Библиографическое описание:
Мочалова И.Н. ДИАЛЕКТИКА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 319-326.


ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι – разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контек­стах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии.

Софисты. Утверждение диалектики как искусства ведения беседы свя­зано с деятельностью софистов (сер. 5 в. до н.э.), впервые сделавших само «слово», λόγος, предметом осмысления. Софисты не только публично де­монстрировали свое умение говорить, убеждать и спорить, но как учителя­профессионалы должны были знать, как обучить этому других. В ходе ре­шения практических задач словесное искусство (ἡ περὶ τοὺς λόγους τέχνη, или τέχνη τῶν λόγων) начинает специализироваться и дифференцировать­ся: постепенно оформляются риторика как искусство говорить (красноре­чие), эристика как искусство спорить, диалектика как искусство беседовать (аргументировать). Однако поначалу между ними не было четких границ, и диалектикой могли называть общую софистическую технику аргумента­ции (и владеющих ею – диалектиками), получившую название «искусст­во противоречия» (ἀντιλογικὴ τέχνη), или искусство «отыскивать доводы и за и против чего бы то ни было» (Plat. Phaedr. 261d–e, ср.: Soph. 225a). Основой данного искусства, разработанного Протагором (D. L. IX 52–53) в соч. «Эристика» (Τέχνη ἐριστικῶν) и «Антилогии», стал разработанный Зеноном Элейским и широко использованный софистами метод опровер­жения через выявление противоречий, следующих из принятого тезиса. Отождествление диалектики с софистическим «искусством противоре­чия» демонстрирует один из ранних контекстов употребления термина: Аристотель в диалоге «Софист» назвал «изобретателем диалектики» Зенона (Arist. fr. 65 Ross; D. L. VIII 57; IX 25; ср.: Plat. Phaedr. 261e).

Сократ придает новое содержание диалектике, понимая ее не толь­ко как особую разговорную практику, но и как особый метод постижения истины и условие нравственного совершенства (ибо знание добродетели и бытие добродетельным тождественны). Такое понимание цели диалек­тики определило как характер, так и технику ведения его бесед в отличие от софистической агонистики. По Сократу, беседа должна быть дружеской, располагающей собеседника к откровенности (Plat. Men. 75d), а не похо­жей на схватку с противником (ср.: Theaet. 165d–e). Для Сократа важно, чтобы собеседник высказывал собственное мнение и не выдумывал воз­можные ответы. Как и у софистов, обычным приемом диалога у Сократа было опровержение через приведение к противоречию (ἔλεγξις), достигае­мое искусно поставленными вопросами. Поэтому Сократова диалектика понимается прежде всего как искусство задавать вопросы и давать ответы (Plat. Crat. 390с; Apol. 33b; Theaet. 150c; ср.: Arist. Top. 155b5–10; Soph. El. 172a15–20; Anonym. Proleg. 2, 11), которое являлось своего рода «ис­пытанием» собеседника и его утверждений, становясь стимулом для даль­нейшей беседы. По мнению Сократа, «надо усердно заняться этим: таким путем люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике» (Xen. Mem. IV 5, 12). Т. обр., задачу диа­лектики Сократ видел в том, чтобы помочь собеседнику раскрыть содержа­ние значимых для каждого человека понятий (справедливость, мужество, благочестие и т. д.), открыть за многозначностью слов постоянный смысл, усматривая общее в различающемся, сходное в несходном. В этом смысле диалектика близка майевтике – повивальному искусству, способствующе­му рождению знания: «Как задача повитухи состоит в том, чтобы вывести на свет находящееся во чреве дитя, так задача мудреца – в том, чтобы вы­вести на свет все скрытое в глубине души и помочь ей во время этих родо­вых мук» (Anonym. Prol. 2, 11; ср.: Theaet. 150a–151c; Symp. 206с). Такое понимание диалектики дало Аристотелю основание для критики Сократа, который ограничивался лишь тем, что «ставил вопросы, но не давал отве­тов» (Arist. Soph. El. 183b7–8).

Платон. Намеченное Сократом понимание диалектики как искусства философского мышления получило дальнейшую разработку в творчестве Платона. Он вводит само понятие «диалектика» (διαλεκτική), используя его в качестве технического термина наряду с «диалектическим искусством» (Phaedr. 276е), «диалектической способностью», «диалектическим мето­дом» (Resp. 533c). В текстах Платона понятие «диалектика» употребляет­ся в двух основных значениях: 1) как особое искусство беседы (связанное преимущественно с деятельностью софистов и Сократа) и 2) как искусство правильного мышления. 1) Платон противопоставляет эристике как софистическому спору диалектическую беседу, основанную на истинных знаниях. По мнению Платона, лишь «ненавистник слова» (Phaed. 89d) не ценит слово как инст­румент для добывания истины и использует его ради собственной выгоды. Поэтому любое словесное искусство, гоняющееся за мнениями (эристика, риторика), «смешно и неискусно» (Phaedr. 261e). 2) Особое значение понятие диалектики приобретает в контексте онто­логических построений Платона, выступая уже не как искусство беседы, а как искусство правильного мышления, состоящее в умении оперировать понятиями с целью определения сущности любой вещи (Resp. 534b). В ряде диалогов Платон исследует процедуру возведения (συναγωγή) чувственно воспринимаемого множества к единому понятию, или идее; итогом этих ис­следований можно считать 7-ю кн. «Государства», в которой метод возведе­ния Платон называет «диалектическим путем» и «диалектическим методом». Этот метод «минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устрем­ляется к сущности любого предмета» (Resp. 532a). Убежденность Платона в особом онтологическом статусе идей определила место и значение диа­лектики. В качестве истинного метода диалектика «высвобождает зарытое в какую-то грязь око души и направляет его ввысь», «оказывается на самой вершине умопостигаемого». Выступая как средство постижения истинного бытия, диалектика «венчает все знания» (ἔχειν τέλος τὰ τῶν μαθημάτων, Ibid. 534e; ср.: диалектика как «царское искусство» – Euthyd. 292cd; Polit. 259b), остальные же искусства (μαθήματα: арифметика, геометрия, астрономия, гармоника) играют вспомогательную роль «помощников и попутчиков».

Дальнейшая разработка диалектики определяется эволюцией взглядов Платона на идеи как истинное бытие и понятий как их умопостигаемых по­добий. В диалоге «Софист» Платон определяет диалектику как искусство «рассуждать и мыслить» и дополняет метод возведения методом деления (διαίρεσις, диэреза), следующим образом формулируя задачу диалектики: «различать все по родам (τὸ κατὰ γένη διαιρεῖσθαι), не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый» (Soph. 253d). И хотя метод диэрезы был уже давно освоен Платоном, только в поздних «Софисте», «Пармениде», «Политике» и «Филебе» он определяет его внутреннюю структуру и прави­ла: операция деления должна производиться с как учетом природы вещей, так и внутренней структуры делимого понятия (Phaedr. 265d1–3); наиболее эффективной формой диэрезы Платон считал дихотомию, однако допускал, что деление может быть и трехчленным, и многочленным (Polit. 287bc, Soph. 265e). Т. обр., «диалектическое искусство» выступает как единство двух ме­тодов – обобщения («охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные повсюду явления») и разделения («разделять на виды по­членно, сообразно с их природой, стараясь не раздробить ни одной части», Phaedr. 265de), – вместе позволяющих раскрыть «взаимное переплетение эй­досов», «смешение одного с другим» (Soph. 259e), т. е. раскрыть процесс объединения многообразия в единство понятия.

Платон дважды дает развернутое определение диалектического метода: в «Софисте» (Soph. 253d: «различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый») и «Филебе» (Phil. 15e–16e: «мы должны вести исследование, полагая одну идею для всего» и «смотреть, нет ли еще двух, а может быть, трех идей или какого-то иного их числа, и затем с каждым из этих единств поступать таким же точно образом до тех пор, пока первоначальное единство не предстанет как количественно определен­ное») – и демонстрирует его исследовательскую силу: раскрывает взаимное переплетение «главнейших родов» в «Софисте», смешение единого и мно­гого в «Пармениде». И хотя зрелый Платон утверждает сверхразумный ха­рактер знания об истинном бытии, открывающегося уму непосредственно (Ep. VII, 342b–343b), диалектика сохраняет статус высшей формы рассу­дочного знания (ἐπιστήμη). Платон уверен, что так понимаемая диалектика может быть доступна только философу (Soph. 253e), ибо выступает как об­щая методология, позволяющая «наблюдать, изучать и обучать друг друга» истинному знанию (Phileb. 16e, ср.: Legg. 965bc).

Древняя Академия. Высокая оценка Платона и востребованность диа­лектического искусства сделали диалектику одним из основных предметов обучения в Академии. Учениками Платона была разработана система обу­чения, включавшая изучение диалогов-образцов, составление собственных речей, содержащих доказательства как тезиса, так и антитезиса, и диало­гов, воспроизводящих в редуцированной форме характер бесед, состоящих из аргументов за и против. Кроме того, ученики принимали участие в т. н. сократических играх, когда под руководством учителей они должны были отстаивать предложенный тезис, раскрывать слабость аргументации про­тивника, приводя его к противоречию. Целью этих упражнений была по­беда, а не поиск истины, что делало академическую диалектику во мно­гом схожей с софистической практикой и вызывало недовольство Платона (Resp. 535d).

Систематические занятия диалектикой в Академии приводили к соз­данию специальной технической и учебной литературы, ср.: «Разбор ру­ко водств» (Τεχνῶν ἔλεγχος) Спевсиппа; «Изучение диалектики» (Τῆς περὶ τὸ διαλέγεσθαι πραγματείας), «Книги рассуждений» (Λογιστικῶν βιβλία), «Разрешение спорных рассуждений» (Λύσις τῶν περὶ τοὺς λόγους) и др. Ксенократа; «О руководстве» (Τεχνικόν), «Определения» (῞Οροι). Определяющим для Академии становится отказ от платоновского понима­ния диалектики как метода достижения истинного знания.

Сходное понимание диалектики обнаруживается и в сократических философских школах. Проблемы диалектики прежде всего вызывают ин­терес в Мегарской школе, учеников которой за увлечение спорами называ­ли эристиками, и в близкой к ней школе диалектиков (Диодор Крон, Филон Диалектик). Задачу диалектики в обеих школах видят в разработке софиз­мов и логических парадоксов («диалектических задач»), использование ко­торых позволяет опровергать собеседника, демонстрируя собственное пре­восходство в искусстве спора.

Аристотель. Новый подход к диалектике, отчасти восстанавливающий ее связь с риторикой и софистикой, наиболее полно выражен Аристотелем в «Топике» (вероятно, первоначально название – «Диалектика»), ставшей теоретической кодификацией практики диалектических споров. Согласно Аристотелю, диалектическое искусство «полезно для троякого рода вещей: для упражнения, для общения, для философского познания» (Тор. 101а26– 28). Как упражнение ума диалектика представляет собой тренировку спо­собности аргументировать за или против любого выставленного для обсуж­дения тезиса. Такую диалектику Аристотель называет агонистикой, отличая ее от эристики, допускающей непроизвольные ошибки в споре, и софисти­ки, ошибающейся с умыслом и ради выгоды. Как искусство общения диа­лектика исследует общепринятые, правдоподобные мнения (ἔνδοξα), позво­ляя грамотно высказываться на любую тему в любой аудитории, оставаясь в области общепринятого, не впадая в «невероятное» и противное здравому смыслу.

Для философского познания ценность диалектики, согласно Аристо­те лю, трояка. Диалектика очищает знание от ошибочных утверждений. Такое исследование Аристотель называет испытанием, «пейрастикой» (πειραστική от πειρᾶσθαι – испытывать, мериться силами), понимая ее как часть диалектики (Soph. El. 169b25). Диалектика исследует начала всяко­го знания посредством рассмотрения возникающих в их отношении про­тиворечий и трудностей (апорий). Апоретический метод, раскрывая проти­воречия, способствует выработке собственного мнения и подготавливает к непосредственному постижению начал. Наконец, диалектика есть особый метод исследования и получения нового знания. Аристотель разрабаты­вает «диалектические силлогизмы», посвящая их анализу большую часть «Топики» (гл. 2–7). Поскольку основу этих непротиворечивых умозаключе­ний составляют мнения, принятые на веру, с их помощью могут быть полу­чены лишь вероятные, хотя и непротиворечивые выводы.

Т. обр., диалектика для Аристотеля – это метод исследования правдопо­добных мнений, причем, в отличие от Сократа и Платона, Аристотеля как диалектика интересует не столько содержание знания, сколько форма его организации. Диалектике отводится место подготовительной ступени по­знания, во многом противопоставленной аналитике, исследующей условия и методы достоверного, аподиктического знания. Для Аристотеля диалек­тик, пребывающий в области мнений, всегда уступает философу, обладаю­щему истинным знанием первых начал и исcледующему «сущее как тако­вое, в то время как «диалектика и софистика имеют дело с привходящими свойствами» (Met. XI, 1061b8–9). Такое понимание диалектики в целом со­хранится в аристотелизме и найдет приверженцев среди скептиков, утвер­ждавших вслед за Аристотелем диалектику как учение о вероятностном знании.

Стоицизм. Важный синтез представленных в классическую эпоху тра­диций логики и диалектики сделали стоики, осознавая себя продолжате­лями диалектических изысканий Платона, Аристотеля и мегариков (ср.: SVF II 126). Наиболее полно стоическая диалектика была разработана Хрисиппом, который «в области диалектики приобрел такую известность, что, по всеобщему мнению, если бы у богов была диалектика, она была бы Хрисипповой» (D. L. VII 180; ср.: SVF II 28). Данной теме третий схо­ларх Стои посвятил многочисленные сочинения, в частности: «Руководство по диалектике» (Τέχνη διαλεκτική); «Диалектические определения»; «Об употреблении имен в диалектике»; «О диалектических апориях»; «О диа­лектике»; «О возражениях диалектикам», «О том, что древние использова­ли диалектику наряду с доказательствами» и др. (D. L. VII 189–202).

Следуя за Сократом, наиболее «серьезным диалектиком», Хрисипп раз­деляет традиционное понимание диалектики как искусства «правильно рас­суждать и правильно беседовать», что означает «умение разбирать предло­женный предмет и отвечать на вопросы» (SVF II 130, цит. по изд.: Столяров, Фрагменты II. 1), и в дальнейшей разработке этого искусства стоики во мно­гом опираются на «Топику» Аристотеля.

Как составная часть оригинальной стоической системы диалектика вы­ступает в несколько ином смысле – как раздел учения о логосе («логики»). Логосом как звучащим словом (λόγος προφορικός) занимается риторика, со­ставляя первую часть логики. Логос, данный в мышлении (λόγος ἐνδιάθετος), исследует диалектика, составляя главную часть логики, а нередко выступая ее синонимом. Предметом диалектики (=семантики) становятся «обозна­чающее» – словесные знаки (звуки, слоги, слова, предложения) – и «обо­значаемое» – то, что высказывается и выражает смысл («лектон»): понятия, суждения, умозаключения. Цель диалектики состоит в том, чтобы, раскрыв связь между телесными знаком и чувственно данным предметом и бесте­лесным обозначающим смыслом, определить «истинное, ложное и то, что не является ни истинным, ни ложным» (SVF II 122; ср.: II 123).

В соответствии с данной целью определяются две задачи и два значе­ния стоической диалектики. 1) Диалектика как теория познания; ее зада­ча – определение критерия истины. Для чувственного познания таким кри­терием выступает «схватывающее представление» (καταληπτικὴ φαντασία), на основе которого возникает истинное суждение. Признаком истинности научного знания становится его логическая доказуемость, возможность ко­торой определяется представлением стоиков о космосе как едином и согла­сованном, все суждения о котором также должны быть согласованы друг с другом. 2) Диалектика как логика, или наука о правильном мышлении; ее задача – разработка учения об умозаключении и доказательстве (силло­гистика). И хотя стоическая силлогистика сформировалась под влиянием «Аналитик» Аристотеля и модальной логики Мегарской школы, она может рассматриваться как оригинальная логика высказываний, отличная от логи­ческой теории родо-видовых отношений Аристотеля.

Т. обр., стоическая диалектика представляет собой, с одной стороны, истинный метод, определяющий принципы и границы познания, критерий истинного и ложного знания, а с другой – само истинное знание, владеть ко­торым может только мудрец, по мнению стоиков и являющийся истинным диалектиком (SVF II 124; ср.: II 130).

Средний платонизм не выработал единой концепции диалектики, по­нимая ее сущность и роль в зависимости от точки зрения на соотноше­ние платоновской и аристотелевской философии, что позволяет говорить по крайней мере о двух сложившихся традициях. Согласно одной из них, философия Аристотеля рассматривалась как дополняющая учение Платона, а его логика с включенными в нее стоическими элементами понималась как введение в платонизм. Ее сторонники (Антиох Аскалонский, Плутарх из Херонеи, Алкиной, Апулей и др.) под диалектикой понимали логику как раздел философии, посвященный рациональному мышлению (ср. оп­ределение диалектики у Антиоха: «речь в форме логического аргумента», apud Cic. Acad. I 32) Этот раздел содержал (напр., у Антиоха) определе­ния, этимологии, доказательства и силлогистику, включая, т. обр., элемен­ты академической, перипатетической и стоической философии. В значе­нии «логика» (= силлогистика) употребляет термин «диалектика» Гален, ср. соч. «Введение в диалектику» (Εἰσαγωγή διαλεκτική, лат. Institutio logica). Согласно другой традиции, философия Аристотеля, и прежде всего его уче­ние о сущности, рассматривалась как несовместимая с исходными положе­ниями платонизма. В рамках такого подхода сохранялось платоновское по­нимание диалектики как высшей философской науки. Алкиной, автор «Учебника платоновской философии», учитывает обе ли­нии толкования диалектики. Следуя за «Государством» Платона, он опреде­ляет диалектику как вершину теоретической философии, высшую науку о божественном, которая увенчивает и охраняет всякое знание, а в качестве диалектического метода восходит к беспредпосылочным началам (Didasc. VII, 5; ср.: Plat. Resp. 532–534). С другой стороны, Алкиной понимает под диалектикой лишь «знание речей», способность усматривать «сущность вся­кой вещи» и ее свойства (Didasc. III, 1; V, 1), фактически отождествляя диа­лектику с эллинистической логикой. В этой диалектике Алкиной выделяет четыре части (разделение, определение, индукция и силлогизм) и приписы­вает Платону всю систему перипатетической логики (Ibid. III, 2; V, 1–7).

Неоплатонизм. В качестве базового текста для всей неоплатонической традиции можно рассматривать трактат Плотина «О диалектике» (Enn. I 3). Понимая под диалектикой наиболее ценную часть философии, а не только лишь «орудие философа» (I 3, 5. 10), Плотин видит задачу диалектики как искусства и метода в том, чтобы возвести человека от низшего, чувствен­ного мира к Уму, к Благу, к самому Сущему (cр.: Procl. Th. Plat. I, 39–40). По мнению Плотина, достижению «вершины умопостигаемого» предшест­вуют два этапа, на каждом из которых диалектика как метод познания рас­крывает свою специфику. На первом этапе происходит восхождение от зри­мых, чувственных вещей к бестелесным началам. На втором диалектика выступает как истинное рациональное мышление, «наука, способная го­ворить о каждом согласно его понятию (логосу)», которая «располагается в умопостигаемом». Далее, достигнув истины, «диалектика приходит в без­молвие», ибо о Едином невозможно логическое мышление (Enn. I 3, 2–4).

Следуя в целом за Плотином, Прокл называет первый из названных эта­пов «эротикой» – «восхождением к красоте», второй – майевтикой, припо­минанием вечного бытия, и третий – диалектикой, «восхождением к Благу», утверждая этим ее ценностное превосходство как истинного высшего зна­ния (Procl. In Alc. 28, 16–29, 4). Столь высоко оценивая диалектику, Прокл неоднократно подчеркивал несводимость ее к логике, выступающей лишь в качестве «орудия философа» в области «кажущегося сущего» (Procl. Th. Plat. I, 40; ср.: Plot. Enn. I 3, 5).

Высокая оценка диалектики Платоном и стоиками, тщательная ее разра­ботка Аристотелем и стоиками определят место диалектики в средневеко­вой культуре: войдя в число семи свободных искусств (тривиум или квадри­виум), диалектика на века сохранит одно из значимых мест как в структуре философского знания, так и в образовательной практике.

Литература:

  • Sichirollo L. ΔΙΑΛΕΓΕΣΘΑΙ. Dialektik von Homer bis Aristoteles. Hildesheim, 1966;
  • Kerferd G. B. The Sophistic Movement. Cambridge, 1981;
  • Berti E. Gorgia e la dialettica antica, – Sei lezioni sulla sofi sti­ca. A cura di C. Natali. Roma, 1992, p. 11–26;
  • Dimostratione, argomentazione dialettica e ar­gomentazione retorica nel pensiero antico. Ed. A.M. Battegazzore. Genoa, 1993;
  • История античной диалектики. М., 1972;
  • Богомолов А. С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982;
  • Савельев А.Л. Учение древних диалектиков о видах и частях речи, – Академия. Вып. 5. СПб., 2003, с. 73–109.

Платон:

  • Cornford F.M. Mathematics and Dialectic in the «Republic» VI–VII, – Mind 41, 1932, p. 37–52;
  • Stenzel J. Studien zur Entwicklung der platonischen Dialektik von Sokrates zu Aristoteles. Breslau, 19312 (Darmst., 1961);
  • Stenzel J. Plato’s Method of Dialectic. Tr. and ed. D.J. Allan. Oxford, 1940;
  • Müri W. Das Wort Dialektik bei Platon, – MusHelv 1, 1944, S. 152–168;
  • Robinson R. Plato’s Earlier Dialectic. Oxford, 1953;
  • Goldschmidt V. Les Dialogues de Platon. Structure et Méthode Dialectique. Paris, 19632;
  • Marten R. Der Logos der Dialektik. Eine Theorie zu Platons «Sophistes». Berlin, 1965;
  • Mueller G.E. Plato. The Founder of Philosophy as Dialectic. New York, 1965;
  • Platos dialektische Ethik und andere Studien zur platonischen Philosophie. Hrsg. H.G. Gadamer. Hamburg, 1968;
  • Gadamer H.G. Platos ungeschriebene Dialektik, – Idee und Zahl. Hrsg. H.G. Gadamer. Heidelberg, 1969, S. 9–30;
  • Gündert H. Dialog und Dialektik: Zur Struktur des platonischen Dialogs. Amsterdam, 1971;
  • Krämer H.J. Das Verhältnis von Prinzipienlehre und Dialektik bei Platon Zur Defi nition des Dialektikers, «Politeia» 534b-c, – Das Verständnis der ungeschriebenen Lehre Platons. Hrsg. J. Wippern. Darmst., 1972, S. 394–448;
  • Schmitt A. Die Bedeutung der Sophistischen Logik für die Mittlere Dialektik Platons (diss.). Würzburg, 1973;
  • Gómez-Lobo A. Plato’s Description of Dialectic in the «Sophist» 253d1–e2, – Phronesis 22, 1977, p. 29–47;
  • Irwin T. Coercion and Objectivity in Plato’s Dialectic, – RIPh 40, 1986, p. 49–74;
  • Stemmer P. Platons Dialektik. Die frühen und mittleren Dialoge. Berlin; New York, 1992;
  • Gill C. Afterward: Dialectic and the Dialogue Form in Late Plato, – Form and Argument in Late Plato. Eds. C. Gill, M. McCabe. Oxford, 1996, p. 283–311;
  • Зеленогорский Ф. Идеи и диалектика по Платону, – ВиР, 1890, 7, c. 285–312; 8, c. 327–339.

Аристотель:

  • Pater W. A. de. Les Topiques d’Aristote et la dialectique platonicienne. La méthodologie de la défi nition. Fribourg, 1965;
  • Aristotle on Dialectic: The «Topics». Proceeding of the third Symposium Aristotelicum. Ed. G.E.L. Owen. Oxford, 1968;
  • Evans E.D.G. Aristotle’s Concept of Dialectic. Cambridge, 1977;
  • Hamlyn D. Aristotle on Dialectic, – Philosophy 65, 1990, p. 465–476;
  • Reeve C.D. Dialectic and Philosophy in Aristotle, – Method in Ancient Philosophy. Ed. by J. Gentzler. Oxford, 1998;
  • Baltzly D. Aristotle and Platonic Dialectic in «Metaphysics» Γ 4, – Apeiron 32, 1999, p. 171–202;
  • Falcon A. Aristotle, Speusippus, and the Method of Division, – ClassQu 50, 2000, p. 402–414;
  • Луканин Р.К. «Органон» Аристотеля. М., 1984.

Эллинизм:

  • Egli U. Zur Stoischen Dialektik. Basel, 1967;
  • Frede M. Die stoische Logik. Gött., 1974;
  • Die Fragmente zur Dialektik der Stoiker, neue Sammlung der Texte mit deutscher Übers. und Komm. von K. Hülser. Stuttgart. Vols. 1–4. Stuttgart, 1987–1988;
  • Mansfeld J. Doxography and Dialectic: the Sitz im Leben of the Placita, – ANRW II, 36, 4, 1990, p. 3056–3229;
  • Brunschwig J. On a Book-title by Chrysippus: «On the Fact that the Ancients Admitted Dialectic along with Demonstrations», – Aristotle and the Later Tradition. Eds. H. Blumenthal, H. Robinson. Oxf., 1991.

Dialectic after Plato and Aristotle. Ed. by T. Bénatouïl and K. Ierodiakonou. New York, 2018.

И. Н. МОЧАЛОВА