Библиографическое описание:
Серегин А.В. ОРИГЕН Платоник // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 535-537.


ОРИГЕН Ωριγένης) Платоник (сер. 3 в. н.э.), ученик Аммония Сак каса. Согласно «Жизни Плотина» Порфирия (V. Plot. 3, 24–32 Henry–Schwyzer), ученики Аммония О., Плотин и Геренний договорились не разглашать док­трины учителя, но О. все же написал два сочинения: «О демонах» (Περὶ τῶν δαιμόνων) и «О том, что Царь – единственный Творец» (῞Οτι μόνος ποιητὴς ὁ βασιλεύς), последнее в правление имп. Галлиена (253–268). Порфирий также упоминает, что, когда О. посетил урок Плотина, тот смутился и пре­кратил занятие, заявив, что О. уже знает то, о чем он собирается говорить (Ibid. 14, 20–25).

Кроме Порфирия о платонике О. упоминают Евнапий, Немесий Эмес­ский, Прокл и Фотий (всего 17 фрагментов – см. Weber 1962). Прокл харак­теризует О. как соученика Плотина и одного из тех толкователей Платона, которые считают первоначалом Ум, а не Единое (Th. Plat. 2, 4 (vol. 2, p. 31, 2–22 Diehl). Название трактата О. «О том, что Царь – единственный Творец», по-видимому, если только речь не идет о панегирике Галлиену, указывает на критику того различения высшего первоначала («Царя» – выражение из Plat. Epist. II 312e) и демиурга, которое проявилось уже у Нумения (Numen. fr. 12 Des Places = Eus. Pr. Ev. XI 18), а затем и в плоти­новской концепции абсолютно трансцендентного Единого (напр., Enn. V 1, 8. 1–10). Т. обр., О., скорее всего, считал именно Ум как первоначалом, так и демиургом. В другом месте Прокл описывает дискуссию между О. и Лонгином по поводу Plat. Tim. 19d, где отрицается, что поэты способны «прочесть подобающее похвальное слово мужам и государству». По мне­нию О., которое он защищал в течение трех дней, «крича, краснея и обли­ваясь потом», это высказывание Платона не относится к Гомеру, чьи произ­ведения весьма полезны для воспитания гражданских добродетелей (Procl. In Tim. I 63–64 Diehl).

В научной литературе обсуждается вопрос о возможном тождестве О.­платоника и О.-христианина (см. Ориген Александрийский), который, со­гласно Порфирию (ap. Eus. Hist. Eccl. VI 19, 6–7), был «воспитан как эллин в эллинских учениях» (вопреки Евсевию, Hist. Eccl. VI 2, 7–11; 19, 9–10) и тоже учился у некоего Аммония. Предлагаются три варианта решения этой проблемы:

1) Порфирий и в данном случае, и в «Жизни Плотина» имеет в виду О.-христианина, который учился у Аммония Саккаса;

2) речь идет о двух разных Оригенах, христианине и платонике, которые оба учи­лись у Аммония Саккаса;

3) О.-платоник учился у Аммония Саккаса, а О.­христианин – у некоего Аммония-христианина (Hist. Eccl. VI 19, 9–10).

Против отождествления двух Оригенов говорит то, что О.-христианин на­писал огромный корпус сочинений, а О.-платоник, согласно Порфирию, написал всего два сочинения, и по утверждению Лонгина, которое цити­рует Порфирий, был не склонен к литературной записи своих учений (ap. V. Plot. 20, 36–47). Кроме того, О.-христианин примерно на 20 лет стар­ше Плотина, и они вряд ли могли быть знакомы, т. к. О.-христианин уехал из Александрии ок. 232, когда Плотин только начал учиться у Аммония. Чтобы посетить занятие Плотина, О.-христианин должен был приехать в Рим не ранее 244, о чем ничего неизвестно, а чтобы написать трактат при имп. Галлиене, он не должен был умереть еще при имп. Галле (251–253), согласно Евсевию, Hist. Eccl. VII 1, 1.

Литература:

  • Weber K.O. Origenes der Neuplatoniker. Münch., 1962;
  • Theiler W. Ammonios, der Lehrer des Origenes, – Forschungen zum Neuplatonismus. Berlin, 1966, S. 1–45;
  • Dörrie H. Ammonios, der Lehrer Plotins, – Idem. Platonica minora. Münch., 1976, S. 324–360;
  • Idem. Der König. Ein platonisches Schlüsselwort, von Plotin mit neuem Sinn erfüllt, – Ibid., S. 390–405;
  • Goulet R. Porphyre, Ammonius, les deux Origènes et les autres… – RHPhR 57, 1977, p. 471– 496;
  • Schroeder F.M. Ammonius Saccas, – ANRW II 36, 1, 1987, p. 493–596;
  • Edwards M. Ammonius, teacher of Origen, – JEH 44, 2, 1993, p. 169–182.

За тождество О.-платоника и О.-христианина высказываются:

  • Crouzel H. Origène et Plotin, élèves d’Ammonius Saccas, – BLE 57, 1956, p. 193–214;
  • Idem. Notes critiques sur Origène (I), – BLE 59, 1958, p. 3–7;
  • Kettler F.H. War Origenes Schüler des Ammonios Sakkas? – Epektasis. Melanges offerts à J. Daniélou. Paris, 1972, p. 327–334;
  • Idem. Origenes, Ammonios Sakkas und Porphyrios, – Kerygma und Logos. Festschrift für C. Andresen. Gött., 1979, S. 322–328;
  • Beatrice P.F. Porphyry’s Judgement on Origen – Daly R.J. (ed.) Origeniana Quinta. Leuven, 1992, p. 351–367.

А. В. СЕРЕГИН