Библиографическое описание:
Солопова М.А. НИКОЛАЙ ИЗ ДАМАСКА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 510-512.


НИКОЛАЙ ИЗ ДАМАСКА (Νικόλαος ὁ Δαμασκηνός) (ок. 64 – после 4 до н.э.), философ-перипатетик, историк, политический деятель времен имп. Августа (воспитатель детей царицы Египта Клеопатры, приближен­ный Ирода Великого, царя Иудейского).

О жизни Н. известно благодаря его автобиографическому соч. «О сво­ей жизни и занятиях» (Περὶ τοῦ ἰδίου βίου καὶ τῆς ἑαυτοῦ ἀγωγῆς, fr. 131–139 Jacoby), послужившему источником для составления статьи о Н. в лекси­коне Суда (s. v. Νικόλαος, Ν, 393.1–37), где жизнеописание Н. заканчивается сравнением образования (пайдейя) с долгим путешествием: как после мно­жества впечатлений от разных стран всегда возвращаешься домой, так и по­сле изучения множества наук обращаешься к философии (28–30). Н. по­лучил разностороннее образование благодаря высокому статусу, который занимала в Дамаске его семья (известны имена ближайших родственников: отец – Антипатр, мать Стратоника, брат Птолемей). В юности он занимался риторическими упражнениями, писал трагедии и комедии, изучал музыку, математику и философию. Нет сведений об учителях Н. и месте его обуче­ния. Хотя у Суды назван «перипатетиком или платоником» (393. 2), его при­верженность учению Аристотеля подтверждают указания античных авто­ров («Николай-перипатетик»: см. Plut. Qu. conv. 723d4–5; Simpl. In De Caelo 3, 28; 398, 36) и свидетельства о написанных им произведениях.

Философские сочинения. Основное философское сочинение Н. – свод­ка «О философии Аристотеля» (не менее 13 кн.), частично сохранившаяся в сирийском переводе. Н. обнаруживает в нем интерес исключительно к на­турфилософии, от учения об элементах и космологии до психологии и зоо­логии. Н. использует в нем материал следующих сочинений Аристотеля: «Физика» (ей посвящена кн. 1), «Метафизика» (кн. 2–3), «О небе» (кн. 3–4), «О возникновении и уничтожении» (кн. 5), «Метеорологика» (кн. 6–7), «История животных» (кн. 8), «О частях животных» (кн. 9), «О душе» (кн. 10), «О чувственном восприятии», «О сновидениях» (кн. 11), «О возник­новении животных» (кн. 12); как предполагается, 13-ю кн. представляло фрагментарно сохранившееся соч. «О растениях» в 5-ти кн. (фрагменты из­вестны по сирийским, арабским, еврейским, латинским и греческим источ­никам). Книги по первой философии Н. называет уже «Метафизикой» (это слово впервые текстуально засвидетельствовано именно у него, поскольку тексты автора данного неологизма Андроника Родосского утрачены полно­стью), но рассматривает ее в рамках философии природы.

О названиях и содержании других философских сочинений Н. извест­но в основном из комментариев Симпликия. Соч. «О Вселенной» (Περὶ τοῦ παντός) было посвящено классификации «всех сущих в космосе по видам» (Simpl. In De Caelo 3, 25–29); «О богах» было, по-видимому, посвящено «ес­тественной теологии» – первоначалам, в соответствии с определением бога как начала-ἀρχή у Аристотеля в Met. I, 983a8; о нем Симпликий упоминает дважды, в рассуждениях о Ксенофане и Диогене Аполлонийском (In Phys. 23, 14–16; 151, 21–23), в обоих случаях обсуждая расхождения в сообщениях доксографов. По Симпликию, Ксенофан, в изложении Н., учил о том, что на­чало бесконечно и неподвижно (иначе говорит Александр Афродисийский: у него начало конечно и имеет форму шара). О Диогене Аполлонийском Н. высказал мнение и вовсе отличное от традиционного; согласно Н., Диоген считал началом не воздух, как Анаксимен, а «нечто среднее между огнем и воздухом» (In Phys. 151, 22). Кроме того, Симпликий упоминает соч. Н. «О природе» (или «О космосе») и «О прекрасных поступках» (Περὶ τῶν ἐν τοῖς πρακτικοῖς καλῶν, In Epict. 83, 11–12), которое было составлено не­обычным образом: текст для наглядности и лучшего воздействия на читате­ля был разделен на отдельные короткие строки (στῖχοι).

Вероятно, Н. составил также сводку учения Аристотеля о душе, о чем имеется упоминание в средневековых арабских источниках (в «Фихристе» Ибн ан-Надима и в комментарии Аверроэса к «О душе»). Аверроэс отме­чает, что Николай, Теофраст и Фемистий отличаются бóльшим буквализ­мом по сравнению с Александром Афродисийским (Schneider 2005, р. 678). Из греческих авторов о рассуждениях Н. о душе упоминал Порфирий, од­нако его текст утрачен (фрагм. см.: Porphyrii Fragmenta. Ed. A. Smith. Stuttg.; Lpz., 1993, fr. 88–109). По-видимому, Н. в своем сочинении не только пере­сказывал содержание аристотелевского текста, но и разъяснял ключевые по­нятия его учения. Стобей приводит (видимо цитируя текст Н. по Порфирию) толкование выражения «части души»: это выражение следует понимать в смысле «силы» (δυνάμεις) души, т. е. в смысле разделения качественного, а не количественного (когда при отнятии или прибавлении части целое ста­новится соответственно меньше или больше), – ибо душа не есть величина. Ее способностями являются способности жить, воспринимать с помощью чувств, двигаться, мыслить, гневаться, и причинами всех этих действий яв­ляется душа, которая, т. обр., понимается как поделенная на части, будучи в то же время неделимой (Stob. I 49, 25a. 84–104). Не исключено, однако, что данные свидетельства относятся к 10-й кн. сочинения Н. «О философии Аристотеля».

Исторические сочинения. Н. был известен как автор «Всемирной ис­тории» (̔Ιστορία καθολική, fr. 1–102 Jacoby) в 144 кн., которая начиналась великими царствами Древнего Востока (Ассирии, Лидии, Персии) и за­канчивалась смертью Ирода Великого (4 в. до н. э.). При составлении сво­его монументального труда Н. широко использовал материал сочинений Ктесия и Ксанфа (по истории Востока), а также Гелланика и Эфора (по гре­ческой истории). Обширными выписками из «Истории» Н. начинается соч. имп. Константина VII Багрянородного «О заговорах против басилевсов» (De insidiis, p. 1–58 de Boor). Н. составил официальную биографию Цезаря Августа (Περὶ τοῦ βίου Καίσαρος τοῦ Σεβαστοῦ καὶ τῆς αὐτοῦ ἀγωγῆς, fr. 125– 130), а также собственное жизнеописание (см. выше). У Стобея как отдель­ное произведение цитируется сочинение об обычаях разных народов Περὶ ἐθῶν, – по-видимому, тождественное соч. ̕Εθῶν συναγωγή (fr. 103–124).

Сочинения и фрагменты:

  • FGrH II A, n° 90, p. 324–430; II C, p. 229–291;
  • Drossaart Lulofs H. J. Nicolaus Damascenus on the Philosophy of Aristotle. Fragments of the fi rst fi ve books transl. from the Syriac with an introd. and comm. Leiden, 19692;
  • Nicolaus Damascenus. De Plantis. Edd. H.J. Drossaart Lulofs, E.L.J. Poortman. Amst.; Oxf.; N. Y., 1989;
  • Malitz J. Nikolaos von Damaskus. Leben des Kaisers Augustus. Darmst., 2003;
  • Николай из Дамаска. О своей жизни и своем воспитании. О жизни Цезаря Августа и о его воспитании. Пер. Е.Б. Веселаго, – Вестник древней истории, 1960, 3–4.

Литература:

  • Laqueur R. Nikolaos [20], – RE XVII, 1, 1936, col. 362–424; 1269 (addendum);
  • Wacholder B.Z. Nicolaos of Damascus. Berk.; L. Ang., 1962;
  • MORAUX, Aristotelismus I, 1973, S. 445–514;
  • Stern M. Greek and Latin Authors on Jews and Judaism. Vol. I. Jerusalem, 1974, p. 227–260;
  • Gottschalk H.B. Aristotelian Philosophy in the Roman World from the Time of Cicero to the End of the Second Century AD, – ANRW II, 36, 2, 1988, p. 1079–1174 (особ. 1122–1125);
  • Schneider J.-P. Nicolas de Damas, – DPhA IV, 2005, p. 669–679.

М. А. СОЛОПОВА