Библиографическое описание:
Шахнович М.М. ФИЛОДЕМ из Гадары // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 761-768.


ФИЛОДЕМ (Φιλόδημος) из Гадары (100/110–35/40 до н. э.), греч. фило­соф, поэт, последователь Эпикура. Родился в Гадаре на берегу Галилейского моря, изучал философию в Афинах под руководством Зенона Сидонского, после смерти которого возглавил эпикурейскую школу (PHerc. 1005, col.14. 8–9); в 70-е годы переехал в Италию, где в 50–40-е возглавил эпикурей­скую школу в Геркулануме, находившуюся под покровительством Луция Кальпурния Пизона. Ф. был широко образован и преуспел, по мнению Цицерона (Pis. 70), не только в философии, но и в поэтике, риторике и му­зыке, что отличало его от других эпикурейцев. Ф. был известен, прежде все­го, как поэт (в Палатинской антологии – около 30 его эпиграмм), его влия­ние отмечают в творчестве Катулла, Горация, Проперция и Марциала.
Ф. – автор многочисленных философских сочинений, которые стали из­вестны в Новое время после раскопок Геркуланума (1752), где была обна­ружена т. н. «Вилла папирусов» (Villa dei Papiri) с эпикурейской библиоте­кой. В 1793 была начата их публикация в «Voluminum Herculanensium» (см.: W. Schmid. Zur Geschichte der herculanishen Studien, – PPass 10, 1955, p. 478– 500). Большая часть обнаруженных текстов хранится в Национальной биб­лиотеке (Неаполь).
Последняя треть 20 в. ознаменовала новый этап в изучении творчества Ф., связанный с основанием в 1969 в Неаполе Центра по изучению герку­ланских папирусов. С 1971 г. издается журнал «Cronache Ercolanesi» и выхо­дит книжная серия «La Scoula di Epicuro» (Napoli: Bibliopolis). В 1993 была начата подготовка к новому полному изданию папирусов эпикурейской школы на основе оригинального метода развертывания сильно пострадав­ших от огня папирусов, предложенного Д. Оббинком (в этом грандиозном проекте участвуют в основном американские исследователи, среди которых Д. Армстронг, Дж. Портер, и др.). С 2000 к этой работе подключились спе­циалисты по микроспектрофотографии, применяющие высокие технологии для восстановления утраченных букв и фрагментов текстов.
В соч. «О хорошем государе сообразно Гомеру» (Περὶ τοῦ καθ̕ ῞Ομηρον ἀγαθοῦ βασιλέως), Ф. стремился доказать (в отличие от Эпикура) пользу от изучения Гомера. Ф. объяснял, как использовать поэзию Гомера для воспи­тания в себе черт, необходимых хорошему правителю, который должен быть справедливым, искать примирения в спорах, избегать войны, особенно гра­жданской. Ф. называет мудрейшими из греков Одиссея и Нестора, стремив­шихся к мирному разрешению конфликтов (col. 28–29), восхваляет Алкиноя как правителя за то, что он благими решениями и действиями способствовал благоденствию своего народа (col. 30). Обращаясь к Пизону, которому посвя­щен весь трактат, Ф. имел в виду римскую правящую элиту в целом.
Наиболее важное этическое сочинение Ф. – трактат «О смерти» (Περὶ θανάτου). Следуя Эпикуру, Ф. утверждает, что смерть для истинного мудре­ца ничего не значит, и приводит доводы о нелепости страха смерти. Однако далее он переходит к рассуждениям о более или менее трудных видах ухода из жизни. Один из них – безвременная ранняя кончина в молодости. Сам Эпикур уходил из жизни зрелым мужем, познавшим мудрость презрения смерти, но тяжело умирать, будучи молодым. Ф. с большим сочувствием пишет о скорби и терзаниях тех, кто, умирая, оставляет родителей, ребенка, жену, о смерти на чужбине вдали от родных. С другой стороны, Ф. порица­ет тех, кто сожалеет, что, умирая, не оставляет после себя детей, и указы­вает, что скорее друзья и ученики вспомнят учителя добром, чем потомки (PHerc. 1050, col. 23.2–24.5). Он осуждает также стремление к самоубий­ству и выступает с критикой стоической позиции о возможности таково­го; кроме того, называет «великим безумием» желать героической смерти в бою (col. 28.5), ведь не имеет значения, умирает ли человек достойным образом на ложе болезни или сражаясь с врагом (col. 29.15–17). Стали кры­латыми слова Ф. о том, что все люди (независимо от их состояния и положе­ния) живут в городе, не защищенном от смерти (col. 37.27–29). Мы все как сосуды из стекла и глины, поэтому не можем быть не разбиты (col. 39.1–6), однако мы можем морально подготовить себя к смерти, и когда придет вре­мя, достойно, без панического страха, уйти из жизни, зная, что жизнь была наслаждением, а после ее завершения нет никаких ощущений, смерть – все­го лишь окончание жизни, а не начало новых страданий (col. 39.15–25).
В целом ряде сохранившихся фрагментов сочинений об Эпикуре и эпи­курейцах содержится критика «ложных» эпикурейцев. Ф. защищал Сад от критики и от всевозможной вульгаризации, прежде всего подчеркивая особенности поведения или мнения самого Эпикура. Он различал «болтаю­щих» об Эпикуре и тех, кто следует его учению, особенно в том, что каса­ется нравов, царивших в школе во времена Эпикура (PHerc. 1005, col.15.3– 13). С другой стороны, он соглашался с кем-то из оппонентов, что среди эпикурейцев были люди, неадекватно трактовавшие некоторые положе­ния доктрины Эпикура. На это же указывал Цицерон, проводя грань меж­ду образованными и невежественными эпикурейцами и отмечая, что у эпи­курейцев были разные точки зрения на природу высшего блага (De fi n. I 30–31), дружбу (I 66–70) и удовольствие (I, 25). В труде «Об Эпикуре» Ф. рассматривал историю эпикуреизма от Эпикура до своего учителя Зенона Сидонского (PHerc. 1232, 1289). Чрезвычайно важным является рассужде­ние Ф. о возможности развития учения Эпикура, ввиду того, что на протя­жении столетий исследователи муссировали тезис о догматизме эпикурей­ской философской традиции. Ф. отрицал точку зрения о том, что те, кто «пришли в школу после Гермарха», не внесли в учение и практику никаких изменений. Он писал, что он скорее поверит, что «все люди чернокожие, кривые и маленького роста», чем признает, что все эпикурейцы «думают и поступают одинаково» (PHerc. 1005, col. 3.8–17).
У Ф. имелись сочинения историко-философского характера: в сочине­нии «О стоиках» (Περὶ τῶν Στωϊκῶν) он подверг критике этику Диогена Синопского и политическое учение Зенона (PHerc. 155, 339); написал ис­торию академической философии и историю антиплатонической традиции, составил перечни (индексы) философов академической (PHerc. 164, 1021) и стоической (PHerc.1018) школ; написал несколько биографий философов, в т. ч. биографию Сократа. Индексы представляют собой хронологические списки схолархов и учеников каждой из философских школ: у академиков от Платона до Ариста, брата Антиоха, а у стоиков – от Зенона до Панетия.
Этические трактаты Ф.: «О пороках и добродетелях» (Περὶ κακιῶν καὶ τῶν ἀρετῶν), «О ведении хозяйства» (Περὶ οἰκονομίας), «О гневе» (Περὶ ὀργῆς), «О прямодушии» (Περὶ παρρησίας) – наряду с другими произведе­ниями свидетельствуют, о том, что вопреки традиционному мнению о на­личии догматизма в эпикуреизме этическое учение эпикурейцев и их тера­певтическая практика развивались.
Трактат «О прямодушии» (PHerc. 1471) представляет собой изложе­ние лекций Зенона Сидонского о характерах с комментариями самого Ф. Главная идея трактата заключена в эпикурейском принципе необходимости врачевать болезни души философией. Ф. рассуждает о психотерапевтиче­ской практике, применяемой в эпикурейских общинах для формирования спокойного состояния духа, атараксии. Подобно тому как для лечения те­лесных болезней необходимо подобрать правильное лекарство, необходи­мо найти правильное воздействие и на болезни души. Свобода высказыва­ния (парресия), или прямодушие, – средство лечения моральных пороков. Как опытный врач выбирает лекарство, руководствуясь обнаруженными симптомами заболевания, опытный целитель душ применяет свою методи­ку, руководствуясь особенностями психологии слушателя. Так же как врач, «терапевт» души может преуспеть в лечении, а может потерять больного: так как некоторые «пациенты» не выносят откровенности. В ряде случа­ев, пишет Ф., следует скрывать от пациента перспективы его «лечения». Исследователи отмечали значение этого труда Ф. для истории психоло­гии и педагогики (C. E. Glad, 1995), сравнивая эпикуреизм и христианст­во. Трактат построен по характерному принципу: Ф. задает вопросы и сам же на них отвечает. Почему люди принимают откровенные речи легче из уст того, кого они почитают умнее себя, или из уст того, кому они подчиняют­ся? Почему женщины легче реагируют на откровенность, чем мужчины? Почему старики более восприимчивы, чем молодые? Ф. разделяет тех, кто получает «лечение» или воздействие, и тех, кто осуществляет его (руководителей общины). На основании этого возникло несколько теорий социальной стратификации внутри эпикурейской школы. Так, Н. ДеВитт отделял учеников от младших и старших философов, проти­вопоставляя всем мудреца (DeWitt N. Organization and Procedure in Epicurean Groups, – CPhil 31, 1936, 31, p. 205–211). Однако эта точка зрения противо­речит сказанному Ф., который считал, что один мудрец всегда найдет, как поддержать другого, и будет радоваться другому, так как даже мудрецы мо­гут испытывать боль (col. 8.7–13) и могут нуждаться в поддержке. В этом отношении эпикурейский мудрец, в отличие от стоического, оказывается на уровне обычного человека.
Сочинение «О гневе» (PHerc. 182) также связано с идеями Зенона о вос­питании эпикурейского мудреца. Ф. определяет свою позицию в споре пе­рипатетиков и стоиков о природе человеческих эмоций, и прежде всего гне­ва. Согласно представлению стоиков, все эмоции, включая гнев, являются иррациональными импульсами, которые необходимо полностью подавлять. Перипатетики не считали, что мудрец полностью должен быть лишен пе­реживаний, в т. ч. и гнева, и не видели необходимости в отказе от эмоций. Эпикурейцы же считали, что гнев болезнен и поэтому его следует избе­гать, однако гнев в природе человека, и полностью избежать его не удает­ся. В первой части трактата Ф. перечисляет все негативные последствия гнева, используя исторические и литературные примеры. Напр., он пи­шет, что только лев, единственный из всех диких зверей, мог вызвать гнев у Александра Великого (col. 18.26–34). Далее он рассуждает о вреде гне­ва для занятий философией и совместных исследований. Во второй части трактата он представляет точку зрения перипатетиков (col. 31–32) и крити­кует ее. Он пишет, что нет необходимости утверждать, что не подчинивший­ся своему начальнику солдат вызывает справедливый гнев, однако следует признать, что всякая страсть есть зло, т. к. она вызывает боль и приносит вред. Поэтому следует отличать справедливый гнев от гнева пустого, кото­рого прежде всего и следует избегать (col. 37–38).
Ф. задает вопрос: если мудрецу нанесен значительный вред, будет ли он глубоко уязвлен, будет ли он гневаться, и пожелает ли он наказать того, кто нанес ему вред? И сам отвечает: мудрец максимально отдалится от этого че­ловека, но не будет выведен из равновесия этим обстоятельством (точно так же и сильная физическая боль не возбуждает его). Мудрец не будет мечтать об отмщении или наказании обидчика как о чем-то приятном: такая оценка справедливого наказания свойственна жестокому человеку, а мудрец не мо­жет быть жестоким, т. к. жестокость – наихудшее наказание для самого себя (col. 41–42). Ф. развивает идею Эпикура о том, что мудрец не может испы­тывать сильный гнев, а может иметь лишь «легкий» гнев, боги же не испы­тывают гнева вовсе (KDox. 1).
В сочинении «О богах» (Περὶ θεῶν) (PHerc. 26) Ф. писал о причи­нах страха перед богами и указывал на его бессмысленность (col. 16.18 – col. 25). В PHerc. 152 и 157 содержатся фрагменты трактата, в которых Ф. излагал основное содержание своей теологии; этот текст озаглавлен «Об образе жизни богов» (Περὶ τῆς τῶν θεῶν διαγωγῆ). Г. Дильс считал, что это третья часть трактата «О богах», поскольку в ней обсуждаются проблемы вида и формы богов, антропоморфизм, изономия, невмешательство богов в дела природы и людей, атрибуты богов – блаженство и бессмертие. В этих папирусах критически излагаются учения Демокрита, Продика и перипате­тиков о происхождении представлений о богах, а также содержится крити­ка провиденциализм стоиков. В этом сочинении Ф. проявил себя большим знатоком мифологии. Именно эта часть трактата перекликается с сочине­нием Цицерона «О природе богов»; тем не менее некоторые исследовате­ли рассматривают тексты папирусов 152 и 157 как отдельное произведение (Asmis E. Epicurus’ Scientifi c Method. Ithaca, N. Y, 1984, p. 316–320).
Ф. был вынужден защищать эпикуреизм от обвинений в безбожии. В со­чинении «О благочестии» (Περὶ εὐσηβείας) указывались особенности эпи­курейского отношения к богам и подчеркивался благочестивый характер эпикурейской доктрины. Ф. критиковал поэтов и мифографов от Гомера, Гесиода и Пиндара до Аполлодора за ложное мнение о богах, критиче­ски излагал концепции о природе богов греческих философов от Фалеса до Теофраста и резко полемизировал с теологией стоиков Зенона, Клеанфа, Хрисиппа и Диогена Вавилонского. Т. Гомперц, опубликовавший в 1866 гер­куланский папирус PHerc. 1428, содержащий трактат «О благочестии», и Г. Дильс, поместивший параллельно в Doxographi Graeci важнейшие места из этого трактата и отрывки из речи Веллея (Cic. Nat. D. I 27–41), показали, что это сочинение Ф. послужило одним из источников трактата Цицерона «О природе богов». Дильс считал, что Цицерон также использовал сочи­нение Федра, посвященное тому же вопросу. Е. Асмис, верная своей точке зрения на Ф. как всего лишь на компилятора сочинений Зенона Сидонского, настаивает, что и Цицерон, и Ф. использовали не дошедший до нас трактат Зенона с тем же названием. А. Хейнрихс считает, что критика мифографов была воспринята Ф. у Аполлодора (Heinrichs A. Philodems «De pietate» als mythographische Quelle, – CronErc 4, 1974, p. 5–38).
Трактат «О благочестии» состоит из двух книг. Первая посвящена изло­жению представлений о богах и благочестии поэтов и философов, находив­шихся вне эпикурейской традиции. В хронологической последовательно­сти Ф. излагает взгляды греческих мыслителей от досократиков до Диогена Вавилонского. Во второй книге Ф. представляет точку зрения Эпикура о благочестии. В целом трактат представлял собой апологию Эпикура и эпи­курейцев – защиту от обвинений в безбожии и отсутствии благочестия. Ф. стремился показать, как неблагочестивы все другие мыслители и насколько глубоко благочестие Эпикура. Он указывал, что Эпикур не только призна­вал необходимость почитания богов своего города, не только был зрителем на праздниках, но и сам участвовал в обрядах. Согласно Ф., во времена ар­хонта Аристонима Эпикур в письме Фирсону рассказывал, что «отмечал вместе с народом праздник горшков [на второй день Анфестерий] и был посвящен в мистерии города, как и все другие» (De piet. VHІ II 109, 3 = fr. 169 Usener). Кроме того, Ф. цитировал фразу из сочинения Эпикура «Об образах жизни» о том, что мудрец «демонстрирует уважение к богам», по­читать которых следует не из страха перед ними и их гневом, а «потому, что природа богов выше нашей» (II, 108–110 fr. 12, 13 Us.). В той же книге Ф. приводит отрывок из письма Эпикура к друзьям, разъясняющий мотивы участия в религиозной практике (жертвоприношениях и пр.): гражданскую лояльность (необходимость «следовать обычаям», дабы «не смущать обще­ственное мнение») и принцип «жить в согласии с природой» (fr. 387 Us.).
Проявление лояльности было вызвано не страхом перед наказанием, а стремлением эпикурейцев не вмешиваться в политическую жизнь, соглас­но их этическому идеалу «жить незаметно», сохраняя невозмутимость духа и спокойствие (что и означало «жить в согласии с природой»). Э. Биньоне, А. Ж. Фестьюжер экстраполируют мнения Ф. на позицию самого Эпикура, считая, что эпикуреизм был абсолютно догматическим учением. У Ф. в со­чинении «О музыке» имеется замечание, полностью противоречащее пози­ции основателя Сада: «Сколько бы ни говорили, что божественное не нуж­дается дополнительно в чьем-либо почитании, нам-то как раз прирождено его почитание в особой степени, [мы] представляем его благочестиво, со­гласно тому, что было передано каждому преданиями от отцов» (Epicurea. Fr.386). Как известно, Эпикур отрицал традиционную мифологию, «преда­ния отцов» и, в отличие от Ф., не стремился доказывать, что эпикурейцы законопослушные благочестивые граждане.
В знаменитом сочинении «О знаках» (Περὶ σημειώσεων), см. PHerc. 1065, Ф. вслед за Зеноном Сидонским излагал начала индуктивной логики, анализировал процедуры индукции, основанные на аналогии. Этот трак­тат, имевший, вероятно, полное название «О явлениях и умозаключениях», представляет собой замечательное свидетельство развития эпикурейского учения в эпоху Позднего Сада. Эпикур считал индукцию наиболее важным научным методом, но именно Зенон, а следом за ним Ф. стали рассматри­вать научные умозаключения исключительно как индуктивные. Изложение построено по принципу противопоставления двух точек зрения. Вначале Ф. излагает аргументацию против эпикурейской индуктивной логики, за­тем пересказывает ее опровержение у Зенона, после чего снова обращает­ся к возражениям оппонентов и аргументам Зенона, изложенным его дру­гом Бромием. В заключение Ф. приводит выводы об индукции Деметрия Лаконского, представляющие собой несколько иной вариант изложения того же научного метода.
Эпикурейцы рассматривали явления как знаки вещей, которые не мо­гут быть восприняты непосредственно. По их мнению, существует два вида умозаключения: 1) противопоставление, или дедуктивный метод (напр., если нет пустоты, нет и движения; есть пустота, есть движение) и 2) умозаключение по сходству, или по аналогии – индуктивный ме­тод (напр., сколько смертных, столько бессмертных). Критики эпикуре­изма настаивали на истинности только дедуктивного метода, считая его подлинно научным. Для того чтобы доказать что индукция не только ис­тинный, но единственно истинный метод, Зенон переформулировал все доказательства дедуктивным способом (путем противопоставления) в до­казательства по аналогии. Исследователи склоняются к мнению, что Ф. почти ничего не добавил к воззрениям своего учителя. В трех других па­пирусах содержатся отрывки под заглавием «Из лекций Зенона» на ту же тему (PHerc. 1389, 1003), а также некоторые замечания Ф. по теории восприятия (PHerc. 19).
В отличие от старшего поколения эпикурейцев Ф. придавал большое значение искусствам. В сочинении «О музыке» (Περὶ μουσικῆς) в 4 кн. (PHerc. 411, 1497, 1578) Ф. критиковал точку зрения, согласно которой му­зыка влияет на формирование характера и в силу этого имеет большое вос­питательное значение. Платон, Аристотель, Аристоксен, Теофраст, и осо­бенно стоики (Клеанф и Диоген Вавилонский), отстаивали это мнение. Ф. считал, что музыка, состоящая из мелодии и ритма, не оказывает никакого влияния на формирование личности, в отличие от идей и мыслей. Музыка только возбуждает чувства и не ведет к добродетели. Только в единстве с по­эзией музыка может оказывать образовательное и воспитательное воздейст­вие, причем значение поэзии в этом отношении, по его мнению, выше, чем прозы. В трактате «О музыке» Ф. демонстрирует глубокое знание греческой «музыкальной литературы», классифицируя ее по жанрам. Он соглашает­ся с Гомером, что музыка уместна на пирах и празднествах (col. 16.17–23), подчеркивает, что Ивик и Анакреонт привлекали не мелодичностью песен, но страстью, выраженной в стихах (col. 14.8–13). С точки зрения Ф., музы­ка в сочетании с правильными словами способствует подлинному наслаж­дению.
В сочинении в 5 кн. «О поэзии» (Περὶ ποιημάτων) (PHerc. 460, 463, 1074, 207, 1425, 914, 1676) Ф. пытался ответить на вопрос, что делает поэзию бла­гом. В отличие от Эпикура, который отрицал значение поэзии и гомеров­скую поэзию считал ненужным вымыслом, Ф. сам был известным поэтом. Диоген Лаэртий указывал, что Эпикур считал, что мудрец может правиль­но рассуждать о музыке и поэзии, но никогда не станет сам сочинять стихи (D. L. Х 121). Римские эпикурейцы отвергли это положение, утверждая, что Эпикур имел в виду традиционную поэзию, претендующую на раскрытие истины. Истина раскрывается только философией, а поэзия ведет к насла­ждению.
В сочинении «О риторике» (Περὶ ῥητορικῆς) (PHerc. 1672, 1674, 1423, 1669) Ф. исследовал проблему, поставленную еще Платоном и снова вызвав­шую интерес во 2 в. до н. э.: является ли риторика искусством. Особенность трактовки риторики у Ф. объясняется спорами вокруг этой проблемы среди самих эпикурейцев. Вслед за своим учителем Зеноном Ф. отмечал, что если политическая и юридическая риторика не может считаться искусством, то софистическую риторику следует считать таковым. Ф. указал три точки зрения на риторику у поздних эпикурейцев: 1) риторика как «искусство на­писания трактатов и произнесения речей» (PHerc. 1674, col. 21.19–21); 2) ри­торика как искусство, требующее природного таланта и опыта (PHerc. 1674, col. 23.14–20); 3) риторика как вид искусства, использующий сложившиеся приемы. Ф. критиковал первые две точки зрения, пытаясь защитить рито­рику от эпикурейцев-догматиков, утверждавших, что Эпикур и ранние эпи­курейцы отрицали значение риторики. Ф. отмечал, что Эпикур, Метродор и Гермарх выступали против риторики вообще прежде всего в политике и юридической практике. Зенон Сидонский пытался отделить риторику как дисциплину, опирающуюся на определенные приемы, считая ее, как и по­эзию, методическим искусством, от других видов риторики. Ф. высказывал­ся по поводу практической полезности искусства в этическом отношении, что позволило ему и к риторике как виду искусства не относиться отрица­тельно. Искусство риторики, традиционно считавшееся эпикурейцами бес­полезным, у Ф. оказывается не лишенным пользы. В нефилософской прозе, так же как и в поэзии, может быть выражен тот же смысл, что и в филосо­фии – указание пути к блаженной жизни (Sudhaus S. Philodemi Volumina Rhetorica. Amst., 1964, vol. I, p. 216–224; vol. 2. p. 256–253).
Соч.: Voluminum Herculanensium Collectione. Coll. prior. T. 1–11. Nap., 1793–1855; Coll. altera. T. 1–11. Nap., 1861–1876; каталог изданий папирусов с текстами Филодема см.: Gigante M., Shmid W. Praefatio, – Usener H. Glossarium Epicureum. R., 1977, p. XXI– XXXI; The Epigrams of Philodemos. Introd., text and comm. by D. Syder. Oxf.; N. Y., 1997; рус. пер.: Греческая эпиграмма. Под ред. Ф. А. Петровского. М., 1960, с. 168–172.
Отдельные соч.: [De bono rege secundum Homerum]: Filodemo. Il buon re secondo Omero. Ed., trad. e comm. T. Dorandi. Nap., 1982; [De morte]: Filodemo di Gadara. I frammenti del IV libro dell’ opera «Sulla morte». R., 1970; Kuiper Ò. Philodemos. Over den Dood. Amst., 1925; [PHerc. 1021 e 164]: Filodemo. Storia dei fi losofi . Platone e l’Academia. E comm. a cura di T. Dorandi. Nap., 1991; Mekler S. Akademicorum philosophorum index Herculanensis. B., 1958; [De stoicis]: Filodemo. Storia dei fi losofi . La Stoa da Zenon a Panezio. Ed., trad. e comm. a cura T. Dorandi. Leiden, 1994; [De Epicuro]: Filodemo. Memorie Epicuree. Ed., trad. e comm. a cura C. Melitello. Nap., 1997; [PHerc.1005]: Filodemo. Agli Amici di Scuola. Ed. A. Angelli. Nap., 1988; [De libertate dicendi]: On frank criticism. Introd., tr., note by D. Konstan, D. Clay. Atlanta, 1998; [De ira]: Filodemo. L’ira. Ed., trad. e comm. a cura G. Indelli. Nap., 1988; [De deorum victu]: Diels H. Philodemos über die Götter. Buch I und III, – APAW 7, 1915, S. 3–104; 4, 1916, S. 3–69; Arrighetti G. Filodemo. De Dis III, col. XII–XIII 20, – SCO 7, 1958, p. 83 sq.; Arrighetti G. Filodemo. De Dis III, col. X–XI, – Ibid. 10, 1961, p. 112 sq.; [De pietate]: Philodemus. On Piety. Part I. Ed. by D. Obbink. Oxf., 1996; [De signis]: De Lacy P. H.–E. A. Philodemus. On Methods of Inference. Nap., 1978; [De musica]: Philodemus. Über die Musik, IV. Buch. Text, übers. und komm. v. A. J. Neubecker. Nap., 1986; Rispoli G. M. Il primo libro del Περὶ μουσικῆς, – Ricerche siu papiri ercolanesi. Ed. F. Sbrodone. Vol. I. Nap., 1969, p. 23–286; [De poematis]: Sbordone F. Nuovi contributi alla «Poetica» di Filodemo (PHerc. 994), – CronErc 2, 1972, p. 47–58; Sbordone F. Un nuovi libro della «Poetica» di Filodemo, – AAP 9, 1960, p. 231–258; Jensen С. Philodemus. Über ber die Gedichte funftes Buch. B., 1923; Gomperz Т. Philodem und die aestetischen Schriften der Herculanischen Bibliothek, – SWAW CXXIII, 1890; [De rhetorica]: Sudhaus S. Philodemi Volumina Rhetorica. Vol. 1–2. Amst., 1964 (Lipsiae, 1892, 1895, 1896); [De oeconomia]: Laurenti R. Filodemo e il pensiero economico degli epicurei. Mil., 1973; Филодем. Об эконо­мике. Пер. Г. А. Тароняна, – ВДИ, 1969, 4, с. 236–254.
Лит.: Philippson R. Philodemos, – RE XIX, 2, 1938, S. 2444–2482; Gigante M. Ricerche fi lodemee. Nap., 1969; Gaiser K. Philodems Academica. Die Berichte uber Platon und die Alte Akademie in zwei herkulanesischen Papyri. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1988; Sedley D. Philosophical Allegiance in the Greco-Roman World, – Griffi n M. T., Barnes J. (edd.). Philosophia Togata. Oxf., 1989, p. 97–119; Asmis E. Philodemus’ Epicureanism, – ANRW II, 36. 4, 1990, p. 2369–2406; Erler M. Epikur; Die Schule Epikurs; Lukrez, – GGPh, Antike 4. Die Hellenistische Philosophie, 1994, S. 289–362; Gigante M. Philodemus in Italy. The Books from Herculaneum. AnnArbor, 1995; Glad C. E. Paul and Philodemus. Adaptability in Epicurean and Early Christian to Psychagogy. Leiden, 1995; Nussbaum M. The Therapy of Desire. Princ., 1994; Philodemus and Poetry. Ed. D. Obbink. Oxf., 1995; Armstrong D. Philodemus, the Herculaneum Papyri and the Therapy of Fear, – Epicurus: His Continuing Infl uence and Contemporary Relevance. Ed. by D. Gordon, D. Suites. Rochester (N. Y.), 2003, p. 17–45; Philodemus and the New Testament World. Ed. by J. T. Fitzgerald, D. Obbink, G. S. Holland. Leiden, 2004; Покровская З. Ф. Эпикуреец Филодем и его взгляды на поэти­ку, – Древнегреческая литературная критика. М., 1975, с. 235–253; ЛОСЕВ, ИАЭ V. Ранний эллинизм. М., 1979, с. 179–317; Шахнович М. М. Философия Филодема из Гадары: об­щий обзор, – Философские науки: спец. выпуск «Философский Петербург». М., 2004, с. 87–100.

М. М. ШАХНОВИЧ