Библиографическое описание:
Солопова М.А. ГЕКАТЕЙ ИЗ АБДЕРЫ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 252-253.


ГЕКАТЕЙ ИЗ АБДЕРЫ (‛Εκαταῖος ὁ ’Αβδηρίτης) (ок. 350–290 до н.э.), греч. литератор с философскими интересами, называемый в числе учени­ков скептика Пиррона (D. L. I 69). Жил при дворе Птолемея I. Автор сочине­ния «О поэзии Гомера и Гесиода», утопического философского сочинения «О гипербореях», а также «Египетской истории» (Αἰγυπτιακά) (написано между 320 и 315/14) – идеализированного описания египетской цивилиза­ции, в котором Г. проводит мысль о превосходстве египетской мудрости по сравнению с греческой, а государства фараонов – над греческим поли­тическим строем. Текст Г. использовал Диодор Сицилийский (1 в. до н.э.) в своей «Исторической библиотеке». Предположительно, в сочинении Г., послужившем для Диодора источником (Diod. Sic. I, 7–8), было общее вве­дение, излагавшее учение о возникновении мира и человеческой культуры в целом, при этом сам Г. опирается на Демокрита и его учение о возникно­вении цивилизации. В разделе, посвященном истории, религии и культуре Египта, Г. утверждал, в частности, что первые люди появились в Египте, который стал колыбелью первой цивилизации (первых городов, религии, законов) и образцом для всех последующих: выходцами из Египта были ос­нованы многочисленные государства, в т. ч. иудейское (Diod. Sic. I, 28–29) и некоторые греческие (Данай и Кадм, основавшие Аргос и Фивы, были в числе изгнанных из Египта чужеземцев).

Это же сочинение цитирует Диоген Лаэртий (D. L. I 10–11) во вводной части своего историко-философского компендия, называя его «О филосо­фии египтян» (Περὶ τῆς τῶν Αἰγυπτίων φιλοσοφίας). Ссылаясь на Г. и еги­петского автора 3 в. Манефона, Диоген излагает египетскую философию как учение «о богах и справедливости», согласно которому в начале всего была материя, из которой выделились четыре элемента и потом образова­лись всевозможные живые существа; космос шарообразен, рожден и смер­тен; душа переживает свое тело и переселяется в другие; богами египтяне считают Солнце и Луну под именами Осириса и Исиды (ср. Diod. Sic. I 11, 1), а этих божеств символизируют различные животные, и т. п.

Г. традиционно приписывалось также соч. «Об иудеях» (DK II, fr. 15–16), ныне признаваемое неаутентичным, см.: Bar-Kochba B. Pseudo-Hecataeus, «On the Jews». Legitimizing the Jewish Diaspora. Berkeley, 1996.

Фрагменты

  • DK II, 240–245;
  • FGrH III A, n° 264, p. 11–64; III Aa, p. 29–87 (комм.).

Литература

  • Reinhardt K. Hekataios von Abdera und Demokrit, – Hermes 47, 1912, S. 492–513 (= Idem. Vermachtnis der Antike: Gesammelte Essays zur Philosophie und Geschichtsschreibung. Gött., 1960, S. 114–132);
  • Murray O. Hecataeus of Abdera and Pharaonic Kingship, – JEA 55, 1969, p. 143–170;
  • Idem. The Date of Hecataeus’ Work on Egypt, – Ibid. 59, 1973, p. 163–168;
  • Spoerri W. Hekataios von Abdera, – RAC 5, 1988, col. 275–310;
  • Campos Daroca J., Fuentes Gonzalez P. P. Hécatée d’ Abdére, – DPhA III, 2000, p. 505–525;
  • Верлинский А.Л. Первые упоминания о евреях в греческой литературе: иудейская религия у Гекатея и Феофраста, – Евреи и греки: Диалог через тысячелетия. СПб., 1999, с. 215–235;
  • Он же. Античные уче­ния о возникновении языка. СПб., 2006, с. 15–35 («Диодор и Гекатей Абдерский»).

М. А. СОЛОПОВА