«ФЕДР» (Φαῖδρος ἢ περὶ ἔρωτος, подзаголовок: «О любви»), диалог
Платона, первая редакция которого возникла, вероятно, в конце 380-х до н. э., поздняя редакция, вероятно, относится к 350-м, следует предположить также редакцию, составленную перед 2-й Сицилийской поездкой ок. 369–367. Время действия «Ф.» – 418–416. Действующие лица – Сократ и Федр, восторженный поклонник красноречия и философии (ср. «Протагор», «Пир»). Помимо вступления (227а–230е), где описано место действия – платан на берегу речки Илис в пригороде Афин, в диалоге 4 части:
1) Федр зачитывает речь Лисия (230е–234с) о том, что невлюбленный поклонник предпочтительнее влюбленного, в которой пародирует некоторые положения Антисфена;
2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит свою 1-ю речь (в которой можно усмотреть некоторые намеки на Исократа) (237b–241d); 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ произносит свою 2-ю речь (243e–257b), которая преимущественно и подвергалась расширению и редактированию: в дошедшем до нас варианте Сократ, восхвалив «божественное безумие», определяет душу как самодвижное, и потому бессмертное, начало: уподобив разумное начало души (λογιστικόν) возничему, управляющему крылатой парной упряжкой (аффектами), в которой один конь благороден (θυμοειδές), а другой – его противоположность (ἐπιθυμητικόν), Сократ рассказывает о жизни богов, занебесной области – сфере истинного бытия, и о человеческих душах, которые – в меру их подобия божеству – достигают занебесной области или же «теряют крылья» и, отбывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю; видевший истинную красоту узнает ее отблеск в человеческой красоте и тогда – испытывая состояние влюбленности – вспоминает зрелище неземной красоты, и его душа окрыляется; 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257b–279с): для хорошей речи необходимо знание того, о чем идет речь, а также знание подобия и неподобия; рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды – диалектика; в отличие от существующей риторики истинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеческой души; при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи; мудрый предпочтет сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие. Несмотря на многоплановость «Ф.», его отличает композиционное единство: речь Лисия – пример речи, не основанной на знании;
1-я речь Сократа – пример речи, основанной на сознательном введении в заблуждение (на знании неподобия); 2-я речь Сократа – пример речи, основанной на знании и использующей диалектический метод; рассуждение о риторике ставит общую проблему метода, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание.
Уже античные толкователи по-разному определяли тему «Ф.»: любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника
Гермия, 5 в.). Общая проблема всех частей «Ф.» – субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходящая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь).
Рус. пер.: И. Сидоровского (1780), В. Н. Карпова (1863), Н. Мурашова (1904), С. А. Жебелева (1922), А. Н. Егунова (1965).
Текст:
Platonis Phaedrus, – Platonis opera. Ed. J. Burnet. Vol. 2. Oxf., 1901 (repr. 1967);
Платон. Федр. Пер. А. Н. Егунова, вступит. ст. и комм. Ю. А. Шичалина (греч. текст и рус. пер.). М.,
1989; англ. пер. и комм.: Plato’s Phaedrus. Tr.
with introd. and comm. by R
. Hackforth. Camb., 1952;
De Vries G. J. A commentary on the Phaedrus of Plato. Amst., 1969;
Thompson W. H. The Phaedrus of Plato. N. Y., 1973; франц. пер. и комм.:
Robin L. (ed.).
Phèdre. Introd., texte et trad. fr. P., 1933; Phèdre. Texte ét. et trad. par C. Moreschini et P. Vicaire, pref. de J. Brunschwig, introd. et notes par G. Samama. P., 1998 (BL); ит. пер.:
Platone. Fedro. A cura di G. Reale, testo critico di J. Burnet. Mil., 1999 (библ.). Федр. Пер. А. Н. Егунова,
– Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т.
2. М., 1993, с. 135–191.
А н т и ч н ы е ком м е н т а р и и:
Hermiae Alexandrini in Platonis Phaedrum Scholia. Ed. P. Couvreur. P., 1901;
Лит.:
Griswold C. Self Knowledge in Plato’s «Phaedrus». N. Hav., 1985;
Ferrari G. R F. Listening to the Cicadas. A Study of Plato’s «Phaedrus». Camb., 1987; Understanding the «Phaedrus». Proceedings of the II Symposium Platonicum. Ed. by L. Rossetti. St. Aug., 1992.
Ю. А. ШИЧАЛИН