ГЕКАТЕЙ ИЗ АБДЕРЫ (‛Εκαταῖος ὁ ’Αβδηρίτης) (ок. 350–290 до н.э.), греч. литератор с философскими интересами, называемый в числе учеников скептика Пиррона (D. L. I 69). Жил при дворе Птолемея I. Автор сочинения «О поэзии Гомера и Гесиода», утопического философского сочинения «О гипербореях», а также «Египетской истории» (Αἰγυπτιακά) (написано между 320 и 315/14) – идеализированного описания египетской цивилизации, в котором Г. проводит мысль о превосходстве египетской мудрости по сравнению с греческой, а государства фараонов – над греческим политическим строем. Текст Г. использовал Диодор Сицилийский (1 в. до н.э.) в своей «Исторической библиотеке». Предположительно, в сочинении Г., послужившем для Диодора источником (Diod. Sic. I, 7–8), было общее введение, излагавшее учение о возникновении мира и человеческой культуры в целом, при этом сам Г. опирается на Демокрита и его учение о возникновении цивилизации. В разделе, посвященном истории, религии и культуре Египта, Г. утверждал, в частности, что первые люди появились в Египте, который стал колыбелью первой цивилизации (первых городов, религии, законов) и образцом для всех последующих: выходцами из Египта были основаны многочисленные государства, в т. ч. иудейское (Diod. Sic. I, 28–29) и некоторые греческие (Данай и Кадм, основавшие Аргос и Фивы, были в числе изгнанных из Египта чужеземцев).
Это же сочинение цитирует Диоген Лаэртий (D. L. I 10–11) во вводной части своего историко-философского компендия, называя его «О философии египтян» (Περὶ τῆς τῶν Αἰγυπτίων φιλοσοφίας). Ссылаясь на Г. и египетского автора 3 в. Манефона, Диоген излагает египетскую философию как учение «о богах и справедливости», согласно которому в начале всего была материя, из которой выделились четыре элемента и потом образовались всевозможные живые существа; космос шарообразен, рожден и смертен; душа переживает свое тело и переселяется в другие; богами египтяне считают Солнце и Луну под именами Осириса и Исиды (ср. Diod. Sic. I 11, 1), а этих божеств символизируют различные животные, и т. п.
Г. традиционно приписывалось также соч. «Об иудеях» (DK II, fr. 15–16), ныне признаваемое неаутентичным, см.: Bar-Kochba B. Pseudo-Hecataeus, «On the Jews». Legitimizing the Jewish Diaspora. Berkeley, 1996.
Фрагменты
Литература
М. А. СОЛОПОВА