«НИКОМАХОВА ЭТИКА» (Ἠθικὰ Νικομάχεια), сочинение Аристотеля, датируется 2-м афинским периодом (334–322 до н.э.); представляет собой запись лекционного курса, другой вариант которого (предположительно, более ранний) известен как «Евдемова этика». Современные названия обеих этик, по-видимому, впервые были зафиксированы в издании Андроника Родосского. Высказывались различные толкования смысла слова «Никомахова»: 1) посвящение отцу Аристотеля Никомаху; 2) посвящение сыну Аристотеля Никомаху; 3) редактирование сыном Никомахом текста этики; 4) авторство Никомаха. Согласно Порфирию (apud Elias. In Isag. 33, 1–2 Busse), этика названа «Малой Никомаховой» (τὰ Μικρὰ Νικομάχεια), потому что посвящена сыну, в отличие от «Большой Никомаховой» (совр. «Большой этики»), посвященной отцу. «Никомахова этика» (далее E.N.) состоит из 10 книг, ее текст отличает композиционная законченность и стройность в изложении этического учения. Сквозным вопросом является вопрос о счастье (εὐδαιμονία) как высшем благе, которым начинается и завершается произведение.
Основные темы, излагаемые Аристотелем:
Согласно рукописной традиции, три средние книги E.N. (кн. V–VII) тождественны средним книгам «Евдемовой» (кн. IV–VI), подробнее см. ст. «Евдемова этика».
В начале рассуждения (I, 1094a1–1095a13) Аристотель говорит о подготовке слушателя, предмете и методе исследования. Предмет этики как и политики: «прекрасное и справедливое»; но этика рассматривает отдельные блага, «более известные нам», в то время как политика – общее благо, «более известное по природе», т. обр., этика предшествует политике. Исследование должно стремиться к ясности, сообразной предмету; в этическом исследовании достаточно «указать на истину для большинства случаев», приблизительно и в общих чертах (1094b12–13; b20; ср. 1098а26–34), на основании выводов из общепринятых мнений (ἔνδοξα), т.к. предмет этики не относится к существующему вечно и необходимым образом.
Цель этики как практической науки – не только познать, в чем добродетель, но и «стать добродетельными» (II, 2, 1103b25), т. е. ее цель – некая деятельность (ἐνέργεια) и жизнь. Аристотель выделяет три образа жизни, соответствующие целям деятельности (1095b17–1096а5): «жизнь ради удовольствий» (βίος ἀπολαυστικός), «жизнь ради славы и почета» (βίος πολιτικός), «жизнь ради созерцания истины» (βίος θεωρητικός). Показывая, что удовольствие и почет не приводят к жизни самодостаточной (а «совершенное благо самодостаточно (αὔταρκες)», 1097b8), Аристотель полагает созерцательную жизнь самодостаточной и подобающей философам. Поскольку совершенной считается цель, «избираемая всегда сама по себе и никогда как средство», предметом этики в качестве высшей достижимой цели и блага является счастье (1097а30), – это «очевидное» и «общепризнанное» начало дальнейшего исследования, которое должно точнее определить, что такое счастье (τί ἐστι, b22).
Аристотель отказывается от платоновского трансцендентного высшего Блага, ибо 1) «благо» не ограничено одной категорией и имеет столько же значений, сколько и «бытие» (1096а25), следовательно, «нет блага как чегото общего, объединенного одной идеей» (1096b25); 2) даже если и допустить такое благо, предмет этики – «благо человеческое», «практически достижимое». Размышление Аристотеля о том, что «идеи ввели люди нам дорогие», однако нужно «ради спасения истины отказаться и от того, что дорого, ибо... долг благочестия велит истину ценить выше» (1096а13–15) впоследствии превратилось в популярный афоризм «Платон мне друг, но истина дороже».
Предварительное определение счастья Аристотель дает исходя из «назначения» (ἔργον) человека (1097b25–1098a25): если есть назначение у отдельных органов, должно быть назначение и у человека; поскольку человек отличается разумом (λόγος), его назначение – «разумная деятельность души» (а7). Поскольку же действующим лицом предполагается хороший и достойный человек (σπουδαίος), то «человеческое благо представляет собой деятельность души сообразно добродетели-арете» (а18). Для счастливой полной жизни нужны не только блага душевные (добродетели), но также внешние (дети, друзья и т. д.) и телесные (красота, здоровье) как его необходимые условия и полезные орудия (1099b27–28), ибо «едва ли счастлив безобразный с виду, дурного происхождения, одинокий и бездетный» (b3–4).
Учение о добродетели. Аристотель выводит два вида добродетелей согласно двум частям души: нравственные (ἠθικαί) соответствуют неразумной части души (ἄλογον), мыслительные (διανοητικαί, «дианоэтические») – разумной (λόγον ἔχον); первые возникают благодаря упражнению и привычке, вторые – благодаря обучению. По Аристотелю, само слово «этика» (от ἦθος, нрав) близко слову «привычка» (ἔθος) – II, 1103a17.
Добродетель есть «устойчивое состояние» (ἕξις, διάθεσις), при котором человек хорошо выполняет свое предназначение. Нравственная добродетель состоит в обладании серединой (разумной мерой) между двумя крайностями – «избытком» и «недостатком» по отношению к той или иной страсти (πάθος), эти крайности и есть пороки. Напр., мужество является серединой между трусостью и отвагой и связано с преодолением чувства страха; целомудрие – серединой между бесчувственностью и распущенностью в связи с ощущениями приятного, и т.д. (1107b–1108b). Меру устанавливает правильное суждение (ὀρθὸς λόγος), т.е. разум вместе с волевым устремлением. Нравственный поступок совершается самостоятельно и по выбору (προαίρεσις), последний получает определение как сознательное, «сопровождаемое обсуждением стремление (βουλευτικὴ ὄρεξις) к тому, что зависит от человека» (III, 1113а10, ср. VI, 1139b4–5: «разумное стремление» (διανοητικὴ ὄρεξις).
Далее в кн. III–V Аристотель рассматривает отдельные нравственные добродетели: мужество, целомудрие, щедрость, величие души, ровность и др.; особое внимание уделяет справедливости как частной добродетели и ее видам: справедливости распределительной и исправительной). Кн. VI посвящена мыслительным добродетелям, соответствующим дополнительному разделению разумной души на «научную» и «рассчитывающую»: первая познает неизменное, вторая – изменчивое, происходящее «то так, то иначе». Мыслительные добродетели: созерцательный ум (нус), научное знание (эпистеме), мудрость (софия), практический разум (фронесис), «понятливость», «сообразительность», «разумение» (гноме). После исследования добродетелей Аристотель обращается к воздержности и невоздержности как «другим началам» – состояниям, отличным от добродетели и порока, но также опирающимся на удовольствие и страдание. Проблема удовольствия (ἡδονή) в E. N. обсуждается дважды: кн. VII, гл. 12–15 (телесное удовольствие в связи с разбором невоздержности), и кн. X, гл. 1–5 (удовольствие в связи с созерцательной жизнью). Удовольствие сопровождает деятельность и придает ей завершенность (X, 1174b 31–33), т. обр. оно присуще и деятельности созерцания.
Две книги (E.N. VIII–IX) посвящены анализу «дружбы» (φιλία) как необходимому условию прекрасной жизни (1155а30) и человеческого общения; виды дружбы: 1) ради удовольствия, 2) ради пользы и 3) ради добродетели (истинная дружба); только в бескорыстной дружбе добродетельных людей друг выступает не средством, а целью, будучи как бы «вторым Я».
В заключительных главах E.N. (X, 6–10) Аристотель суммирует философский идеал «созерцательной жизни»: счастье есть созерцание (θεωρία), деятельность наилучшей части души (= ума), самодостаточная и приятная: «философия заключает в себе удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости»; такая жизнь близка божественной. На втором месте – «жизнь по любой другой добродетели». К добродетели немногих ведет чувство прекрасного, большинство чуждо философии и повинуется страху перед наказанием. Поэтому велика роль государства, берущего на себя нравственное воспитание граждан и установление справедливых законов.
Рус. пер.: Э. Радлова (1908), Н. Брагинской (1984), М. Солоповой (2005, кн. 5–7).
Текст и некоторые переводы:
Литература:
Общие труды и комментарии:
Исследования отдельных книг :
Античные и византийские комментарии:
М. А. СОЛОПОВА