Библиографическое описание:
Жмудь Л.Я. АЛКМЕОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 99-101.


АЛКМЕОНΑλκμαίων) из Кротона (акме ок. 500 до н. э.), натурфило­соф-пифагореец и врач, принадлежавший к знаменитой кротонской школе медицины (ср. DK19). Его книга «О природе», дошедшая в ряде фрагмен­тов и свидетельств, посвящена трем пифагорейцам (DK24 В 1), сам он на­зван в списке пифагорейцев Аристоксена. Античная традиция о пифаго­реизме А. не раз оспаривалась в основном потому, что его интересовали прежде всего естествознание и медицина, а Аристотель, написавший трак­тат «Против Алкмеона», считал его младшим современником Пифагора, но не называл пифагорейцем (А 3). Между тем далеко не все пифагорейцы занимались математикой, многие из них разделяли интересы А. (Менестор, Иккос, Гиппон, Филолай), а Аристотель вообще никого не называл «пифа­горейцем».

Следуя Ксенофану, А. настаивал на ограниченности человеческого по­знания («истина о божественных вещах доступна лишь богам») и важно­сти эмпирических свидетельств, на основе которых только и могут судить люди (В 1). В досократовской мысли он был основателем направления, ори­ентированного на проблемы строения и жизнедеятельности человеческого организма (физиология, анатомия, эмбриология, психология). Космогония в его книге отсутствовала, космологии уделено немного места. Помимо ста­рых ионийских взглядов у А. есть следы и пифагорейской астрономии: так, он разделял тезис о независимом движении планет с запада на восток, ко­торое он, вероятнее всего, представлял круговым (А 4, 12). Идея качест­венных противоположностей, заимствованная им у Пифагора, была пере­несена с космоса на человека («большинство человеческих дел двоично», А 1) и стала основой учения о том, что «здоровье сохраняется при “равно­правии” сил (ἰσονομία τῶν δυνάμεων) – влажного, сухого, холодного, горя­чего, горького, сладкого и других, – а господство (μοναρχία) одной из них вызывает болезнь» (В 4: ἰσονομία, «равноправие», понимается здесь в духе пифагорейской аристократии, с которой А. был связан и политически, а не в более позднем демократическом смысле). Теория А. учитывала также внешние факторы (свойства местности, воды и пр.) и, в отличие от более поздних схем, не фиксировала число противоположных качеств. Сохранять и восстанавливать их баланс должна была рациональная диететика, которая стала основой пифагорейской медицины, а через авторов гиппократовского корпуса оказала мощное влияние на всю античную медицину.

Будучи пионером анатомических исследований, А. обнаружил глазные нервы, ведущие к мозгу (А 10). Отсюда был сделан гениальный вывод о том, что все ощущения (зрение, слух, обоняние, вкус) передаются по осо­бым каналам (πόροι) от органов чувств (глаз, ухо, нос, язык) в мозг, который является центром сознания. А. первым разделил мышление и ощущение; оба они свойственны людям, животным – только ощущения (А 5–9). Его теория ощущений лишена схематизма теорий, по которым подобное позна­ется подобным или противоположным. Эмбриология А. более примитивна: мужское семя происходит из головного мозга (ср. теорию Гиппона); заро­дыш – из соединения мужского и женского семени, пол ребенка зависит от того, чьего семени больше (А 13–14).

А. считал, что душа бессмертна и, подобно бессмертным небесным те­лам, находится в вечном круговом движении (А 12). Судя по всему, душа (ψυχή) понималась им отдельно от локализованного в мозге мышления: она отвечала за движение и ощущение, свойственные и животным, и находи­лась, возможно, в сердце (А 18); ср. сходную теорию Филолая (44 А 13). Умирают люди потому, что «не могут соединить начало с концом» (В 2), т. е. когда круговое движение души прекращается.

Фрагменты

  • DK I, 210–216;
  • Лебедев, Фрагменты (1989), с. 267–273.

Литература

  • Beare J. Greek Theories of Elementary Cognition from Alcmaeon to Aristotle. Oxf., 1906;
  • Lloyd G. E. R. Alcmaeon and the Early History of Dissection, – SArchMN 59, 1975, p. 113–147;
  • Longrigg J. Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. L., 1993;
  • Perilli L. Alcmeone di Crotone tra fi losofi a e scienza. Per una nuova edizione delle fonti, – QuUrbCC 69, 2001, p. 55–79 (библ.);
  • Жмудь Л. Я. Наука, фи­лософия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.


Л. Я. ЖМУДЬ