Библиографическое описание:
Столяров А.А. СТОЯ, Стоическая школа // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 712-714.


СТОЯ, Стоическая школа (Στοά, Στωϊκὴ αἵρεσις), одна из ведущих школ античной философии с 3 в. до н. э. по 2 в. н. э. Основатель – Зенон из Кития. Название школы происходит от названия здания, где ок. 300 до н. э. начал преподавать Зенон – т. н. Расписной Стои (Στοὰ Ποικίλη), портика на афин­ской агоре, построенного в 5 в. до н. э. и украшенного росписями Полигнота и других художников (D. L. VII 5; Pausan. I 15). По этому месту получи­ли название и приверженцы школы: философы «из Стои», «стоики» (οἱ
ἀπὸ Στοᾶς, Στωϊκοί). Постоянного учебного центра, подобного Академии и Ликею, стоики, по-видимому, не имели: даже в начальный период препо­давание велось в разных местах, например, в Одеоне (крытом музыкальном театре) при Хрисиппе (D. L. VII 184), а позднее и вне Афин.
Школьное преемство. Последовательность схолархов прослеживает­ся по разным источникам вплоть до 1 в. до н. э.; особое значение имеет т. н. «Геркуланейский список стоиков» (ISHerc), содержащий имена многих мелких адептов школы примерно до конца 2 в. до н. э. После Зенона (ум. ок. 262 до н. э.) схолархами были Клеанф (ум. ок. 232 до н. э.), Хрисипп из Сол (ум. ок. 208/4), Зенон из Тарса (ум. ок. 150), Диоген Вавилонский, Антипатр из Тарса (ум. ок. 129), Панетий (ум. ок. 110), Мнесарх и Дардан.
Периодизация. По сложившейся в 19 в. традиции историю Стои при­нято делить на три периода – Ранний (3–2 вв. до н. э.), Средний (2–1 вв. до н. э.) и Поздний (1–2 вв. н. э.). Деление это весьма условно и отражает не столько смену поколений внутри школы, сколько основные этапы эволю­ции стоической доктрины. 1) Ранняя Стоя. Главные представители: Зенон, Аристон Хиосский, Герилл, Персей, Клеанф. Самый значительный представитель и система­тизатор стоического учения – ученик Клеанфа Хрисипп. Во 2 в. до н. э. наибольшей известностью пользовались Диоген Вавилонский и Антипатр из Тарса. В этот период происходит формулировка догматики школы, разра­ботка трех основных дисициплин – логики, физики и этики (подробнее см. Стоицизм). В 1-й пол. 2 в. Стоя по ряду вопросов вела полемику с академи­ками, в частности с Аркесилаем и Карнеадом. В это же время учение Стои стало известно в Риме. 2) Средняя Стоя. В этот период происходит заметная модификация школьной догматики, которая обогащается платоническими и перипатети­ческими элементами. Первым представителем данного этапа был ученик Антипатра Панетий Родосский. Затем школу некоторое время возглавляли Мнесарх и Дардан. После них о школьном преемстве в Афинах сведений нет, и наиболее известные стоики уже не были схолархами. С этого времени разумнее говорить не о «стоической школе» в институциональном плане, а о стоической традиции. Крупнейший представитель Средней Стоя – уче­ник Панетия Посидоний (ум. ок. 50. до н. э.), открывший собственную шко­лу на Родосе, где бывали влиятельные римляне, в т. ч. Цицерон и Помпей. Благодаря просветительской деятельности Посидония стоическое учение приобрело в Риме большую популярность. 3) Поздняя (Римская) Стоя. В этот период школьная теория все больше ограничивается этикой, а эта последняя сводится к моралистике; логика и физика приобретают статус вспомогательных дисциплин. Центром стоической мысли становится Рим, где жили или учились все сколько-ни­будь заметные представители Поздней Стоя, в т. ч. Сенека (ум. 65 н. э.), Эпиктет (ум. в 1-й четв. 2 в. н. э.) и Марк Аврелий (ум. 180 н. э.). Как су­ществовала и существовала ли стоическая школа в Афинах в 1 в. до н. э. – 2 в. н. э., мы не знаем. Известно лишь, что в 176 имп. Марк Аврелий посе­тил Афины и учредил там четыре философские кафедры, – платоническую, стоическую, перипатетическую и эпикурейскую, – содержавшиеся за госу­дарственный счет (Philostr. V. Soph. II 2; Cass. Dio LXXI 31).
В рамках стоической традиции продолжалась ученая, комментаторская деятельность – составление учебников (по этике – Гиерокл), истории школы (Аполлоний Тирский), занятия аллегорезой (Корнут, Гераклит), астрономи­ей (Гемин, Клеомед, Манилий). Как самостоятельное интеллектуальное тече­ние эта традиция прекратила существование, по-видимому, в 1-й пол. 3 в.
Сочинения представителей Ранней Стои сохранились лишь в виде фрагментов (собраны в издании фон Арнима: SVF I–III). То же самое отно­сится к авторам Средней Стои (изданы фрагменты Панетия и Посидония). Цельные сочинения сохранились только от представителей последнего пе­риода. Наиболее известны: трактаты Сенеки, «Беседы» Эпиктета, «К само­му себе» Марка Аврелия.
Стоя неизменно пользовалась вниманием властей. Зенон состоял в дру­жеских отношениях с царем Македонии Антигоном Гонатом и послал к нему своего воспитанника Персея (SVF I 3; 439), который стал его при­ближенным и военачальником (443). Сфер был советником спартанского царя Клеомена, Панетий пользовался расположением Сципиона Эмилиана, Посидоний принимал на Родосе Цицерона и Помпея. Арий Дидим был советником имп. Августа, Сенека воспитывал молодого Нерона, а Марк Аврелий в императорском сане символически воплотил притязания Стои на роль самой влиятельной школы Рима 1–2 вв. н. э.
Источники: Index Stoicorum Herculanensis. Ed. A. Traversa. Genova, 1952.
Лит.: Pohlenz M. Die Stoa. Geschichte einer geistigen Bewegung. Bd. 1–2. Gött., 1964– 19653; Schmekel A. Die Philosophie der Mittleren Stoa. Hldh., 19742; Arnold V. E. Roman Stoicism. L., 19582; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

А. А. СТОЛЯРОВ