Библиографическое описание:
Парфенова Е.Г. «ОРГАНОН» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 529-531.


«ОРГАНОН» (от греч. ὄργανον, лат. organum – орудие, инструмент), общее название логических сочинений Аристотеля. Принято считать, что поздняя Античность усвоила это название вслед за первым издателем и коммента­тором Аристотеля Андроником Родосским (1 в. до н. э.), который поместил в своем издании логические сочинения в начале корпуса и назвал их «инст­рументальными книгами» (ὀργανικὰ βιβλία), опираясь на то, что Аристотель подчеркивал пропедевтическую функцию логики относительно других наук (Top. 108b9; Met. IV, 3, 1005b3–5; IV, 4, 1006a5–7). Композиционным прин­ципом Андроника было расположение трактатов соответственно увеличи­вающейся сложности их содержания: в «Категориях» Аристотель анализи­рует отдельное слово, в «Герменевтике» – простое предложение, в «Первой аналитике» представлено учение о силлогистическом выводе, во «Второй аналитике» о научном доказательстве, в «Топике» описывается диалекти­ческий диспут, а заключительные слова последней книги (IX, 34, 183a37– 184b9) относятся ко всему «О.».

В настоящеее время считается установлен­ным, что 1) все трактаты «О.» подлинны; 2) все они – частично авторские записи к лекциям, частично конспекты лекций, составленные слушателя­ми, но просмотренные, исправленные и дополненные самим Аристотелем; 3) все трактаты неоднократно переделывались с учетом новых результа­тов, полученных Аристотелем, т. е. содержат разновременные хронологи­ческие пласты. Существует несколько различных схем относительной хро­нологии сочинений «О.». Однако наиболее вероятным представляется, что «О.» был написан в академический период жизни Аристотеля в последова­тельности: «Категории», «Об истолковании», «Топика» (II–VII, VIII, I, IX), и «Аналитики». При этом возможно, что работа над некоторыми главами разных сочинений велась параллельно.

Известно около 250 средневековых греческих рукописей «О.» (полных или частичных), а также латинские, арабские, сирийские и армянские пере­воды. Editio princeps «О.» вышло в издательстве Альда Мануция (Венеция, 1495).

Состав «Органона».

1) «Категории» (Κατεγορίαι, Praedicamenta). В трактате описываются самые общие предикаты (категории), которые можно высказать о любом объекте: сущность, количество, качество, от­ношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпева­ние (подробнее см. «Категории»). В Античности, Средние века и эпоху Возрождения «Категории» комментировались огромным количеством авто­ров. Значительное влияние на схоластическую философию оказала аристо­телевская идея о различении первичных и вторичных субстанций (первых и вторых сущностей). Сохранились греческие комментарии неоплатоников: Порфирия (во «Введении» к «Категориям» Аристотеля Порфирий намеча­ет иерархическую схему классификации категорий, представленную потом в виде «древа» (arbor Porphyriana); Порфирий составил также комментарий на «Категории» в диалогической форме; тексты Порфирия послужили од­ним из отправных элементов в формировании средневековой проблемати­ки о природе общих понятий (universalia)); далее – Аммония, Симпликия (предпринял попытку интерпретировать «действие» и «претерпевание» как частный случай категории «отношение»); Олимпиодора, Филопона и Элия. Большое количество комментариев на этот текст утрачено, в т. ч. коммента­рии римского стоика Корнута (1 в.; подчеркивал параллелизм между кате­гориями Аристотеля и грамматическими элементами греческого языка).

2) «Об истолковании» (Περὶ ἑρμενείας, лат. De interpretatione). Русское название этого трактата представляет собой кальку с его латинского загла­вия. Оно лишь приблизительно соответствует греческому оригиналу: собст­венно «о (языковом) выражении (мысли)». Западноевропейские учёные на­зывают этот трактат «Герменевтикой». Трактат излагает теорию суждения, которая может рассматриваться как семиотическая основа ассерторической и модальной силлогистик. Сохранились комментарии на «Герменевтику» неоплатоников Аммония и Стефана Александрийского.

3) «Первая Аналитика» (̕Αναλυτικὰ πρότερα, Analytica priora), в 2-х кн. Аристотель излагает теорию аналитического силлогизма и описывает аксиоматизированные системы ассерторической и модальной силлогистик. Система Аристотеля использует 3 силлогистические фигуры из 4-х фигур традиционной логики. Кроме того, здесь описываются некоторые недедук­тивные способы рассуждения: индукция, доказательство от примера, отве­дение.

«Вторая Аналитика» (̕Αναλυτικὰ ὕστερα, Analytica posteriora), в 2-х кн. В книге излагаются основы методологии доказывающих (дедуктив­ных) наук, основы теории доказательства и теории дефиниции. Теория де­финиции опирается на более раннее учение о предикабилиях, изложенное в «Топике».

Различением «Первой» и «Второй Аналитики» мы обязаны, по-види­мому, Андронику. Сам Аристотель все четыре книги цитирует под общим названием «Аналитика». Наиболее известные античные комментаторы «Аналитик»: Александр Афродисийский (характерно толкование стоиче­ской пропозициональной логики в качестве своеобразной метасистемы по отношению к аристотелевской силлогистике), Фемистий (составил па­рафраз «Второй аналитии», отделив аристотелизм от платонических на­пластований), Иоанн Филопон (в его комментарии, вероятно, впервые, для иллюстрации силлогистических закономерностей применяются идеогра­фические средства (незамкнутые дуги); для его комментария ко «Второй аналитике» характерна тенденция преодолевать логико-гносеологические трудности за счёт семиотико-грамматических дистинкций), Проб (его ком­ментарию принадлежит важная роль в процессе проникновения и распро­странения теорий «Аналитик» на Востоке), Аммоний (подразделяет сил­логизмы на категорические, гипотетические и получающиеся посредством присоединения к посылке дополнительного предложения). В Западной Европе «Аналитики» стали известны лишь в 12 в., когда был опубликован их перевод на латинский язык.

4) «Топика» (Τοπικά, Topica) (8 книг). В трактате излагается методоло­гия античной диалектики, существовавшей в таких формах, как диалектика спора и исследование научных проблем посредством выявления и разреше­ния трудностей (апорий). Аристотель выявляет общую логическую основу различных практических применений диалектики и создаёт таким образом новую научную дисциплину. Из многочисленных греческих комментариев к «Топике» сохранились комментарии Александра Афродисийского.

«О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶν ἐλέγχων, De sophisticis elenchis). Это не самостоятельный трактат, а 9-я книга «Топики». Классификация софизмов и паралогизмов в 9-й книге тщательно изучалась в Средние века и почти полностью вошла в учение традиционной логи­ки о т. н. логических ошибках. С современной точки зрения особое значе­ние имеет анализ парадокса о лжеце (180а35–b7), фактически стимулиро­вавший возникновение в средние века логических трактатов на тему «de insolubilibus» (о неразрешимых предложениях), в которых первоначально рассматривалась проблема семантических антиномий.

Литература:

  • Brandis C. Über die Reihenfolge der Bücher des aristotelischen Organons. Berlin, 1833;
  • Düring I. Aristoteles. Darstellung und Interpretation seines Denkens. Hdlb., 1966.

См. лит. к ст. Аристотель.

Е. Г. ПАРФЕНОВА