Библиографическое описание:
Лебедев А.В. АРХЕ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 185-186.


АРХЕ (ἀρχή), начало, принцип (лат. principium), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространственном или временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальст­во, власть, главенство. Процесс терминологизации (архе как «первоначало, принцип», не initium, но principium) произошел в 4 в. до н. э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков, где ἀρχαί во множественном числе – исходные пункты доказательства, аксиомы. Уже у Платона архе употребляется в значении 1) онтологического принципа (ср. схоластич. principium reale) и 2) начал а познания, гносеологического принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го особенно важен «Федр» (245b10 сл., d1 сл.: «Начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все возникающее по необходимости должно возникать из некоего начала...»), для 2-го – 6-я кн. «Государства» (510b5 слл. – о «беспредпосылочном начале», где, одна­ко, архе имеет также онтологический смысл (идеи Платона суть одновре­менно принципы бытия и познания)).

Аристотель впервые дает семантическое описание архе (Met. V 1, 1012b34 слл.) и различает: 1) эпистемологические начала («начала, исхо­дя из которых доказывают», «силлогистические», «аподиктические», «на­учные» начала) и 2) онтологические начала («начала сущности» – там же, III 1, 995b7), причем «начала познания» часто выступают как синонимы «исходных посылок», «постулатов», «аксиом» («начала вывода – посыл­ки»: An. Pr. I, 27, 43a21). «Наиболее надежным, наиболее достоверным, безусловным» из «начал доказательств» Аристотель провозглашает закон противоречия (Met. IV 3–6; XI 5–6), отрицавшийся Гераклитом. «Начала» должны обладать самоочевидной достоверностью, они «недоказуемы» (M. M., 1197a22), не могут быть получены силлогистическим путем (E. N. 1139b30; 1098b1; Top. 101b1); «начало» научного знания («эпистеме») – ин­туитивный ум (νοῦς) (An. Post. 23, 84b37; 33, 88b35; E. N. 1140b33; 1143b10). «Начала сущности», или принципы бытия, – то же, что «причины» (αἰτίαι), их столько же, сколько метафизических «причин», т. е. четыре: материя, или «то, из чего», форма (εἶδος), или «чтойность», начало движения и цель, или «то, ради чего» (телос). Они выступают факторами, конституирующи­ми конкретную вещь, «вот-это-вот-нечто» (τόδε τι), или первую сущность (πρώτη οὐσία). «Движущую архе» Аристотель называет «началом в собст­венном смысле» (напр., Meteor. 346b20). В историческом очерке учения о «началах» (Met. II, 3–9, ср. Phys. I, 2 сл.) Аристотель рассматривает всех своих предшественников с точки зрения предвосхищения ими одного или нескольких из «четырех начал» (причин) бытия. «Большинство первых фи­лософов», согласно Аристотелю (Met. 983b6 сл.), предвосхищали матери­альное «начало» (архе). Именно в этом смысле следует понимать утвер­ждения Аристотеля, Теофраста и позднейшей доксографии, что Фалес, Анаксимен, Гераклит и др. «принимали за архе» собственно воду, воздух и огонь, и нет никаких оснований приписывать перипатетический тер­мин «архе» ионийским натурфилософам (употребление архе в значении, близком к онтологическому принципу впервые засвидетельствовано для Филолая, fr. B 6 DK.

Литература

  • Лебедев А.В. Об изначальной формулировке традиционного тезиса ΤΗΝ ΑΡΧΗΝ ΥΔΩΡ ΕΙΝΑΙ, – Balcanica. Лингвистич. исследования. М., 1979, с. 167–176;
  • Lumpe A. Der Terminus «Prinzip» (ἀρχή) von den Vorsokratikern bis auf Aristoteles, – ArchBegr 1, 1955, S. 104–116.

А. В. ЛЕБЕДЕВ