны два порока: хвастовство и ирония («притворство»); перипатетик Аспасий в комментарии на аристотелевскую этику замечает: «некоторым кажется, что ирония не порок, – говорят же о С. как о человеке «ироничном». Но вот доказательство того, что С. вовсе не был «ироничен»: так его не называл ни­кто из друзей, а называли те, кого он изобличал, вроде Фрасимаха» (In E.N. 54, 18–20). Платон прямо называет иронию свойством софиста (Soph. 268c8, b3), а в «Кратиле» «ироничным» (= двуличным) называет поведение герак­литовца Кратила, поскольку тот делал вид, будто что-то знает, но не говорит (Crat. 384a1). Итак, С. говорил, что ничего не знает, а его собеседники счи­тали, что он притворяется. Согласно «Апологии», на самом деле С., говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность челове­ческого знания по сравнению с божественной мудростью (Apol. 23a3–b4); сам не скрывая своего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников, ибо никто из людей и не может быть мудр. Свое разо­блачение неистинного знания (= всякого человеческого знания) С. рассмат­ривал как служение богу – ср. историю с дельфийским оракулом, признав­шим С. мудрейшим из людей; С., стараясь понять смысл данного оракула, пошел учиться к людям мудрым, и нашел, что не так уж они мудры, а только думают, что мудры – и это самое большое заблуждение (Plat. Apol. 21a3–7; D.L. II 37). «Негативная» диалектика С. была очевидным противопоставле­нием софистической практике и должна была привести к пониманию того, что истинное знание не сообщается внешним образом, – оно формируется внутренним усилием.

Беседы С., чувствовавшего себя философом-миссионером, не могли не­сти никакого разнообразного и нового содержания, и о С. говорили: «твер­дит всегда одними и теми же словами одно и то же» (Plat. Symp. 221e); «все­гда одно и то же об одном и том же» (Xen. Mem. IV 4, 6, 4–5). Постоянная мысль С. – об абсолютной ценности добра и знания, которые не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благоче­ство, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внут­реннему убеждению, если же он ведет себя хорошо, потому что, например, «все так делают», – то если «все» станут вести себя плохо, не будет причин быть добродетельным. Норма нравственности должна быть автономной, и нельзя в вопросах истины и добра полагаться на мнение большинства. Прежде всего с недоверием к мнению большинства связаны критические замечания С. об афинской демократии и принятой практике решения серь­езных вопросов большинством голосов; эти оппозиционные настроения, конечно, были учтены при судебном разбирательстве, закончившемся для С. казнью. Подчеркнутая отстраненность С. от политики – принципиаль­ное отличие между С. и Платоном, считавшим политику важнейшей сферой деятельности философа.

По С., не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное – всегда хорошо, а бессознательное – плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как надо поступать на са­мом деле (зло – всегда ошибка суждения, оно не может быть сознатель­но), и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков (в чем С. и видел свою миссию), в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно. Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так и нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое лю­бовь и что должно быть истинным предметом влечения. Тема любви (эро­са) и дружбы – наиболее хорошо засвидетельствованная тема рассуждений С.: «я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем не­большой науки – эротики. А в ней я ужасно силен» («Феаг» 128b); эта тема так или иначе была отражена в сочинениях всех сократиков – Антисфена, Эсхина, Федона, Ксенофонта и Евклида из Мегары. Ср. эпизод из диалога Эсхина «Алкивиад», в котором С. говорит, что он не владеет никакой нау­кой, которую мог бы преподавать и делать людей лучше, но он может сде­лать их лучше благодаря силе своей любви (SSR VI A 53). Кроме очевидно присутствовавшей игры словами, производными от «спрашивать» и «лю­бить» (ἐρωτάω – спрашивать, ἐρωτικός – влюбленный), любовная тема был важна как психологическое обоснование тождества истины и добра: желать лучше узнать и быть при этом безусловно благорасположенным к узнавае­мому предмету можно только любя его; и наибольший смысл имеет любовь к конкретному человеку, точнее, по С., к его душе, – в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому. В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. С. слышал голос своего «де­мония» (Plat. Theages 128d3, Theaet. 151a4, Phaedr. 242b9, Xen. Mem. I 1, 2; 4; 9), предостерегавший его или его друзей (если они советовались с С.) со­вершать те или иные поступки (замечательно, что «демоний» С. проявлял свою запретительную силу только в случаях смертельной угрозы для жизни, в менее важных случаях он молчал). Свой внутренний голос С. считал свое­образным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю – соответственно, С. не смел ослушаться божественных указаний. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение (или мнение) в конце жизни С. был обвинен в неблагочестии.

Душа как специфический предмет философского интереса – как ис­тинное «Я» человека, носитель морального сознания и истинная мера бы­тия – безусловная новация С. Размежевание с натурфилософской традицией в понимании «бытия» продемонстрировано им в тезисе «ничего не знаю». По свидетельству ряда источников, С. в молодости испытал к наукам о природе известный интерес: его называют учеником Архелая, в «Федоне» у Платона С. говорит об изучении книги Анаксагора, возможно, аристо­фановский комикс о С., витающем в облаках, обыгрывал его первоначаль­ный интерес к физике. Но и слова «я знаю» (первая часть утверждения «я знаю, что ничего не знаю») также можно счесть полемически направлены­ми, но уже против софистов, отрицавших общезначимое знание и предпо­читавших говорить не об истине, а о пользе, не о знании, а об убеждении; С. же предпочитал интерпретировать «пользу» в ином смысле – как пользу для души. Истина, найденная С., находится между объективизмом досо­кратики и субъективизмом софистики – человеческая душа (сознание, Я), реальность, подчиненная хотя и человеческим, но не произвольным зако­нам; истина, для нахождения которой имеется внутренний критерий: если знание и добро тождественны, то, познавая себя (поистине), мы должны де­латься лучше. Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» С. понимал как призыв к моральному самосовершенствованию, и в этом ви­дел истинное религиозное благочестие. Философия есть воспитание души и как бы второе, духовное рождение человека, ср. диалог «Зопир» сократи­ка Федона из Элиды: восточный маг-физиогномист при встрече с С. нага­дал, что тот, судя по его виду, туп и похотлив, на что С. ответил ему и своим возмущенным этим гаданием друзьям, что да, он и правда был таким, но су­мел преодолеть в себе эти порочные наклонности занятиями философией.

Главный смысл занятий философией – измениться самому, быть достой­ным и хорошим человеком. После общения с С. его слушатели чувствова­ли, что должны измениться сами: «мне казалось – нельзя больше жить, как я живу» (слова Алкивиада из диалога Платона «Пир»). То, что философия С. воплощена в самой его личности и в его собственном образе жизни, понимали все его ближайшие друзья (ср. у Ксенофонта: «если не словом, то делом пока­зываю» – Mem. IV 4, 10, 3–4), но сформулировано было это понимание только после того, как долгая жизнь С. закончилась неожиданным судом над ним.

После поражения Афин в многолетней Пелопоннесской войне (в ходе кото­рой С. трижды становился участником военных сражений) в 404–403 в городе была установлена жестокая спартанская «тирания Тридцати», во главе которой встал Критий, бывший слушатель С. Хотя С. не сотрудничал со спартанской властью во время тирании (несмотря на попытки властей привлечь его на свою сторону), афиняне спустя четыре года после свержения диктатуры привлекли С. к суду по обвинению в расшатывании устоев государства, стараясь таким образом найти причину упадка демократической власти и ослабления Афин после блестящего и невозвратимого «века Перикла». Обвинителей было трое: молодой поэт Мелет, владелец кожевенных мастерских Анит и оратор Ликон; текст обвинительного приговора приводит Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе»: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых го­сударством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что раз­вращает молодежь» (Mem. 1). Защита С. на суде стала поводом к написанию многочисленных «Апологий», наиболее известная из которых принадлежит Платону. По приговору суда С. выпил цикуту и скончался через несколько ми­нут (см. Plat. Phaed. 117c–118a17). После казни С. началась долгая история ин­теллектуальных переживаний этой афинской трагедии, отдельные этапы кото­рой способствовали развитию античной философии (и в частности, выработке педагогической программы Древней Академии).

После смерти Сократа во множестве возникли т. наз. Сократические школы, основанные его близкими учениками, появляется жанр сократического диа­лога, персонажем которого неизменно является Сократ, и «воспоминаний» о Сократе. Ученики хотели рассказать о личности Сократа людям, не имевшим возможность его знать при жизни, и понять, какое значение может иметь его жизнь для тех, кто его никогда не увидит. Для всей этой литературы была характер­на типизации персонажей, их личных качеств и всех происходящих с ними событий, так что в результате имеющийся перед нами облик Сократа хотя исто­рически мало достоверен, зато чрезвычайно интересен как уникальный ис­торико-культурный миф, к которому обращались все новые поколения фи­лософов: «Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, – в жизни всегда есть место философии» (Плутарх. «Должно ли старику заниматься государст­венными делами» 26, 796e1–3).

Источники:

  • Giannantoni G. (ed.). Socratis et Socraticorum Reliquiae. Vol. 1–4. Nap., 19902.
  • Платон. Апология Сократа. Пер. М.С. Соловьева, – Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1989;
  • Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, – Ксенофонт. Сократические сочинения. Пер. С.И. Соболевского. М.; Л., 1935 (переизд. СПб., 1993);
  • Суд над Сократом (сб. историч. свидетельств). СПб., 1997.

Литература

  • Navia L.E. Socrates. The man and his philosophy. Lanham, 1985;
  • Idem. Socratic testimonies. Lanham, 1987;
  • Der historische Sokrates. Hrsg. v. A. Patzer. Darmst., 1987;
  • Boudouris K.J. (ed.). The Philosophy of Socrates. Ath., 1991;
  • Benson H.H. (ed.). Essays on the Philosophy of Socrates. NY.; Oxf., 1992;
  • Vlastos G. Ironist and Moral Philosopher. Camb., 1991;
  • Sokrates, Gestalt und Idee. Sokrates-Studien I. Hrsg. H. Kessler. Schweiz. Heitersheim, 1993;
  • Irwin T. (ed.). Classical Philosophy: Collected Papers: Socrates and His Contemporaries. Vol. 2. 1995;
  • Prior W.J. (ed.). Socrates: Critical Assesments of Leading Philosophers. Vol. 1–4. N. Y., 1996;
  • Giannantoni G. L’edizione delle fonti antiche su Socrate, – Fragmentsammlungen philosophischer Texte der Antike. Le raccolte dei frammenti di fi losofi antichi. Atti del seminario internazionale Ascona, Centro Stefano Franscini 22–27 settembre 1996. Hrsg. v. W. Burkert et al., Gött., 1998, p. 320–335;
  • Brickhouse Th.C., Smith N.D. (edd.). The Trial and Execution of Socrates: Sources and Controversies. N. Y.; Oxf., 2002;
  • Scott G.A. (ed.). Does Socrates Have a Method? Rethinking the Elenchus in Plato’s Dialogues and Beyond. Pennsylvania, 2002.
  • Лосев А.Ф. ИАЭ II. Софисты. Сократ, Платон. М., 1969;
  • Васильева Т.В. Дельфийский оракул о муд­рости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида, – Культура и искусство античного мира. М., 1980;
  • Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984;
  • Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986;
  • Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 19882, с. 14–36;
  • Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека (эпоха великих вос­питателей и воспитательных систем) (пер. с нем.). М., 1997, с. 48–100.

Сократ в позднейшей традиции:

  • Döring K. Exemplum Socratis. Studien zur Sokratesnachwirkung in der kynisch-stoischen Popularphilosophie der frühen Kaiserzeit und im frühen Christentum. Wiesb., 1979;
  • Riley M.T. The Epicurean Criticism of Socrates, – Phoenix 34, 1980, p. 55–68;
  • Long A.A. Socrates in Hellenistic Philosophy, – CQ 38. 1, 1988, p. 150–171.

Библиография

  • Patzer A. Bibliographia Socratica. Die wissenschaftliche Literatur über Sokrates von den Anfängen bis auf die neueste Zeit in systematisch-chronologischer Anordnung, Freib.; Münch., 1985;
  • Navia L.E., Katz E.L. Socrates. An Annotated Bibliography, 1988.

М. А. СОЛОПОВА