СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, философские школы (αἱρέσεις), основанные после смерти
Сократа его ближайшими учениками «сократиками» (οἱ
Σωκρατικοί):
Мегарская школа (основана Евклидом из Мегары), Элидская (Федоном из Элиды), впоследствии была известна как
Элидо-Эретрийская школа,
Киренская школа (основана Аристиппом из Кирены), школа
киников (основатели Антисфен
из Афин и Диоген Синопский); Платон основал в Афинах Академию, история которой самостоятельна, хотя и связана с контекстом сократических школ.
Для всех школ авторитетной фигурой был Сократ, память о котором его последователи стремились зафиксировать в «сократических сочинениях» (Σωκρατικοὶ λόγοι). Главным персонажем этих сочинений был Сократ, а главной задачей – описание его характера (этоса). Такие сочинения писали возглавившие свои школы Антисфен, Федон, Аристипп и Платон (по существу, разработавший на основе традиционного собственный жанр философско-драматического диалога), а также
Эсхин и
Ксенофонт, не основавшие своих и не примкнувшие к другим сократическим школам. Особенностью всей сократической литературы был ее фиктивно-литературный, а не исторический характер.
Считается, что единый образ Сократа последующая традиция как бы разбила на фрагменты, усилив ту или иную черту его образа жизни или морального учения. Стиль жизни киников имел соответствие в Сократовом пренебрежении к богатству и умении обходиться аскетическим минимумом в еде, одежде и т. п. материальных благах; Элидская школа усвоила взгляд на философию как на нравственное воспитание, в этом отношении к ним примыкают киренаики, в целом, однако, имеющие более отличий, чем сходств с остальными сократиками (их глава Аристипп интересовался риторикой и политической философией, давал уроки за плату и считал благом удовольствие); мегарики отозвались на Сократово учение о единой добродетели и его пристрастие к диалектическим диспутам. Все сократики большое внимание уделяли этическим вопросам, считая добродетель необходимым условием счастья, а философию – воспитанием души. Однако в этике у них были различные взгляды, иногда прямо противоположные, ср. гедонизм Аристиппа и антигедонизм Антисфена и Диогена.
На фоне учения Платона философские достижения сократиков предсталяются незначительными. Немногие из них интересовались техническими философскими вопросами, среди немногих – Евклид из Мегары. Евклид доказывал несостоятельность суждений по аналогии,
– излюбленный прием платоновского Сократа. Его школа просуществовала достаточно долго, хотя после работ Дэвида Седли (см. лит. к ст.
Мегарская школа) принято считать, что учение мегарской школы и учения Диодора Крона и Филона из Афин (или Филона Диалектика) представляют собой разные, хотя и родственные школы. Дольше всего (до 4 в. н. э. – ср. кинические симпатии имп.
Юлиана) просуществовало движение
киников, которые не отличались ни единством положительных взглядов, ни институциональной организованностью.
Источн.: Socratis et Socraticorum Reliquiae. Collegit, disposuit, apparatibus notisque instruxit G. Giannantoni. Vol. 1–4. Nap., 1990
2;
Nestle W. Die Sokratiker. Deutsch in Auswahl mit Einleitungen. T. I–II. Iena, 1923.
Лит.:
Grote G. Plato and the Other Companions of Sokrates. Vol. 1–3. L., 1867
2;
Rotta P. I Socratici minori. Brescia, 1948;
Merlan Ph. Minor Socratics, –
JHP 10. 2, 1972, p. 143–152;
Giannantoni G. (ed.). Scuole socratiche minori e fi losofi a ellenistica. Bologna, 1977;
Van der Waerdt P. A. (ed.). The Socratic Movement. Ithaca, N. Y., 1994; Lezioni socratiche. A cura di G. Giannantoni e M. Narcy. Nap., 1997;
Döring K. von. Sokrates, die Sokratiker und die von ihnen begründeten Traditionen, – GGPh Antike 2. 1, 1998, S. 139–364;
Gourinat J. B. (ed.). Socrate et les Socratiques. P., 1999;
Rossetti L. Le dialogue socratique in statu nascendi, –
Philosophie Antique 1, 2001, p. 11–35;
Nails D. The peaple of Plato. A prosopography of Plato and other Socratics. Indnp., 2002;
Бриссон Л. Сократики, – Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер, в сотр. с Дж. Барнзом, Л. Бриссоном, Ж. Брюнсвигом, Г. Властосом. Т. 1. М., 2006, с. 158–200 (франц. пер. с изд. 1997).
Библ.:
Patzer A. Bibliographia Socratica. Die wissenschaftliche Literatur über Sokrates von den Anfängen bis auf die neueste Zeit in systematisch-chronologischer Anordnung. Freib.; Münch., 1985;
М. А. СОЛОПОВА