ОРИГЕН (̓Ωριγένης) Платоник (сер. 3 в. н.э.), ученик Аммония Сак каса. Согласно «Жизни Плотина» Порфирия (V. Plot. 3, 24–32 Henry–Schwyzer), ученики Аммония О., Плотин и Геренний договорились не разглашать доктрины учителя, но О. все же написал два сочинения: «О демонах» (Περὶ τῶν δαιμόνων) и «О том, что Царь – единственный Творец» (῞Οτι μόνος ποιητὴς ὁ βασιλεύς), последнее в правление имп. Галлиена (253–268). Порфирий также упоминает, что, когда О. посетил урок Плотина, тот смутился и прекратил занятие, заявив, что О. уже знает то, о чем он собирается говорить (Ibid. 14, 20–25).
Кроме Порфирия о платонике О. упоминают Евнапий, Немесий Эмесский, Прокл и Фотий (всего 17 фрагментов – см. Weber 1962). Прокл характеризует О. как соученика Плотина и одного из тех толкователей Платона, которые считают первоначалом Ум, а не Единое (Th. Plat. 2, 4 (vol. 2, p. 31, 2–22 Diehl). Название трактата О. «О том, что Царь – единственный Творец», по-видимому, если только речь не идет о панегирике Галлиену, указывает на критику того различения высшего первоначала («Царя» – выражение из Plat. Epist. II 312e) и демиурга, которое проявилось уже у Нумения (Numen. fr. 12 Des Places = Eus. Pr. Ev. XI 18), а затем и в плотиновской концепции абсолютно трансцендентного Единого (напр., Enn. V 1, 8. 1–10). Т. обр., О., скорее всего, считал именно Ум как первоначалом, так и демиургом. В другом месте Прокл описывает дискуссию между О. и Лонгином по поводу Plat. Tim. 19d, где отрицается, что поэты способны «прочесть подобающее похвальное слово мужам и государству». По мнению О., которое он защищал в течение трех дней, «крича, краснея и обливаясь потом», это высказывание Платона не относится к Гомеру, чьи произведения весьма полезны для воспитания гражданских добродетелей (Procl. In Tim. I 63–64 Diehl).
В научной литературе обсуждается вопрос о возможном тождестве О.платоника и О.-христианина (см. Ориген Александрийский), который, согласно Порфирию (ap. Eus. Hist. Eccl. VI 19, 6–7), был «воспитан как эллин в эллинских учениях» (вопреки Евсевию, Hist. Eccl. VI 2, 7–11; 19, 9–10) и тоже учился у некоего Аммония. Предлагаются три варианта решения этой проблемы:
1) Порфирий и в данном случае, и в «Жизни Плотина» имеет в виду О.-христианина, который учился у Аммония Саккаса;
2) речь идет о двух разных Оригенах, христианине и платонике, которые оба учились у Аммония Саккаса;
3) О.-платоник учился у Аммония Саккаса, а О.христианин – у некоего Аммония-христианина (Hist. Eccl. VI 19, 9–10).
Против отождествления двух Оригенов говорит то, что О.-христианин написал огромный корпус сочинений, а О.-платоник, согласно Порфирию, написал всего два сочинения, и по утверждению Лонгина, которое цитирует Порфирий, был не склонен к литературной записи своих учений (ap. V. Plot. 20, 36–47). Кроме того, О.-христианин примерно на 20 лет старше Плотина, и они вряд ли могли быть знакомы, т. к. О.-христианин уехал из Александрии ок. 232, когда Плотин только начал учиться у Аммония. Чтобы посетить занятие Плотина, О.-христианин должен был приехать в Рим не ранее 244, о чем ничего неизвестно, а чтобы написать трактат при имп. Галлиене, он не должен был умереть еще при имп. Галле (251–253), согласно Евсевию, Hist. Eccl. VII 1, 1.
Литература:
За тождество О.-платоника и О.-христианина высказываются:
А. В. СЕРЕГИН